http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2008-04-30/20785-kulturnaya-evolyuciya-pobeda-stala-avtomasterskoy.html

Культурная эволюция. «Победа» стала автомастерской

Поделиться новостью:

30 апреля 2008 в 10:00

Годы меняют до неузнаваемости не только людей, но и здания. Из восьми кинотеатров в Благовещенске за неполные двадцать лет осталось лишь два (без тех двух, что добавились за это время). «Победа» превратилась в автомастерскую, «Зея» — в строительный супермаркет, в «Октябре» размещаются ресторан, кофейня, банк, продмаг. «Сороконожку» отдали спортсменам. Вывеска на фасаде «Амура» гласит, что здесь ведется реконструкция музея природы…

Пацаном бегал туда

 Совершив экскурсию по местам, где еще в 80— 90-е годы крутили кино, наш корреспондент недосчитался шести «киношек». Здания сами, конечно, стоят, но на них нет даже вывесок, за исключением «Победы».

За полуупавшим деревянным забором с колючей проволокой – та самая «Победа», синий фасад с белой деревянной резьбой. Судя по внешнему виду, здание давно не ремонтировалось. Вывеска проржавела, в слове «кинотеатр» буква «р» накренилась. Таксист, который подвез журналиста до бывшего очага культуры, гордо сообщил: «Пацаном я ходил сюда. Теперь здесь автомастерская».

В 1991 году, когда закрывалось все подряд, когда «видики» «поселились» буквально в каждом доме, заколотили ставни и тут. Власти города делали попытку «поселить» в «Победе» библиотеку или какой-то другой культурный объект, но передумали из-за печного отопления и прочих неудобств.

Позже народ видел, что в здании бывшего кинотеатра жили китайцы. На птичьих правах или вполне законных, неизвестно… 

 Культурненько!

 Внешнее убранство «Зеи» порадовало. Прямо терем-теремок, раскрашенный в яркие цвета. Кино тут не крутят аж с 1987 года. Здание было передано в хозяйство ГСТК. Теперь там – строительный супермаркет. От культуры там, наверное, лишь культурное обслуживание. 

Закрывшийся еще в 1991 году кинотеатр «40 лет ВЛКСМ», в народе называемый «сороконожкой», тоже облагораживается снаружи, идет ремонт фасада. Его предназначение — ближе к культуре. Здесь все-таки не строительный магазин, а спортивный интернат. Здание попало лет десять назад в руки Федерации киокушинкай. Вместо одного этажа – стало два. 

«Октябрь», где последний фильм показывали в 1990 году, одним из первых оказался в частных руках. Теперь там можно обслужиться в банке, посидеть в ресторане, поиграть в азартные игры, сделать обновку в обувном магазине, прикупить продукты – в бакалее, цветы – в цветочном салоне. И все – культурненько!

  «Амур» и ныне там

 Не совсем понятна судьба бывшего здания кинотеатра «Амур», закрывшегося в 1990 году. Несколько лет там обитал зоопарк. До сих пор на здании сохранилась табличка «Эколого-образовательный центр управления образования администрации г. Благовещенска». До сих пор по поводу уборки захламленной территории «Амура» звонят экологам: уберите мусор. Те же не успевают отмахиваться: «Давным-давно написали отторжение от бессрочного пользования зданием, потом – землей», — говорят в эколого-образовательном центре. 

Вывеска, сообщающая о том, что в «Амуре» «ведется реконструкция музея природы», ничего общего не имеет с действительностью. Собирались там открыть музей, кажется, палеонтологический. Однако все осталось на уровне намерений. Помнится, одна фирма брала здание в аренду для последующего размещения там современного кинотеатра с детским развлекательным центром с различными игровыми автоматами и аттракционами. И даже как будто вела на объекте работы. Имела виды на «Амур» и Благовещенская епархия. Потому что раньше здесь был Шадринский собор, захоронения. Хотели восстановить собор, а в сквере — соорудить часовенку. 

Последнее архитектурно-планировочное задание на этот объект выдавалось частному лицу четыре года назад, говорят в управлении градостроительства мэрии. Земля тут – свободная. Словом, попыток было много, а толку…

 ******

…В ведомостях киновидеопроката Благовещенска есть упоминание о кинотеатре «Дружба», закрывшемся в 1987 году. Правда, даже в киновидеопрокате не смогли припомнить, где он располагался.

Живут и здравствуют лишь два кинотеатра из той восьмерки, где приобщали к искусству посредством кинопленки: «Россия» и «Харбин». Теперь они вместе – киноконцертный комплекс «Благовещенск», а «Харбин» переименовали в «Магнит». Залы кинотеатров, в одном из которых установлен цифровой проектор и есть возможность крутить 3D-фильмы, арендует частная компания. Тут же – игровые клубы, бары, «ночники». Кстати, «сходить в кино» можно сейчас и по другим адресам: в офицерский клуб ДОРА и ДК Профсоюзов.

 

 Из ведомостей киновидеопроката

«Зея»: 1967–1987 годы

«40 лет ВЛКСМ»: 1961-1991 годы

«Союзкино»: 1935-1951 годы

«Октябрь»: 1951–1990 годы (правда, есть упоминание об «Октябре» от 1948 года)

«Амур»: 1958–1990 годы

«Дружба»: 1967-1987 годы

«Россия»: с 1979 года (о «Харбине» информации нет)

 

В 1916 году в Благовещенске были кинотеатры «Мираж», «Художественный», «Глобус», «Томас» и «Арс». В разные годы упоминаются также «Микрон», «Колос», «Тополек», «Орленок».

 

«Только на голову не вставали»…

«Что мы только ни делали, только на голову не вставали, чтобы привлечь зрителя», — рассказывает об истории развития киноиндустрии в Благовещенске отличник кинематографии Раиса Чепурихина. Она работала в пяти кинотеатрах города, в том числе в трех директорствовала.

— Приехала в Благовещенск из Ангарска в 1974 году, — вспоминает Раиса Чепурихина. — Предложили должность методиста в кинотеатре «Амур». В то время он был детским. Там проработала два месяца и стала директором кинотеатра «40 лет ВЛКСМ», где отработала два года. Сроду кино не знала, а в «40 лет ВЛКСМ» киновечера по актерам проводила — с фактами из биографии актеров, фрагментами из фильмов с их участием. Сначала сама, потом комсомольцев из 22-й школы привлекать стала. Полные залы собирали – там же ДВОКУ рядом. Помню, как падал потолок в зрительном зале буквально за несколько минут до прихода пионеров. Крыша была худая и обвалилась, засыпав зал камнями. Видно было небо...

Потом меня перевели директором «Октября». Пока не открылась «Россия», «Октябрь» был ведущим кинотеатром в городе: 600 мест в «голубом» зале, 400 – в «зеленом». Фильмы, которые приходили из Москвы через кинопрокат, крутили первым делом в «Октябре», потом – в «Амуре», «Зее», «Победе» и «40 лет ВЛКСМ». У нас тоже проходили киновечера. Артисты из Москвы приезжали: Тамара Семина, Борис Галкин... Думаю, для того и перевели меня в «Россию», чтобы продать кинотеатр. В это время «Харбин» открылся — и весь коллектив из «Октября» перевели туда, а «Октябрь» продали.

До 1995 года в «Россию» столько ходило народу! В субботу и воскресенье кассовый вестибюль был забит до отказа. К себе в кабинет я не могла пройти, по стенке пробиралась. И в «Октябре», и в «России» проводили сеанс-сюрприз. Объявлялось о нем в газетах, но никто не знал названия фильма. Иногда зрители сами проходили в аппаратную и выбирали одну из трех банок с фильмом. Набивались полные залы.

Стало трудно, особенно в 1995-1997 годы. Нечем было платить за отопление — трубы «полетели». «Большой» зал закрыли временно. В «малый» совсем мало народу ходило. Поэтому открыли в курилке видеозал на 30 человек. Сотрудники носили из дома кассеты с фильмами. Что мы только ни делали, только на голову не вставали, чтобы привлечь зрителя. В 1997 году заговорили о фильме «Титаник». В Москве требовали вернуть большую сумму, 50% от стоимости проката — 40 тысяч. Мы заработали на нем в три раза больше. Надо было сразу лететь в Москву и брать еще фильмы. А тут потекла крыша, надо было срочно делать ремонт. В это время пришли ко мне с предложением организовать ночной клуб. (До этого уже был опыт организации «ночника». Мне как педагогу по образованию тогда показалось, что молодежь не в ту струю запускаем: дым столбом, пьют. Отказалась, хотя были проблемы с городской администрацией.) На этот раз согласилась, заручившись поддержкой управления имущества, что они дадут определенную формулу по оплате за аренду. Пошли деньги от аренды, я стала ездить в Москву, Сочи за фильмами. В 1999-2000 годах мы встали на ноги. Занялись оформлением зала по-современному, ремонтом. В «большом» зале уменьшили количество мест и за счет этого сделали проход посередине. Ступеньки ковролином застелили, занавеси красивые повесили, подсветку соорудили. В 2000-2003 годы пошли миллионы. Я была уже на пенсии, и, наверное, кому-то надо было поставить своего директора. Пошли проверки. Что хотели найти — не знаю. Разве можно было думать о том, чтобы в карман себе положить, если надо было думать, как коллектив накормить?!

...Раиса Чепурихина вспомнила еще один любопытный исторический факт. Оказывается, для VIP-персон советского периода в кинотеатрах были специальные места.

— В «Октябре» тринадцатый ряд мог пустовать, но продать билеты туда нельзя было. Считалось, что люди могут прийти в кино в последнюю минуту. В «России» места были расписаны, кто где должен сидеть. Самое главное начальство – Степан Авраменко – должно было сидеть на последнем ряду в центре. С одной стороны — один зам, с другой — второй, и все парами. Иногда жены приходили с подругами, когда мужья в командировках. За все время Степана Степановича я видела два раза в кино, и оба — с женой. В «Октябрь» он не ходил. Но мы места всегда держали. 

По поводу специальных рядов для VIP-персон сегодня в кинотеатрах ничего не говорят. Известно лишь, что раздают пригласительные. Впрочем, во время «Амурской осени» для особо важных персон в залах выделяются не только ряды, но и целые сектора.

 

На распутье

О том, кто сегодня — культурный человек, рассуждает благовещенский шоумен Илья Дементьев: 

— Если в учреждении культуры находятся игровые автоматы или ночные клубы, злачные места, как мы их называем, это не причина того, что человек деградирует. Человек сам выбирает, где ему отдыхать – культурно в театре или «культурно» в ночном клубе, распивая пиво. Это говорит не о культуре самой по себе, а о культуре самого человека. Потому что он выбирает. Современный человек стоит на таком распутье, где не одна-две-три дороги, а много. Культурный человек выбирает тот отдых, который ему нужен. Тот, кто сидит в четырех стенах своей квартиры, просматривая фильм на диске, например, ограничен в общении с себе подобными. Все-таки выход в свет, такой, как поход в кино, театр или даже просто прогуляться, уже повышает культуру человека. Просто наша культура формируется именно из общения. Отсутствие ее – это отсутствие познания, отсутствие желания развиваться, когда топчешься на месте.

 

Прогресс у нас

Не регресс у нас в культуре, а прогресс, считает руководитель управления культуры администрации Благовещенска Александр Дворников:

— Чем сложнее жизнь, тем больше народ стремится к прекрасному. 14 лет назад, когда я пришел на эту должность, у нас был один хореографический коллектив — ансамбль «Ровесники». Сегодня танцевальных коллективов – 37. Разных творческих сообществ — в 2006 году в Благовещенске насчитывалось 225, в 2007 году стало уже 258. У нас 22 театральных коллектива, 42 вокальных, есть цирки, студии моды, чего раньше не было. Не регресс у нас, а прогресс.

— Где они обитают?

— В школах, подростковых клубах, ЦЭВе, бывшей пятой школе. Только в Доме народного творчества, что в горпарке,18 коллективов. А раньше он со всеми коллективами ютился в трехкомнатной квартире на Зейской-Шимановского. Теперь набирает силу и ОКЦ.

 

«Домик» без молодежи

 Так же как многие бывшие кинотеатры далеки от кино, некоторые учреждения в Благовещенске не в полной мере соответствуют своему названию.

 Взять, например, Дом молодежи. Двухэтажное здание в центре города строилось на федеральные деньги. Первоначально принадлежало комсомольцам, от которых было передано в ведение общественной организации - Амурского союза молодежи.

Сегодня по зданию снуют китайцы с баулами, тут и гостиница, и, вроде, даже склады для хранения китайского «ширпотреба». Тут есть парикмахерская, развлекательный клуб с игровыми автоматами, бильярд. Имеются мелкие офисы разного ассортимента – начиная от страховой и заканчивая геодезической конторами. 

Молодежь в «Домике» (как называли в свое время это здание) тут есть, но либо играющая в автоматах, либо – с китайским паспортом. Ни танцевальных клубов тут, ни вокальных коллективов, ни прочих творческих. Остался военно-патриотический клуб для подростков, о котором, кстати, что-то давно не слышно. Может, «Домик» перестал быть молодежным?

— Нет, — говорят там, — он по-прежнему принадлежит Амурскому союзу молодежи. С начала 90-х никто нас не финансирует. Мы оплачиваем сами полностью услуги ЖКХ, воду, вывоз мусора. Военно-патриотический клуб работает с детьми. Остальное в аренде – игровые автоматы, бильярд и так, по мелочи. Собираемся спортзал открывать. Бесплатный, скорее всего. Закупили спортинвентарь и в ближайшее время начнем работу.

Молодежным организациям не предоставляем площади. Пытались здесь организовать рок-клуб, но что-то у них не получилось. Все понимаем, что Дом молодежи должен заниматься молодежью. Будем исправляться. Но и так занимаемся – вывозим детей в полевые лагеря.

Не видать на здании большой вывески, что была раньше на фасаде: «Дом молодежи». Осталась только мозаичная композиция на риторическую тематику: кавалерист в буденновке с горном, красные звезды — как напоминание о комсомольцах и молодежи.

 

Культура – «возможность оторваться»

 Дворец культуры профсоюзов едва ли таковым является. На счет дворца никто не спорит. А вот с культурой и профсоюзами тут – проблематично. Разве что по бумагам и по принадлежности. Возводился ДК на средства Федерации профсоюзов и до сих пор находится под ее опекой.

Чего только нет в здании сегодня! Банк, игровые автоматы, компьютерный салон, магазины, ресторан и ночной клуб... Здесь крутят кино и проводят развлекательные программы. О профсоюзных «тусовках» на территории ДК слышать не приходилось. Может, они и проходят время от времени, но информация об этом не попадалась на глаза.

Понятно, что здание – в свободном плавании, как говорит директор ДК Нина Епифанцева. Финансировать его перестали спустя год после открытия (зданию в декабре этого года – 20 лет). И надо как-то держаться на плаву. 

 — Выживаем за счет того, что сдаем часть помещений в аренду, — рассказывает Нина Епифанцева. — «Мир кино» арендует залы. Игровым автоматам сдаем площадь. Средства от этого идут на содержание здания и развитие наших коллективов. У нас студенческий клуб, две школы спортивного танца, колонетика, танец живота, эстрадный коллектив «Имидж» Олега Нерадовских. Здесь родился ансамбль «Мы» Лилии Рахвадзе. Был и народный театр, гитарная, вокальная студии... Федерация профсоюзов отмечала у нас 200-летие профсоюзного движения, они проводят свои мероприятия, конференции, торжества ко Дню Победы.

Нина Епифанцева с ностальгией говорит о временах, когда в ДК проводились молодежные дискотеки, собиравшие по 1000 человек, и соглашается, что культура стала возможностью «оторваться».

— На шоу-программу билет невозможно было достать, а сейчас парочки в сквере с пивом сидят, а к нам не идут. По области вообще – запустенье, клубы стоят «замороженные». Остается надеяться: наконец подумают о культуре. И не только о государственных учреждениях, но и об остальных. Были ж и заводские клубы... Хотелось бы, чтобы здания вернулись к нам, чтоб там занимались коллективы.

Кстати, Федерация профсоюзов контролирует деятельность ДК.

— Финансово-хозяйственная деятельность — в их ведении, — говорят в Федерации. – Им дано право вести хозяйство, но эффективно. Они нам только отчитываются. Пожелания по аренде мы обычно не вносим. Сами занимаются. Иногда можем порекомендовать, если требуют обстоятельства.

 

 





Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.