http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2007-06-06/19816-pishchevoe-otravlenie-v-samolete-luchshe-ne-dopustit-chem-otvechat.html

Пищевое отравление в самолете: лучше не допустить, чем отвечать

Поделиться новостью:

6 июня 2007 в 10:00

Качество питания на самолетах в России ухудшилось. Такая информация появилась на сайте Роспотребнадзора, обнародовавшего результаты двухгодичного обследования всей системы российского бортового питания — полутысячи цехов, где готовится еда для пассажиров и экипажей. Амурская область, наряду с Московской и Новосибирской, угодила в список лидеров, которые держат первенство по количеству порций бортового питания, запрещенных к реализации в 2006 году. Конкретнее, пищевая «просрочка» по сравнению с 2005 годом возросла в четыре раза. Но, как выяснилось, это вовсе не плохо…

Опасно для здоровья

 Обследовав цеха в российских аэропортах, специалисты Роспотребнадзора обнаружили, что каждая десятая проба непригодна для употребления по микробиологическим показателям. Самыми опасными для здоровья санитарный врач признал аэропорты Красноярского края, Самарской, Курганской, Камчатской областей и Республики Дагестан. В этих регионах недоброкачественная продукция, которую бортпроводницы предлагали пассажирам, составила от 27 до 50%. Увидев ниже по списку до боли знакомое сочетание «Амурская область», мы насторожились: просроченных порций бортового питания стало больше в четыре раза. Так как для Приамурья прославляться на всю страну негативом – дело житейское, особо не удивились и поняли сообщение так, что в самолетах у нас старыми продуктами кормят. Напросились на экскурсию по предприятию ООО «Бортсервис», которое около восьми лет обслуживает аэропорт Благовещенска. Заместитель директора Людмила Никифорова согласилась провести небольшую экскурсию, чтобы мы увидели весь процесс приготовления питания для экипажей и пассажиров.

 Все очень строго

 Экскурсия началась со склада, куда изначально поступает товар и хранится по группам – соки с соками, овощи с овощами (бирки и штампы проверили лично – все сроки годности в порядке). Чисто, прохладно, современное оборудование: вытяжка для поддержания нужной влажности и температурного режима, подъемник, камера заморозки для мясопродуктов и рыбы, камера хранения овощей и прочих продуктов.

Приготовление бортового питания начинается за три часа до вылета рейса. Количество пассажиров к этому времени уже известно, а меню утверждено с заказчиком — авиакомпанией. Подготовлены к этому времени и необходимые продукты: мясо или рыба заблаговременно разморожены, разделаны, полуфабрикаты «прохлаждаются» в холодильной камере. За три часа все – закуски и горячие блюда — должно быть приготовлено, сервировано, укомплектовано и доставлено на борт самолета.

Весь процесс приготовления повара осуществляют в санитарной одежде, колпаках, одноразовых перчатках и фартуках. Посуда может быть одноразовой или многоразовой (после использования не только моется, но и дезинфицируется). Моются и обрабатываются специальными растворами овощи, зелень и яйца при подготовке для приготовления. Все дезрастворы приобретаются в Роспотребнадзоре, имеют удостоверения качества и сертификаты соответствия.

Автоматическая нарезка закусок, сервировка в касалетки (квадратные тарелки) происходит в холодном цехе, а «сердцем» предприятия называют горячий цех, где готовят так называемые вторые блюда. Нарезанное холодное питание на лифте опускается из цеха в экспедицию, где каждая закуска пакуется в целлофан и помещается в холодильник. Горячее же питание сервируется в одноразовые термостойкие касалетки и выдерживается около часа для достижения температуры плюс пять градусов (таковы санитарно-гигиенические требования). Затем порции укомплектовываются в контейнеры и подаются в бортцех, где хранятся в холодильной камере до момента доставки на самолет. Это первый рацион (при двухразовом питании на борту).

Второй же рацион замораживается до минус 18 градусов. На борту борт-проводники должны выложить порции в печи и разогреть до 6 градусов.

В экспедиции перед вылетом самолета порции укладываются в специальные телеги и контейнеры и автолифтом доставляются на борт.

«Под занавес» экскурсии мы задали вопрос замдиректора Людмиле Никифоровой, почему Амурская область попала в лидеры по просроченным продуктам. Она очень удивилась, сказав, что, возможно, это какое-то недоразумение, и попросила ссылку на источник информации, добавив:

— У нас с такими вещами очень строго. Все работники с большим стажем, истинные профессионалы. И все отдают отчет, к чему может привести пищевое отравление в воздухе. На каждый вид продукции, который идет на борт самолета, у нас есть, помимо сертификата, еще и качественное удостоверение. На каждой упаковке — дата изготовления и реализации. Просроченные продукты? Исключено! Каждую партию бортового питания проверяет санчасть. Каждый месяц у нас проверки контролирующих органов, каждый месяц вся продукция проходит лабораторный контроль на физико-химические показатели. В плане санитарно-гигиенических требований у нас очень строго. Если возникают вопросы, обязательно согласовываем с Роспотребнадзором. На днях я еду во Владивосток на семинар «Менеджмент безопасности пищевых продуктов» непосредственно по производству бортового питания. Эта система международного обращения, и что-то, по мере возможности, будем применять. Так что работаем и стараемся, чтобы максимально свести какие-то недоработки к минимуму. Интересуемся у бортпроводников и пассажиров по поводу качества питания и вкуса. Отзывы положительные, и часто звучит: «Как дома!»

***

Интересно, что, помимо стандартного питания, цеха в Благовещенском аэропорту готовят диетическое, вегетарианское, детское и мусульманское питание. Стоимость укладывается в ту же сумму, что и обыкновенное питание, – 250-300 рублей, поэтому на цене билета не отражается. Приобретая билеты, пассажиры должны оговорить свои кулинарные пристрастия с авиакомпанией, которая, в свою очередь, подает заявку на предприятие. И несколько цифр «на закуску»: еды на один рейс загружают в среднем 50 килограммов и 25 литров питья – на один рацион, 95 килограммов и 50 литров — на два рациона.

 Нужно правильно понимать

 Объяснить, почему Амурская область угодила в список лидеров по снятым с бортового питания просроченным продуктам, мы попросили начальника отдела надзора на транспорте управления Роспотребнадзора по Амурской области Татьяну Булатову.

— Недавно вышло постановление главного санитарного врача об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности бортового питания, — отметила Татьяна Булатова. – Действительно, в постановлении отмечается, что наметилась тенденция ухудшения его качества, увеличилось количество порций, запрещенных к реализации в 2006 году в четыре раза по сравнению с 2005-м. Здесь и прозвучала Амурская область. Но надо правильно понимать, что имеется в виду. У бортового питания, по санитарным правилам, ограниченный срок хранения — до четырех часов. И количество порций, запрещенных к реализации, возросло в связи с тем, что увеличилось количество задержанных рейсов. На предприятии это питание просто не выпускают, а готовят на рейс новое, свежее. Это в плюс производителям и в минус авиакомпаниям и техническим службам, по вине которых идут задержки.

Татьяна Булатова также заметила, что периодически Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки цехов бортового питания. Вспомнила, что около двух лет назад выявлялись факты нарушения комплектации и сервировки, но устранялись по предписанию. Если же говорить о качестве питания в Благовещенском аэропорту, то жалобы от пассажиров или экипажа не поступали ни разу. А уж тем более не было ни одного случая пищевого отравления. «Отравление на борту – это чрезвычайное происшествие, — подчеркнула Татьяна Булатова. – Поэтому контроль за производством питания очень жесткий. При серьезных и неоднократных нарушениях по решению суда можно приостановить деятельность предприятия. В случае наступления тяжелых последствий с угрозой жизни и здоровью возбуждается уголовное дело. В цехах Благовещенска все благополучно, питание качественное, меню разнообразное».

К слову, поступали в Роспотребнадзор жалобы на питание с других аэропортов. В частности, на запрещенные для питания пассажиров и экипажа блюда. Например, на борт не должны готовиться фаршевые изделия, котлеты, соусные блюда, паштеты, вареные колбасы, изделия в панировке. Такие продукты считаются эпидемиологически опасными и поэтому не разрешаются. В ассортимент также не включаются пирожные с кремом, кулинарные готовые изделия в целлофановой упаковке, минеральные воды лечебного назначения, компоты и соки в трехлитровой упаковке и готовые блюда в горячем виде. Когда выявляется, что на борту оказались запрещенные продукты, сообщение об этом направляется в порт приписки, чтобы разобрались на месте. За подобное предусмотрены различные штрафы, дисциплинарные взыскания.





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.