Между новым и традиционным...

В селе Первомайском есть замечательная школа-интернат для эвенкийских детей. Здесь они получают прекрасное общее образование, стараются вести хозяйство; после окончания многие поступают в ведущие ВУЗы региона и страны. Россия получает квалифицированные кадры, но нация эвенков теряет представителей и продолжателей рода. В решении этой проблемы приходится стоять перед выбором: либо приобщать коренные малочисленные народы севера к цивилизации, либо оставлять их в почти первобытных условиях — без образования и достижений технического прогресса.

Кочевая школа

 Свое решение дилеммы предложила француженка Александра Лавриллье. Несколько лет назад она приехала в Усть-Нюкжу, чтобы собрать материал для диссертации, изучить быт и культуру эвенков. После защиты докторской диссертации в Париже, Александра вернулась в Амурскую область доктором антропологических наук Парижского университета Сорбонны и президентом некоммерческого общества «Сэкалан» (в переводе с эвенкийского «радуга»)  и стала всерьез заниматься проблемами коренных народов севера. Ее идеей «фикс» стало создание новой кочевой школы для начальных классов.

— Проект французско-эвенкийской кочевой школы сформировался в тайге при совете с семьями эвенков, — рассказывает Александра Лавриллье. — Цель этой школы — дать возможность эвенкийским детям получить начальное образование, живя в семейном кругу и ведя традиционный образ жизни. Чтобы создать такую школу и обеспечить ее нормальное функционирование, необходимы немалые денежные средства. Пришлось француженке искать меценатов  сов-местно с районной администрацией и областным департаментом образования она обратилась к швейцарской компании «Ролекс», известной во всем мире фирме-производителю часов.

Европейские бизнесмены заинтересовались необычным проектом, и весной прошлого года отправили в Амурскую область съемочную группу, чтобы снять фильм о жизни детей в кочевой школе. Несколько дней операторы провели в тайге, с интересом наблюдая за бытом коренных народов севера, и летом фильм был смонтирован и оценен руководством «Ролекса». Как и операторов, бизнесменов впечатлили красота и экзотичность эвенкийской культуры, а так же суровые климатические условия края. Из двух тысяч проектов на грант, этот и еще четыре были признаны лучшими, достойными получения средств на развитие.

 В Интернет из тайги

 Вместе с Александрой Лавриллье в кочевой школе есть еще один преподаватель и два воспитателя. Сама француженка учит детей английскому, французскому языкам, информатике и руководит школой. А вот с изучением родного для детей языка здесь проблемы: не хватает учебных пособий. Впрочем, решением этого вопроса Александра сейчас и занимается: в ее планы входит создать за счет грантовских денег мультимедийное пособие и разослать его по всем нацио-нальным селам.

Александра Лавриллье считает, что со временем школа должна перейти к местному управлению образования.

 — Если кочевая школа будет работать дальше, то для нас это станет большим подспорьем в обучении детей эвенков, — говорит Галина Климович, начальник управления образования администрации Тындинского района.

Учителя новой школы кочуют вместе с детьми в течение всего учебного года по местам, где есть пастбища для оленей. Благо, путешествовать таким образом сейчас проще – кочевники берут с собой палатку, электрогенератор, спальные мешки, учебники, ноутбуки.

Директор Первомайской школы Александр Головин полностью поддерживает проект Александры Лавриллье. «Подкупает не столько новшество (идея кочевой школы у нас назревала давно), — говорит Александр Федорович, — сколько возможность обучения детей иностранным языкам непосредственными носителями этих языков».

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости