http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2007-05-30/19803-rinat-fazleev-u-rezhissera-ne-dolzhno-byt-lyubimchikov.html

Ринат Фазлеев: «У режиссера не должно быть любимчиков»

Поделиться новостью:

30 мая 2007 в 10:00

Заслуженный артист РФ, режиссер Амурского областного театра драмы Ринат Фазлеев отметит свой 50-летний юбилей сразу же после Дня города – 3 июня. Причем вдали от родного дома, как прирожденный артист, – на гастролях в Хабаровске. Юбилеи принято праздновать пышно, однако Ринат Фазлеев считает – для настоящего артиста и режиссера нет ничего лучше, чем встретить очередной день рождения на работе.

О театре, признается Фазлеев, он мечтал с детства: в пятилетнем возрасте на новогоднем представлении был очарован игрой артистов. Уже в школе начал принимать участие в школьной самодеятельности. Но отец будущего актера считал, что это не мужская профессия. Поступать в Казанское театральное училище пришлось тайно. Юный актер раскрыл отцу секрет только после зачисления. А потом и сам строгий родитель нарадоваться не мог – сына показывали по телевизору (Фазлеев-младший играл в телевизионных спектаклях).

Окончив училище, молодой актер не сразу подался на Дальний Восток. Сначала попал в Казанский драмтеатр, оттуда его забрали в армию. Потом перебрался в Улан-Удэ.

— Там я встал на ноги как актер – была масса ролей. Проработал больше шести лет, а потом из любопытства решил отправиться на Дальний Восток, — вспоминает Фазлеев. — Думал, что это краткосрочная поездка – год, максимум два.

А «задержался» актер на Амурской земле по вполне понятным причинам – встретил ту единственную, женился, родилась дочь, да и работа в благовещенском театре увлекала.

Свой переход от актерской профессии к режиссерской заслуженный артист России Фазлеев считает вполне закономерным.

— Изначально я и не думал, что буду режиссером. Это была простая увлеченность, которая потом переросла в профессиональную заинтересованность. Еще в Улан-Удэ я ставил спектакли – вел драмкружок в школе. Тогда это была необходимость: зарплаты мизерные — 130 рублей, прожить на такую сумму было сложно. Когда приехал в Благовещенск, начал ставить спектакли на сцене Союза театральных деятелей (это было в здании рядом с гастрономом, где потом открылся ресторан «Зеленая лампа»), — вспоминает режиссер. – Была перестройка, открывались кооперативы. И мы тоже организовали некий театральный кооператив — продавали билеты, получали некоторый доход. Но дело было даже не в доходах, а в этой увлеченности – мы сами ставим спектакль, к нам приходит зритель... Первым была драма Уильяма Сарояна «Эй, кто-нибудь». 

— А какой постановкой особенно гордитесь?

— Лучше назвать те спектакли, что особенно дороги. Хотя… пусть это и банально звучит, но каждый спектакль – твой ребенок, потому что вкладываешь в него душу, не говоря уже о нервах и времени. Запомнились, прежде всего, первые – «Эй, кто-нибудь» по Уильяму Сарояну, «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо, «Выходили бабки замуж» Флорида Булякова, «Плутни Скапена» Жана-Батиста Мольера, «Васса Железнова» Максима Горького, «Быть или не быть» Уильяма Гибсона. Если говорить о дне сегодняшнем, то это «Семья вурдалака» Василия Сигарева, «Женитьба» по Николаю Гоголю. Отдаю предпочтение классическим произведениям, а если говорить о жанре, то драме. Потому что, помимо хорошего литературного содержания, в классической драматургии есть еще некий внутренний дух произведения, который продолжает жить вне зависимости от режиссерских трактовок. А если говорить о большей части публики, то она жаждет комедий, забавных и зрелищных спектаклей. Но если спектакль захватывает, независимо от жанра, если зритель принимает в нем участие как некий соавтор, основной партнер артиста, то жанр уходит на второй план.

— Кстати, о зрителях в театре. Бытует мнение, что театр самодостаточен, что он может существовать без зрителя.

— Неправда! Я не понимаю тех режиссеров, которые говорят: «А мне все равно: будет ли зритель, понравится ли спектакль». Мне не безразлично, понравится ли мой спектакль, придет на него зритель или нет.

— Свой юбилей встретите на гастролях. Наверное, не в первый раз. Как будете отмечать?

— Скорее, никак. В этот день у меня спектакль – детский мюзикл «Сокровища капитана Флинта». Самый лучший юбилей – встреченный на работе.

— У каждого режиссера в театре есть любимый актер, на которого он обычно делает ставку.

— Для режиссера, наверное, неправильно выделять любимчиков. Это отрицательно сказывается на качестве спектакля. Остальные — даже, может быть, менее одаренные — заслуживают столько же внимания и того же количества ролей, как и ведущие артисты. Но, к сожалению, жизнь диктует другие правила – театральность и зрелищность правят бал, актер обязан своей энергетикой цеплять, а если со зрителем не получается диалога, то зритель уже сам ставит точки над i – этот мне интересен, а этот нет. И сейчас не столько режиссер, сколько зритель выставляет кого-то из актеров на первый план. Исходя из зрительской заинтересованности и учитывая свои пожелания, мы ставим на первые роли тех, кого считаем нужным.

— У вас, наверное, как и у всякого режиссера, есть мечта – поставить что-нибудь эдакое?

— Да, есть. Но называть не буду — человек я суеверный. Тем более что часто такое было – называл пьесу, а поставить не получилось. Хотелось бы ставить что-то такое, что греет душу и что будет интересно и мне, и зрителю.  Поэтому зрителю желаю приходить на наши спектакли, любить нас. Ведь мы вас любим! Тем более что зритель у нас особенный – это отмечают все коллективы, приезжающие в город, – он душевный, он более восприимчивый, способен прощать, видя какие-то недостатки в спектакле, и, тем не менее, он очень тонкий, понимающий, сопереживающий и добрый.

Ринат Фазлеев

Заслуженный артист РФ, режиссер Амурского областного театра драмы, лауреат премии в области литературы и искусства в Амурской области за 2001 год. Окончил Казанское театральное училище (специальность — «Актер русского драматического театра»), Хабаровский государственный институт (специальность — «Режиссер театра драмы, преподаватель театральных дисциплин»), прошел профессиональную переподготовку в Академии искусств, культуры и туризма по программе «Режиссура. Режиссура драмы».

Сыграл более 50 ролей. Поставил около 40 спектаклей, самый недавний из которых – драма «Лев зимой», ее премьера состоялась 20 апреля на сцене амурского театра драмы.

 





Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.