Студентов хотят «законсервировать»

Ректоры амурских вузов и директора школ скептически отнеслись к идее экспертов правительства РФ, которые предлагают молодежи в условиях кризиса дольше учиться. Эксперты предлагают ввести дополнительное образование для выпускников вузов, а также продлить обучение в школах до 12 лет.

Последние несколько лет система образования в России постепенно претерпевает изменения, у которых по-прежнему есть как сторонники, так и противники. Причем, недовольства вторых, слышны в разы чаще. Сначала ввели единый государственный экзамен, затем спланировали переход на двухуровневую систему «бакалавриат — магистратура», и вновь эксперты правительства выдвинули новую идею, которая ставит крест на прежних достижениях в образовании и призывает отказаться от всего, что, как говорится, нажито непосильным трудом.

  Чтобы в условиях кризиса не допустить массовой безработицы, предлагается задержать молодежь в учебных заведениях, как можно дольше. Об этом сообщает центральная пресса, со ссылкой на доклад экспертного совета при правительстве по повышению устойчивости развития российской экономики.

 

Школьная дюжина

 

  Начать, эксперты планируют прямо со школьной скамьи, увеличив срок обучения в общеобразовательном учреждении до 12 лет. Таким образом, считают в правительственной комиссии, выход на рынок труда для подростка отсрочится еще до поступления в вуз. Эта постановка вопроса не вызвала у директоров амурских школ положительной реакции. Большинство из них сошлось в едином мнении, что в сложившейся социально-экономической ситуации стопроцентный переход на 12-летнее образование нерационален по тем причинам, что невысокий материальный уровень многих семей, не позволит обеспечить лишние годы обучения в школе. Сегодня сбор в школу первоклашки стоит в среднем около 5 тысяч рублей и это без учета покупки учебников. Притом с возрастом потребности ребенка растут. С другой стороны, массовый переход потребует больших финансовых затрат на учебную, методическую литературу, переподготовку учителей, программное обеспечение, а также острой проблемой станет обязательное обучение детей «риска», детей из неблагополучных семей.

  Ректор АГМА Владимир Доровских выделил в двенадцатилетке, всего лишь одну положительную сторону – это дополнительная возможность получения большего знания и более легкого поступления в вуз. «Считаю это необдуманным решением, хотя для тех, кто сегодня перешел в 8 класс, это было бы здорово. Восьмиклашек можно было бы начать готовить к ЕГЭ, к примеру, по физике. И уделять этому предмету не один час, а как минимум два или три. Вот это могло бы быть перспективным. Однако если в этом году ввести еще год обучения, то это не даст эффекта», — поделился Владимир Анатольевич.

  Сегодня по окончании 11 лет обучения, у семнадцатилетних парней есть еще шансы поступить в какой-либо вуз до того момента, как они станут совершеннолетними и их призовут в ряды российской армии. Правда после 12 лет проведенных в стенах школы такого шанса может не быть, и ребят будут забирать служить прямо с выпускного бала, конечно в том случае, если подросток годен к строевой. Об этом правительственные эксперты как-то забыли упомянуть. Может быть, в условиях кризиса, военные комиссариаты будут давать отсрочки на поступление в учебные заведения. Или может, поднимут призывной возраст до 19 лет. Думается, вряд ли такое возможно.

 

Двойка не пройдет

 

  В числе других инициатив экспертов правительства – выпускникам, сдавшим на «двойки» ЕГЭ, разрешить учиться платно. Но и тут не все понятно.

  — С 2009 года абитуриенты поступают нынче только по стобальной системе ЕГЭ, причем шкалы перевода в пятибалльную систему, которую раньше устанавливали вузы, теперь не будет. Сегодня будет, так называемый, порог успешности, устанавливаемый минобрнауки России, – говорит ответственный секретарь приемной комиссии АмГУ Денис Шевко. – К примеру, по математике, нужно будет набрать минимум 25 баллов — это будет считаться положительной оценкой, а результат будет вноситься в свидетельство сдачи ЕГЭ. Если ты не набираешь необходимого количества баллов, попросту в свидетельство ЕГЭ, этот предмет не вносится, а если фактически необходимого для поступления вступительного испытания нет, то абитуриент никоим образом не попадает на данный факультет, даже на платной основе.

  Сегодня в Амурской области остро стоит вопрос о том, что в этом году ряды безработных могут увеличиться за счет тех школьников, которые не смогут поступить в вузы. Во-первых, по мнению ректора медакадемии Владимира Доровских,  в условиях ЕГЭ 50% выпускников смогут сдать этот экзамен. Во-вторых, в этом году в Приамурье очень мало выпускников. По данным министерства образования и науки Амурской области на сегодняшний день в дневных образовательных учреждениях обучаются 4811 человек, это фактически в два раза меньше чем в прошлом году. Даже если теоретически «раскидать» это количество по четырем вузам (по тысяче на вуз), что достанется техникумам и колледжам?

 

Вечный студент

 

  Следующая часть антикризисного доклада правительственного совета касается уже непосредственно студенческой среды. Чтобы «законсервировать» в вузах студентов, экспертами ставится цель – бакалаврам, которые в 2009 году заканчивают учебу, предлагается предоставить возможность продолжить обучение, по магистерским программам. Выпускникам магистратур – бесплатную возможность поступления в аспирантуры. А тем, кто отучился в вузе пять лет и получил диплом специалиста, говорится в докладе, смогут на базе вузов, получить дополнительное образование по английскому языку, программированию и бухучету. Также для отсрочки трудоустройства, выпускникам техникумов, хотят максимально упростить переход на 3 курс вузов. Также предполагается, что все расходы вузов будут субсидироваться за счет федерального бюджета.

  Идея сохранить студентов при помощи государственных вливаний, ректорскому сообществу амурских высших учебных заведений, в принципе, по душе, однако, в целом к программе оно отнеслось скептически.

  — Пока прогнозировать, как сложится ситуация в дальнейшем, сложно, так как этот доклад высказан в качестве идеи и механизм введения данных мер детально не определен, – рассказала нам ректор АмГУ Елена АСТАПОВА. – Конечно, у данной программы есть положительные стороны, направленные на обеспечение занятости молодежи. Вуз, готов обеспечить получение образовательных услуг, выпускникам только при условии, если минобрнауки РФ выделит вузу дополнительные бюджетные места, с соответствующим финансированием. С другой стороны, если ряд мер приведет к уменьшению зарплаты преподавателям, наиболее ощутимо это будет для молодых педагогов.

  В Благовещенском педагогическом университете, вопрос о скором введении такой программы, не ставят.

  — Для того, чтобы увеличить сроки, необходимо увеличить финансирование, а чтобы увеличить объем выделяемых вузам средств, необходимо изменить главный документ – бюджетный кодекс, разъяснил нам проректор по экономике и социальным вопросам БГПУ Герман Ладисов. – Тем временем, федеральный бюджет сверстан на три года вперед. Внесение изменений в закон – длительная и емкая процедура, в которой есть такие вещи, как сиквестирование, и тому подобное. То есть, чтобы деньги куда-то влить, необходимо прежде, их откуда-то забрать.

 

***

  В целом, вузовские работники, если можно так сказать, «люди подневольные» — как министерство прикажет, так и будет. Правда, слава богу, что министерство образования и науки России, само пока категорически против вышеуказанного проекта. Оно и понятно, вместо того, чтобы учить студентов работать, эксперты предлагают превратить молодежь в вечных студентов, сидящих на шее у родителей, которым в условиях кризиса, самим сладко не придется. К тому же «антикризисные» выпускники будут заканчивать обучение уже в солидном возрасте – двадцати четырех  лет, плюс служба в армии – в итоге из под родительского крыла вылетит не птенец, а орел. И только тогда, он начнет постигать азы профессии на практике, в то время, как сегодняшние выпускники, уже вовсю будут бороздить рынок труда.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости