http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2008-08-27/21149-chetyre-tysyachi-zolotyh-programma-modernizacii-obrazovaniya-za-konkurenciyu-sredi-pedagogov.html

Четыре тысячи золотых: программа «Модернизации образования» за конкуренцию среди педагогов

Поделиться новостью:

27 августа 2008 в 10:00

В прошлом году три школы Тынды поставили на «коммерческие» рельсы. Конечно, это не значит, что учителям пришлось торговать учебниками или партами, но за повышение качества образования государство предложило дополнительное финансирование. Так, к примеру, по новой отраслевой системе оплаты труда педагогов (ОСОТ) больше бюджетных денег получает та школа, в которой большее количество учеников. С первого января 2009 года к программе присоединятся все школы. Что из этого получится, остается только гадать, особенно если учесть, что за последние три года количество учеников города сократилось на тысячу.

Лучше научишь — больше заработаешь

Эксперимент по новой отраслевой системе оплаты труда педагогов (ОСОТ) признан удачным. В Тынде в прошлом учебном году в него включились две школы — №6, №7 и гимназия №2. Сегодня в Управлении образования говорят, что, судя по результатам ЕГЭ и олимпиад, можно говорить о позитивной динамике в повышении качества образования. Поэтому с первого сентября этого года к эксперименту подключат школу №2 и лицей №8, а с первого января следующего – гимназию №1 и МЦО. Причем изначально есть несколько оговорок, к примеру, та школа, в которой детей больше, будет получать и больший объем финансирования.

 Ударим ОСОТом по знаниям

 Как и любое нововведение, новая система оплаты труда в экспериментальных школах получила своих сторонников и противников. Количество средств, получаемых образовательным заведением, стало зависеть не только от числа учеников в ней, но и от возраста учащихся: за каждого старшеклассника «давали» гораздо больше, чем за первоклашку. Кроме того, разделили и учителей: по категории сложности преподаваемого ими предмета. В плюсе оказались филологи и математики, а самый низкий предметный коэффициент распространился на учителей, так называемых «несерьезных» дисциплин: музыка, ОБЖ, физкультура, труд. Соответственно, у последних заработная плата несколько пострадала по сравнению с прошлым учебным годом. Таким образом, педагогам предложили «посостязаться» в процессе обучения. Результаты первых «состязаний» Министерству образования понравились.

 Цифры, которые изменились

 По данным Управления образования г. Тынды, общая успеваемость учеников по всем школам города за последние три года осталась примерно на прежнем уровне (почти 100%), зато увеличился процент качества образования (почти на 1,5 %). Увеличилось количество золотых и серебряных медалистов, а также участников городской и областной олимпиад и их призеров. «Мы увидели, что за счет стимулирующей части мы смогли повысить мотивацию учителей: они с удовольствием участвуют в различных конкурсах и готовят к ним учеников», — говорит Валентина Прилепская, начальник Управления образования г. Тынды.

По словам Валентины Михайловны, на сегодняшний день профессиональный уровень тындинских учителей достаточно высокий. «Сегодня, при переходе на новую систему оплаты труда у тех учителей, которые имеют категорию, повышается заработная плата и, причем, значительно. У нас в городе работает 554 педагога, из них 22 % имеют высшую категорию, 38,8 % – первую категорию. В целом, на конец 2006 учебного года аттестовано 77,6 % учителей, на конец 2007 учебного года – 81,8%, на конец 2008 учебного года – 84,3 %. Это довольно высокий процент по городу», — отмечает Валентина Михайловна.

 В новый учебный год – с оптимизмом

 Итак, в этом году школы пополнятся в среднем на 390 первоклашек. Это дети, которые с первых учебных дней в своей жизни будут получать качественно более высокий уровень образования. Что из этого получится на деле, мы сможем увидеть, когда эти дети сдадут свой первый ЕГЭ. Но педагогический состав сегодня смотрит в будущее с оптимизмом.

«Мы получили то, что хотели: повышение заинтересованности учителя от качества предоставляемой образовательной услуги. По новой системе оплаты труда зарплата учителя повысилась в среднем на 10-30 %», — говорит Валентина Прилепская. Но надежды Управления образования не только на имеющихся педагогов. Есть серьезные основания предполагать, что эти данные привлекут в школы молодых специалистов. Как отмечает Валентина Михайловна, сегодня зарплата молодых специалистов вполне может приравняться к зарплате учителей со стажем, ведь опыт за плечами – теперь не единственно главное. «К примеру, возьмем учителя математики. Этот предмет относится к первой группе сложности, и если нагрузка молодого педагога составляет 18-20 часов, то зарплата по сравнению с тем, что он получал бы по старой системе, выигрывает на 5-6 тысяч рублей», — акцентирует Валентина Прилепская. Дороже стало оценивать государство и классное руководство, правда, и спрашивать с педагога будет гораздо строже.

 Учитель! Пред именем твоим…

 О том, что учителя стали жить лучше, говорят уже не первый год. Причем сами педагоги не всегда воспринимают это как радость. Некоторые отмечают, что правительство начинает спекулировать на бюджетниках: стоит только начать бродить в обществе неспокойным мыслям, государственные мужи сообщают, что повысят учителям зарплату. Есть и другие стороны этой медали. Так, мэр города Марк Шульц неоднократно «вздыхал» на пресс-конференциях, мол, зарплату учителям подняли, а ответственность за это возложили на муниципалитеты, в итоге бюджет города приходится изрядно подчищать. Да и как признаются в Управлении образования, по привлечению молодых специалистов реализовать планы пока не удается, так как студенты, которые в свое время пошли в педагогический университет по целевому направлению от тындинских школ, возвращаться в город не торопятся: в этом году из шести «целевиков» вернулся только один. Радует лишь, что пусть и остаются они в других, более крупных городах, работать идут все же в систему образования. Хотя, опять же, не всегда в школы.

 

***

У меня в душе еще с первого класса навсегда остался трепет, который воспитала моя первая учительница к буханке хлеба. Маленький рассказик о том, как дети играли булкой хлеба в футбол, был настолько профессионально проанализирован нашим учителем и донесен до детского сознания, что и сегодня, когда прошло почти два десятка лет с того урока, вид выброшенного в урну хлеба вызывает душевную тоску. А позже, за десять школьных лет, было еще немало таких учителей и таких уроков. И мы всегда знали, что по сравнению с газовиками и железнодорожниками наши учителя зарабатывают гораздо меньше, но никогда не задумывались, что от этого мы получаем меньше знаний.

За последние годы многое изменилось. Система российского образования претерпела множество изменений и преобразований. Давайте вспомним хотя бы, что сегодня в тындинских школах на один компьютер приходится семь детей, когда в Амурской области – 25. Все школы города уже имеют доступ в Интернет, а, значит, и возможность получать больший объем информации про те же самые всероссийские конкурсы и Олимпиады. И хочется верить, что позитивная динамика в повышении качества образованияэто результат новых возможностей, а не банальный вопрос денег.

 





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.