http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2008-03-05/20604-kulture-tyndy-pokoy-lish-tolko-snitsya.html

Культуре Тынды покой лишь только снится

Поделиться новостью:

5 марта 2008 в 09:00

Просвещение – главное призвание культурных учреждений – работа, подчас требующая от человека приложения невероятных усилий. Тем более в российских условиях, где финансирование культуры в целом идет по остаточному принципу. Тем более в маленьком городе, где деление бюджета в лучших математических традициях происходит практически без остатка.

За два месяца этого года сложили свои полномочия сразу два руководителя ведущих культурных учреждений Тынды. События неожиданные, но, в общем-то, закономерные.

Просто однажды человек, который, казалось бы, много лет справлялся с должностными обязанностями, приходит к выводу, что сил на ежедневную борьбу больше не осталось.

Примерно так объяснила коллегам свой поступок Валерия Шевченко – директор Театра драмы, которая болела за его судьбу последние 9 лет. Пыталась сводить дебет с кредитом, изыскивала средства на новые постановки, воевала с инспекциями и инстанциями. Впрочем, особенно объясняться и комментировать времени не было: в условиях предвыборной кампании, в которой театральная площадка бывает максимально задействована, городской отдел культуры, оперативно оценив имеющиеся возможности, предложил поддержать свой театр Светлане Стрелец — актрисе, знающей жизнь и потребности театра. Сегодня и.о. директора Театра драмы Светлана Стрелец в ускоренном режиме осваивает новые функции.

Не менее неожиданным стало и заявление директора Дворца культуры железнодорожников Игоря Малышева. Сегодня и.о. директора ДКЖ Валентина Сурова объясняет это финансовыми планами, которые спускаются на Дворец культуры свыше. Ежемесячно ДК должен зарабатывать сумму, покрывающую 20% от его расходов (так называемое ПВД – подсобно-вспомогательная деятельность). Выполнение такого финансового плана на сегодняшний день не представляется возможным: здесь оказывают свое влияние и отдаленность нахождения учреждения, и отсутствие, к примеру, заведения общепита, которое могло бы приносить стабильный доход. Существование же ДКЖ пока обусловлено лишь его востребованностью железной дороги.

 Раздеться, чтобы заработать

Примерно так может звучать финансовая формула зрелищности. Собственно любой телевизионный канал представляет собой реализацию этой формулы: не оголяются сегодня разве что на канале «Культура». А причина все та же. «Культура никогда не зарабатывала деньги – это не ее специфика. Этому нас учили в институте, — говорит Светлана Стрелец. — Наша задача — просвещать, улучшать общество, а не зарабатывать деньги». В обратном случае театральным деятелям придется идти на поводу у зрителя, заменяя интеллектуальные, художественно-целостные спектакли на зачастую низменные потребности толпы. И тогда-то придется раздеться.

Однако на сегодняшний день так задача не ставится. Несмотря на кадровые перестановки и неоднозначные рассуждения, драмтеатр в столице БАМа был и остается источником просвещения. Его не закроют и не отдадут его площади под коммерчески более выгодные проекты. В этом работников театра заверила Алла Шиян, начальник городского отдела культуры. 

В течение последних нескольких лет тындинский театр самостоятельно окупает затраты на спектакли: костюмы, аппаратуру, и даже за счет арендуемых у театра площадей частично оплачивает коммунальные услуги. И все же понятно, что культура окупить полностью себя не может, и значительную часть содержания театральной труппы города берет на себя муниципалитет.

Расхожее мнение о невероятных заработках театра за счет заезжих артистов на деле никак не подтверждается: стоимость одного билета порой составляет значительную долю зарплаты среднестатистического служащего.

 Чем богаты, тем и Гранты

Впрочем, по словам Татьяны Загородных, начальника районного отдела культуры, в районе кадры остаются стабильными. Несмотря на то, что работа у руководителей культурных учреждений действительно неимоверно тяжелая в поселках и селах Тындинского района, они не только не меняются в течение последних лет, но и пользуются особым авторитетом у жителей. На последних выборах многие культработники с большим перевесом в количестве голосов прошли в депутаты.

На сегодняшний день районную культуру представляют 23 клубных учреждения, из которых 20 – сельские дома культуры, а три – подростковые клубы. Здесь не менее остро стоят проблемы финансирования: практически все сельские учреждения культуры находятся сегодня в ТОЦах, а эти здания внушительных размеров не ремонтировали с тех самых пор, как построили. Понятно, что изношенность здесь наблюдается не только у аппаратуры, костюмов и декораций, но и у самих зданий - в большинстве из районных ДК протекают крыши. Стоит ли говорить, что культработники здесь держатся лишь на внутреннем оптимизме.

Хотя Татьяна Николаевна отмечает, что администрация, несмотря на сложности, с пониманием относится к бедам и чаяниям районной культуры: «У нас очень слабая материально-техническая база. Но мы не можем и не имеем права обижаться. По мере возможностей администрация оказывает нам помощь. По крайне мере в нашем культурно-методическом центре аппаратура – одна из лучших».

Помогает в таком положении и сотрудничество с Российским фондом культуры. Выигранные гранты позволяют хоть как-то поддержать сельские клубы. К примеру, осенью прошлого года на проведение фестиваля народов Севера «Северный калейдоскоп» было выиграно 250 тыс. руб. Что позволило, в том числе, сшить сценические костюмы и свозить эвенкийские творческие коллективы (46 участников) на фестиваль в Благовещенск. А в 2006 году выигранный грант на поддержание материальной базы позволил не только провести детский фестиваль «Детские фантазии», но и приобрести музыкальные инструменты: 3 пианино, 2 аккордеона, 3 баяна.

«И все же надо сказать спасибо и главам администраций, которые поддерживают свои учреждения культуры, несмотря на финансовые трудности», — говорит Татьяна Николаевна, восхищаясь также и работниками культуры, которые не падают духом, продолжая работать активно и добросовестно.

Финансовая составляющая в век торгово-рыночных отношений, пожалуй, самая важная. Но во все времена были и будут параллельные линии, пересечение которых невозможно. Одни из них – культурное просвещение и денежный заработок – те самые два зайца, бежать за которыми одновременно еще не получилось ни у кого.

 

Галина Созыкина





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.