Предприниматели устроили распродажу

Быть индивидуальным предпринимателем в Приамурье в нынешних экономических условиях становится менее выгодно и менее популярно. Владельцы небольших автомастерских, парикмахерских, кафе и салонов красоты дают объявления о продаже бизнеса. Причем лидерами «раздачи» оказались владельцы автомастерских. Среди причин чаще называются долги по кредитам.

Не забудь про кредит

  «Продам действующий бизнес, авторемонт, покрасочные, кузовные работы». Зураба, владельца автомастерской, отказаться от предпринимательства заставили долги, высокая конкуренция и упавший спрос на услуги машинных дел мастеров.
  «Я всегда увлекался машинами, просто болел ими, — рассказывает бизнесмен. — Создать свою мастерскую было мечтой с юности, когда я только учился на автомеханика. В 1991 году мое заветное желание стало осуществляться. Я купил небольшой участок на окраине города. Занял по тем временам приличную сумму денег — порядка 50 тысяч рублей — и открыл авторемонтную мастерскую. Можно сказать, был у истоков этой деятельности. Было тяжело начинать, становиться на ноги. Каждый вечер в течение этих 17 лет я говорил себе, что завтра будет лучше. Но как только дела шли в гору, поднимались налоги, пошлины…»
  Надежды на то, что завтра «и на нашей улице перевернется грузовик с пряниками», так и не оправдались.
  — Сейчас у меня под два миллиона рублей долгов: брал кредиты в банках, занимал у друзей и знакомых, — говорит Зураб. — Одну дыру закрою — появится другая. Банки отказались перекредитовать меня. А к маю 2009 года я обязан расплатиться. Чем и как? Сейчас в городе очень много мастерских — и хороших, и не очень. Пока до меня доберешься, проедешь, наверное, штук десять — выбор большой. А клиентов, начиная еще с прошлого года, стало очень мало. У меня сейчас есть два заказа, над которыми я работаю, но, даже выполнив их и получив расчет, я не смогу погасить ежемесячный платеж по кредиту в банке. У меня не остается другого выхода, кроме как выставить мастерскую на продажу.
 
Оценщики дали за бизнес авторемонтника около 4 миллионов рублей: сюда вошли участок около 300 квадратов, ремонтное оборудование, постройки. Но сам предприниматель хочет продать мастерскую дороже — за 7 миллионов рублей, чтобы удалось расплатиться с долгами, купить жилье. Покупатели звонят, интересуются, обещают подумать и не перезванивают.
  — Если удастся продать, уеду в деревню, куплю дом с участком, заведу коз и буду потихоньку жить. Новое дело открывать у меня просто уже не хватит сил, — вздыхает предприниматель, глядя на календарь, где черным маркером большими буквами выведено «Не забудь заплатить кредит». Рядом с календарем — баночка «корвалола».
  Зураб далеко не единственный предприниматель-авторемонтник, оказавшийся в предбанкротном состоянии. Похожую историю рассказали еще несколько бизнесменов, выставивших на продажу автомастерские и автомойки из-за тупиковой ситуации с кредитами. Кстати, подобная картина наблюдается по всей России. Предложений о продаже действующего бизнеса становится больше. Причем найти можно не только мелкие ИПэшные предприятия, но и заводы.


Обстоятельства такие  

  Отказываться от предпринимательства амурских бизнесменов толкает не только сложная финансовая ситуация. К примеру, среди желающих продать парикмахерскую, аптеку и маникюрный салон не нашлось людей, связывающих это с нехваткой денег.
  — Сейчас мои дела идут вполне успешно, — поделилась владелица маникюрного салона Екатерина. — Но обстоятельства вынуждают покинуть Амурскую область. Я переезжаю в другой регион и там я планирую продолжить начатое здесь — тоже открыть свой маникюрный салон.
  Смена места жительства, кстати, вторая по популярности причина выставления бизнеса на продажу, следом за нехваткой средств, убыточности. Желание сменить профессию тоже фигурирует в списке причин.
  — Я просто ошиблась, выбрав видом деятельности автобизнес, — призналась владелица одного из пригородных маршрутов. – Женщине, на мой взгляд, сложнее разобраться в этой сфере, нежели мужчине. Видя твою неопытность, работающие с тобой люди норовят обмануть, получив при этом какую-либо выгоду. Поэтому я решила продать свое дело более знающим людям. Изначально я продавала машину вместе с работой по маршруту. Автомобиль, на котором совершались рейсы, уже купили. Сейчас за 50 тысяч рублей продаю, можно сказать, саму форму деятельности. Думаю, что в ближайшее время начинать новое дело не буду: с одной стороны рискованно, а с другой — как бы вновь не обжечься. В дальнейшем, может быть, попробую заняться каким-нибудь другим бизнесом, подкоплю денег и идей. Но связываться с машинами не буду.
  В числе оставляющих предпринимательство есть и граждане Поднебесной. В списке объявлений по продаже бизнеса — кафе китайской кухни, владелец которого китаец.
  — Хозяин кафе поручил мне вести переговоры по продаже кафе, — рассказал молодой человек, представившийся Дмитрием. — Он решил вернуться на родину — там лучше. Вот и приходится продавать кафе, хотя, если честно, жалко, оно работает уже около 5 лет. Сумма, которую хозяин просит, сравнительно небольшая — 1 миллион 700 тысяч рублей. И хотя объявление вышло всего пару раз, желающих купить достаточно много. Поэтому думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет решен.
 

В одной упряжке

  Многие, кто сталкивается с проблемой «подпитки» уже действующего бизнеса денежными вложениями, выходом из затруднительной финансовой ситуации видят помощь партнера. Чаще всего поддержку в делах ищут все те же владельцы автомастерских. Среди объявлений о партнерстве попадается и сетевой маркетинг. Некоторые ищут партнера из-за долгов по кредитам. Поделиться многие готовы — 50/50.
 
— Очень много идей и задумок, хочется развиваться, но средств на это не хватает, — объясняют свою позицию предприниматели.
  Кстати, многие из них признаются, что к поиску по-настоящему хорошего партнера подходят щепетильно. Ошибка может обойтись дорого.
  «Хочется найти человека грамотного и честного, но только попробуй сейчас разбери, что у него на уме».
 

На уровне 

  Оценщики повышенного на свои услуги спроса в последнее время не отмечают.
  — Конечно, мы наблюдаем за ситуацией в городе, — говорит специалист одной из компаний Благовещенска. — Объявлений о продаже всевозможных парикмахерских, маникюрных и автосалонов действительно предостаточно. Но подъема спроса именно на оценку бизнеса нет. Все на уровне прошлых лет. Кто-то заказывает только оценку оборудования — то есть какой-то одной составляющей. А оценка всего бизнеса — это и помещение (если, конечно оно не в аренде), и земельный участок, и оборудование... А вот имидж фирмы хоть и берется во внимание, но особой роли в конечном итоге не играет.
  Оценщики отмечают, что бизнесмены порой обходятся и вовсе без помощи эксперта: продают бизнес на схожих условиях партнерам или знакомым; бывают и случаи, когда несколько однотипных фирм объединяются на базе одной.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости