Тень на плетень? Жители Тынды имеют право знать всю правду о своей медицине

Конституционное право каждого гражданина – выбирать лечебное учреждение и врача, которым пациент доверяет или предпочитает их по каким-либо другим причинам. Об абсурдности и незаконности других подходов в организации медицинского обеспечения населения недавно говорил нам всем вновь избранный Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев. Что мешает сделать свой свободный выбор жителям Тынды? Разъяснение по этому вопросу дает начальник отдела по работе с регионами Региональной дирекции медицинского обеспечения на Дальневосточной железной дороге Тарас Васильевич Кононенко.

В Региональной дирекции медицинского обеспечения на Дальневосточной железной дороге внимательно ознакомились с публикациями в местной прессе по возникшим проблемам, связанным с изменением порядка оказания медицинской помощи жителям города Тынды в НУЗ «Отделенческая больница на станции Тында ОАО «РЖД». Считаем необходимым высказать свое мнение о происходящем.

Конечно, досадно, что эти проблемы возникли, несмотря на предпринятые в 2007 году усилия руководства отделенческой больницы и органа управления ведомственным здравоохранением на ДВОСТж.д., то есть Региональной дирекции. На наш взгляд, не вполне корректны оценки происходящего, данные авторами некоторых публикаций, видимо, по причине их неполной информированности. Не исключаем и преднамеренного искажения ситуации с медицинским обслуживанием в городе, в которой винят две больницы, якобы не желающие найти между собой общий язык. Зачем этот «туман» жителям города? Они не заслужили такого пренебрежения к себе. По меньшей мере, это мы можем твердо сказать о железнодорожниках.

В процессе формирования минздравом Амурской области плана распределения объемов бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на 2008 год нами были даны предложения городской мэрии сохранить сложившийся в Тынде баланс финансовых интересов двух лечебных учреждений — ЦРБ и нашего — ведомственного. Соблюдение этого баланса, а попросту — распределение поровну объемов «медицинской работы», за которыми, естественно, стоят финансы, кадры, профиль и мощность коечного фонда, позволяло многие годы избегать социальной напряженности в городе. Существование двух лечебных учреждений давало горожанам возможность, пусть не во всех случаях, но все же, пользоваться своим правом выбора. Для системы здравоохранения небольшого города это обстоятельство – серьезное достоинство. Сегодня вряд ли нужно доказывать, что пресловутая монополия всегда опасна деградацией технологий в любой сфере деятельности, а в медицине за этими понятиями стоят жизни людей. С такой точки зрения город Тында был благополучным со дня его зарождения и до настоящего года.

Надо заметить, что городская мэрия совершенно трезво оценивала возможные последствия изменений устоявшейся структуры здравоохранения Тынды.  Поэтому  в адрес исполнительного директора фонда ОМС Амурской области А.Б. Барабаша был направлен протокол согласования мэром объемов оказания медицинской помощи для населения города Тынды на 2008 г., из которого следует, что установленное задание на стационарную медицинскую помощь должно быть распределено между двумя ЛПУ практически поровну.

Однако, вопреки предложению мэрии, постановлением губернатора Амурской области от 27.12.2007г. № 694 было утверждено задание на 2008 год по оказанию стационарной помощи жителям города для МУЗ «Тындинская ЦРБ» — 4500 госпитализаций, а для НУЗ «Отделенческая больница» — всего лишь 1293. Данное распределение обосновывается и готовится министерством здравоохранения Амурской области, и никем иным. В этом процессе нет никаких других действующих лиц, формально облеченных полномочиями, кроме аппарата мэра, отвечающего за формирование заказа на первичную медико-санитарную помощь своему населению, а также минздрава области, распределяющего между всеми лечебными учреждениями заказанные главами муниципальных администраций объемы работы. Фонд ОМС только согласовывает проект плана распределения объемов помощи и контролирует исполнение страховыми компаниями финансовых расчетов с больницами за выполненную работу.

В этой схеме никакими законами не предусмотрены функции ОАО «РЖД» или его ответственность за организацию общественного здравоохранения в муниципальных образованиях. Поэтому просто оскорбительно звучат реплики в адрес ОАО «РЖД» с намеками на неуважение компании к социальной сфере, которую сбрасывают, как «бабу с возу». Для непосвященных надо заметить, что ОАО «РЖД» на территории района и Амурской области — единственная из производственных структур, которая не только формирует большую часть муниципальных бюджетов и фондов ОМС, но наряду с этим до сих пор несет финансовую нагрузку на поддержание материальной базы и кадрового потенциала лечебных учреждений. Давайте уйдем от понятия «ведомственное здравоохранение» и будем говорить, что это отечественное общественное здравоохранение, в которое вкладывает свои средства под ту или иную программу предприниматель. Пусть кто-нибудь назовет еще одну компанию в районе или в области, финансирующую общественное здравоохранение! И хотя отраслевые лечебные учреждения в системе ОМС преимущественно выполняют функции, далекие от интересов транспортного процесса, не от нашей компании исходила инициатива уменьшить ее вклад в финансирование социальной сферы, защищающей интересы конкретного горожанина.

Компанию волнует не «прибыльность» лечебного учреждения, и даже не «безубыточность», а законность расходования средств железнодорожников на лечебно-диагностические мероприятия, оплата которых предусмотрена в программе ОМС. Сегодня так сложилось, что с интересами железнодорожников считаться не хотят. Например, с 1 января 2007 года больница начала деятельность в системе ОМС по договору со страховой компанией без ограничения объемов работы и принимала в стационар всех пациентов при наличии показаний, т.е. так, как было сформулировано в договорах прежних лет, включая и 2006 год. Когда пять месяцев спустя после начала работы больницы администрацией Амурской области была утверждена территориальная Программа госгарантий на 2007 год, страховая компания предъявила больнице дополнительное соглашение к договору, ограничивающее объемы медицинской помощи, подлежащие оплате из средств фонда ОМС. Условия этого соглашения означали, что уже затраченные на лечение горожан в текущем году 18 миллионов рублей не могут быть получены больницей. При том, что эти затраты чисто медицинского назначения, без учета хозяйственных расходов, которые целиком лежат на железнодорожной отрасли. Понесенные затраты Региональная дирекция компенсировала из отраслевых средств, обделяя другие лечебные учреждения железной  дороги. 

Законом о медицинском страховании предусмотрены права граждан на свободные обращения за помощью в любое лечебное учреждение, с оплатой медицинских затрат из средств ОМС. Эти права граждан подкреплены ФЗ №131, которым на местный бюджет возложены обязанности по организации первичной медико-санитарной помощи и дано право финансирования хозяйственных затрат. Отделенческая больница в 2007 году получила компенсацию от муниципального бюджета за коммунальные затраты при лечении в стационаре всех горожан Тынды всего лишь 200 тысяч рублей, в то же время ЦРБ – более 60 млн. рублей. Практически за ту же самую работу! Можно было бы как-то объяснить руководству компании эту дискриминацию, если бы речь шла только о лечении железнодорожников, но не оплачиваетсяравноценно с ЦРБ и лечение городских пациентов. Компромиссов в 2008 году никто не предлагает. Более того, постановление правительства области практически лишает отделенческую больницу средств ОМС и возможности оказывать помощь железнодорожникам, членам их семей и ветеранам отрасли, которых в городе более 60%. Данная практика необъяснима и не устраивает ОАО «РЖД», так как она противозаконна и противоречит финансовому порядку в системе медицинского обеспечения на ДВОСТж.д. Региональная дирекция не может дальше мириться с подобным обстоятельством. Но ни о какой цели ограничить обслуживание пациентов, не работающих в системе ОАО «РЖД», речи быть не может! Эта реплика в статье одной местной газеты в адрес компании не справедлива.

Однако законное право Региональной дирекции в настоящий момент только одно – привести в соответствие с объемами работы коечный фонд больницы и ее штаты. Отсюда все вытекающие последствия, которыми недовольны жители города. В первую очередь это нежелезнодорожники, хотя в случаях инфекционных заболеваний у детей придется испытывать неудобства всем семьям, поскольку данный профиль коек отделенческая больница, скорее всего, потеряет навсегда. Что касается взрослого «железнодорожного населения», то для этой категории сохранятся условия, о которых будет сказано ниже.

Итак, не больницы виноваты в том, что произошло в городе с медицинским обслуживанием, и, конечно уж, не ОАО «РЖД». Не хватило настойчивости у команды мэрии и доброй воли депутатов городской Думы, чтобы не просто похлопотать об интересах горожан перед минздравом области, а добиться решения вопроса и сохранить социальное благополучие в городе! Ведомственную больницу лишили оплачиваемой в системе ОМС работы — той, которую заказывают органы власти. Железнодорожная отрасль здесь ни при чем. Таким образом, инстанции, ответственные за сложившуюся ситуацию, известны.

Теперь традиционный вопрос: что делать? Прежде чем на него ответить, следует высказаться о позиции других причастных к возникшей в здравоохранении Тынды коллизии. Прежде всего, министерства здравоохранения Амурской области. Возможно, не все подводные течения известны Региональной дирекции, но знаем точно, что заставляет руководителей областного здравоохранения принимать непопулярные решения, обделяя объемами работы ведомственную больницу. В городе Тынде как минимум в два раза превышен против социального норматива коечный фонд стационаров. Его нужно сокращать во что бы то ни стало — против законов экономики бессилен медицинский чиновник, даже самого высокого ранга. Наивно сомневаться, кому должно быть отдано предпочтение при выборе объекта урезания. Таким образом, минздрав Амурской области поступил логично и прагматично, урезав объемы работы именно для стационара отделенческой больницы.

Не совсем хорошо однако то, что заблаговременно не появились в печати объяснения минздрава или фонда ОМС области населению об этом выборе и соответствующая программа их действий. Для горожан понятно, что при сохранении коечного фонда муниципальной больницы и сокращении коек в ведомственном учреждении пациентам предстоят многие годы ожидания,когда в области найдутся средства для масштабной и дорогостоящей реконструкции ЦРБ, чтобы привести ее в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами. Поэтому естественно желание увидеть ближайшую или отдаленную перспективу адекватного замещения свернутой постановлением губернатора области вполне благоустроенной стационарной базы отделенческой больницы. Здесь речь идет не только о санитарных условиях пребывания больных и работе персонала. Дело в том, что компания ОАО «РЖД» ежегодно выделяла из прибыли более 60 миллионов рублей на «чужое» здравоохранение города и прилегающих к нему районов, финансируя текущее содержание отделенческой больницы, «облюбованной» горожанами (как метко сказано одним из авторов публикации в местной газете). Такой программы у минздрава или у других инстанций, по-видимому, нет. Тогда возникают сомнения в рациональности решений органов власти, даже несмотря на их формальную логичность.

Правда, знаем, что существуют надежды на безвозмездную передачу больничного комплекса НУЗа в собственность муниципалитета. Теоретически такое решение руководство ОАО «РЖД» имеет право принять. Но даже если это представить, где тут выигрыш для территориального здравоохранения? С упразднением полноценно работающей ведомственной больницы, получающей немалую часть финансирования из прибыли акционерной компании на текущее содержание материальной базы и социальную поддержку персонала, местный бюджет должен будет взять эти затраты на себя. Сегодня таких возможностей у территории просто нет!

Однако всем известно, что руководством страны одобрена стратегическая программа развития железнодорожного транспорта России и в первую очередь — Дальнего Востока. Северному участку БАМа предстоит перерабатывать очень большие дополнительные грузопотоки. Здесь потребуется укрепление инфраструктуры медицинского обеспечения безопасности движения в условиях интенсификации перевозок, а не упразднение ее. Отделенческая больница на станции Тында – опорная точка в этой системе. На нее возложены государством серьезные мобилизационные функции, которые как часть технологии перевозочного процесса просто невозможно передать никакому другому лечебному учреждению! Представим себе руководителя муниципальной больницы, работающей по договору с железной дорогой, когда его за какие-либо нарушения железнодорожного регламента вызвали (а не пригласили) «на ковер» к железнодорожному начальству и предложили уволиться. А регламент — то был нарушен не самой этой больницей, а, к примеру, в поликлинике на станции Февральск. Железнодорожное руководство должно просить согласие у мэра города Тынды, чтобы наказать главного врача? А если нужно срочно заменить специалиста - врача, например, комиссии ВЭК в поликлинике на станции Юктали, кому должна дать команду Региональная дирекция медицинского обеспечения на ДВОСТж.д.? Нередки ситуации, когда управленческие решения в отраслевой медицине опираются только на Закон о железнодорожном транспорте РФ. Он очень жесткий. Наивно представлять работу гражданского врача по требованиям воинского Устава. Учитывая изложенное, может ли железнодорожная отрасль лишить себя имущественных и управленческих ресурсов, которые завтра придется снова приобретать или создавать для расширяющегося производства?

Поэтому в вопросе «что делать?» вариантов ответа не так много. Во-первых, Региональная дирекция медицинского обеспечения на ДВОСТ ж.д. примет меры, чтобы железнодорожное население не пострадало от реорганизации отделенческой больницы в сложившихся обстоятельствах. Пусть никого не беспокоит, что коечный фонд стационара значительно сократился: хорошо известна практика работы больниц по интенсивным технологиям. Мы намерены сделать ставку именно на такой подход и поможем больнице наладить эффективную работу при ограниченном коечном фонде. Во-вторых, давно назрела необходимость провести капитальный ремонт отделенческой больницы. Для этого появился подходящий момент – сейчас есть свободные площади для перемещения отделений на время ремонта в условиях снижения рабочей нагрузки. Такое предложение Региональная дирекция намерена подготовить в Департамент здравоохранения ОАО «РЖД».

Жаль, что нам приходится все это делать в срочном порядке. Но надо сказать, что до последнего времени руководство отраслевого здравоохранения надеялось на другой вариант развития событий – более цивилизованный и с меньшими потрясениями для социальной сферы города. Мы обращались с предложением к городской мэрии и руководству Амурской области внедрить в практику здравоохранения Тынды хорошо отработанный опыт других городов, в которых налажено так называемое частно-государственное партнерство. В частности, в городе Магнитогорске, где консолидированы материальные и интеллектуальные ресурсы ведомственного (акционерного) лечебного учреждения, а также городской больницы и образовано учреждение нового типа со смешанной формой собственности. Верховная власть в учреждении принадлежит Попечительскому совету, пропорционально представленному акционерной компанией и городской администрацией. Смешанная форма собственности позволила учреждению быть «своим» как для металлургов, так и для всего населения города, властей разного уровня, включая исполнительную дирекцию фонда ОМС. Такая форма собственности учреждения для акционерной компании позволяет сохранить ее присутствие в вертикали управления учреждением при выполнении узковедомственных задач. Для местной же власти главное, что бюджет города имеет солидную помощь от акционера в содержании общественного здравоохранения.

Данный вариант сулил бы городу Тынде стать объектом особого внимания железнодорожного ведомства, которое сегодня приоритетно инвестирует современные и перспективные направления в любой сфере деятельности компании. Эта тема обсуждалась с мэрией города, с правительством Амурской области и министерством здравоохранения, даже прошла организованная Региональной дирекцией конференция с участием всех заинтересованных сторон, а также ученых Сибирского отделения Академии медицинских наук. Любопытно, что из откровенных противников идеи внедрения в Тынде опыта Магнитогорска были только администрация ЦРБ и руководство Тындинского района. Главного врача ЦРБ можно понять: в случае реорганизации он мог бы потерять в заработной плате, если вдруг Попечительский совет назначит руководителем нового учреждения иную кандидатуру. Можно оправдать и его активную роль в защите интересов своего коллектива, который получил сегодня преимущества в финансировании из фонда средств ОМС. Позиция же районной власти не совсем понятна. При сложившейся ситуации здравоохранение города и района в целом теряет средства железнодорожной отрасли, создавая дополнительную нагрузку на муниципальный бюджет! Какой в этом резон для местной власти? Предлагаемый же вариант частно-государственного партнерства позволял бы не только сохранить финансирование от ОАО «РЖД», но и увеличивать его год от года.

Как бы то ни было, идея железнодорожников не прошла. Ее инициаторы получили двойное поражение, лишившись еще и того, что имели прежде. Но вместе с ними проиграл народ, которому придется оплачивать из своего кармана желание получать стационарную помощь в ведомственной больнице. Для нового руководства города есть предмет работы, с которой не справился прежний состав мэрии. Региональная дирекция медицинского обеспечения на ДВОСТж.д. готова вернуться к этому вопросу с условием, что при его решении будет взаимное уважение к интересам всего населения города Тынды, органов власти, а также и компании ОАО «РЖД».

И в заключение. Нельзя скрыть нашу полную уверенность в том, что политика руководства страны в социальной сфере и отношение нового Президента к вопросам защиты прав граждан на свободу выбора — кому отдать свои деньги за свое здоровье — будут подкреплены в ближайшее время теми законами, отсутствие которых сегодня позволяет местной власти принимать дискриминационные по отношению к населению решения.

 

ОАО «РЖД» на правах рекламы.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости