http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2007-01-10/19410-shkolnaya-dusha-na-ves-zolota.html

Школьная душа на вес золота…

Поделиться новостью:

10 января 2007 в 09:00

Школьный лозунг борьбы за детские души приобретает иной смысл. Отнюдь не моральный, а – материальный… Чем больше в школе будет душ (извините, учащихся, конечно!) — тем больше учительская и директорская зарплата… Невыгодно будет избавляться от учеников и ограничивать прием в школы, пользующиеся повышенным спросом. В 2007 году храмы знаний Приамурья будут финансироваться по так называемому подушевому принципу…

Не сможем выжить

 Перемены в школах обычно любят. Правда, не все… Некоторые малокомплектные сельские учебные заведения (где меньше ста учеников) уже сейчас считают, что доживают последние дни из-за ожидаемых изменений в финансировании. 

— Боимся, что не сможем выжить! – с нескрываемой тревогой в голосе говорит директор «малокомплектки» села Кузнецова Магдагачинского района Людмила Ольхова. — У нас очень маленькая школа, всего 21 учащийся и 12 учителей. В год статья зарплатная составляет миллион рублей. Как рассчитывать будут, пока не знаем. Нам прислали формулу, но в ней нет никаких цифр — одни буквы. Мы сами по формуле ничего посчитать не можем.

— Разъяснений никто не давал?

— Нет. Мы — самая отдаленная школа района. Нет никакой связи с центром. Нет автобусного сообщения. Телефонное – в одностороннем порядке (к нам звонить можно, мы – нет). Мы сидим тут… (Пауза… — ред.) Нам очень тяжело ориентироваться в чем-то, потому что не всегда все знаем.

— Интернета нет?

— Ну, какой Интернет…

 Расточительство?

 Расточительством для образования считает руководитель департамента образования администрации Амурской области Олег Лапицкий ситуацию, когда на 21 ученика приходится 12 учителей.

— В Амурской области на одного учителя в среднем — 10-12 учеников, когда среднероссийский показатель – 17 учеников. Во всем мире статистика такая: один учитель на 18-20 детей. Приамурье – не густозаселенная область, большая отдаленность друг от друга населенных пунктов. Есть, конечно, вариант решения проблемы, когда при базовых, опорных школах строятся интернаты. Дети на пятидневку приезжают на занятия в благоустроенном помещении. На выходных едут домой. У нас таких учреждений всего тринадцать по области. В этом году в Новогеоргиевке Шимановского района откроется школа с пристроенным интернатом на 198 учащихся.

— «Малокомплектки» пострадают?

— Даже в федеральном центре мнения разделились. Одни считают, что малокомплектные школы закрывать нельзя — потому что это гибель для села. К примеру, спикер верхней палаты российского парламента Сергей Миронов отстаивает необходимость сохранения храмов науки в деревне. Другие считают деньги, занимаются экономикой образования — и их мнение: деньги на образование используются нерационально, сколько их нам, мол, не давай – все мало. Поэтому надо изыскивать внутренние резервы – они есть. Надо якобы закрыть малокомплектные школы, дать возможность развиваться тем, которые дают более качественное образование. Открыть в них интернаты, обеспечить подвоз учеников и на этом сэкономить. Экономия есть, но незначительная. Затраты на приобретение, обслуживание автобусов, бензин и все остальное тоже немаленькие. Из года в год они растут… Сейчас мы готовим положение о малокомплектной школе – что это такое и как ее финансировать. Потому что закон об образовании говорит: содержание сельских малокомплектных школ идет независимо от количества учащихся. Однако в одной сельской школе 80 учеников, в другой — 20. Одни имеют возможность давать качественное образование — там все учителя-предметники, там есть спортивные залы, возможность подвоза учащихся. В этом случае мы поддержим школу. Есть и другие «малокомплектки» — неперспективные, где нет качественного образования. Они могут стать либо филиалами (допустим, останется только начальная школа), либо вообще будут закрыты. Учтем все, чтобы не пострадало село…

 Ищите резервы!

 «Душевные страдания» в амурском образовании начались еще три года назад.

— Субвенции на доступное и бесплатное школьное образование делились на 29 территорий, — разъясняет Олег Лапицкий. — Больше учащихся в районе – больше средств получала территория. В районах же средства распределялись не по «душам», а по сметным назначениям. С этого года подушевое финансирование коснется каждого школьного учреждения. 

— С января?

— Чуть позже – либо с 1 сентября, либо с 1 апреля. Сейчас мы готовим всю нормативную базу.

…Педработники уже сейчас обеспокоены – возможно, учительские кадры «проредят».

— Зачем переходить на подушевое финансирование? Чтобы повысить реальный уровень доходов учителей, — убежден Олег Лапицкий. — Сейчас, чтобы выжить, учитель должен работать в две ставки и получать при этом 7-8 тысяч рублей. Какое может быть качество образования, если он урокодатель, если он выдает в большом количестве часы и у него нет возможности для размышлений, для самообразования? Никто нам дополнительных средств на повышение зарплаты в школе не даст, поэтому – надо искать резервы. А это переход на пятидневку, сокращение штатов работников образовательных учреждений – нерациональное штатное расписание («полставочники», пенсионеры и т. д.) сделать оптимальным. Когда проверяли школы, выяснили, что в Серышевском районе, например, за счет учительских субвенций содержались электрики, которые обслуживали все село. Кроме того, идет реструктуризация: мелкие школы закрываются, большие укрепляются. Школы городские конкурируют за право иметь наибольшее количество детей. Чем больше школьников, тем больше зарплата у учителей, у директора и так далее.

 *****

Сколько будет стоить одна «школьная душа» в Приамурье? Пока эта цифра никому не известна. Департамент образования (это сейчас его прерогатива!) только разрабатываает нормативы на содержание детей в школах. Однако известно, что среднеобластной показатель на 2007 год – 12 тысяч рублей в год на одного ребенка. Это лишь средства из областной казны на зарплату учителям и на образовательный процесс, без учета затрат муниципалитетов, которые финансируют содержание и обслуживание зданий школ.

Оптимизация будет

 В благовещенских школах тоже ждут перемен. И надеются, что они не окажутся банальным и жестоким уроком рыночной экономики.

 — Оптимизация будет? – поинтересовались мы у директора гимназии № 1 Галины Крицкой. В учебном заведении сейчас на 925 детей — 52 учителя.

— Да… Как это будет происходить, сказать не могу. Пока думаем, изучаем документы, связанные с переходом на подушевую систему. Шесть школ обещали с 1 января запустить, но пока такого нет. Пытаемся отодвинуть процесс на сентябрь, потому что это связано с изменением штатного расписания, нагрузки учителей. В середине учебного года это делать очень болезненно… Зарплатный фонд останется тем же. Насчет меньшего количества учителей у меня большие сомнения. Мы же не сможем дать им нагрузку по 40-50 часов. Нереально это… Другие регионы работают так – не жалуются. Но эти субъекты другие, не дотационные. Вдруг у нас что-то пойдет не так. У них, в случае чего, есть чем заполнить брешь, если та возникнет. А у нас?

— Родители?

— У нас образование – по Конституции — бесплатное... 





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.