http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2009-10-14/22335-ege-vozmozhno-ne-budet-edinym.html

ЕГЭ, возможно, не будет единым

Поделиться новостью:

14 октября 2009 в 10:00

Участник всероссийского конкурса «Учитель года-2009» Андрей Шевелев вернулся в Благовещенск. В состав пятнадцати финалистов всероссийских соревнований педагогов этой осенью Андрей не попал. Зато амурчанин получил специальный приз. Работает он в чигиринской школе учителем географии и экономики. О впечатлениях о конкурсе, о проведении ЕГЭ и в общем о реформе образования в России с Андреем Шевелевым побеседовал наш корреспондент.

Впечатлений масса

— Какие впечатления остались от поездки на конкурс всероссийского масштаба?
— Впечатлений масса. В этом году на конкурсе многое изменилось, приходилось не просто вести урок по заданной теме, нас еще и проверяли на то, как мы действуем в нестандартных ситуациях. Все задания были очень интересными, я нашел новых друзей, многому научился. Участвовал в четырех конкурсах — «Учебное занятие», «Классный час», «Методический семинар» и «Родительское собрание». Из них только «Методический семинар» можно было подготовить заранее, остальное делалось экспромтом.
— Несмотря на то, что в состав пятнадцати финалистов вы не вошли, вы все же привезли трофей с конкурса. Что это за приз?
— Это грамота от газеты «Известия» за осознанный выбор профессии и воспитание любви к родному краю. При этом главный редактор на вручении обмолвился, что одному из моих учеников можно будет пройти стажировку в газете. Думаю, отправлю кого-нибудь. У нас есть выпускники, которые на данный момент учатся на факультете журналистики в АмГУ. Я их так или иначе учил. Вопрос будет решаться с администрацией школы.
— Как думаете, почему выбор редакции пал именно на вас?
— У меня на конкурсе было выступление именно о результативности учебной работы по краеведению. На «Методическом семинаре» — одном из конкурсов — я рассказывал об Амурской земле, о воспитании любви к родному краю, об экологическом воспитании. Также говорил об участии детей в экологической жизни района: уборке территории, лесопосадке. А поскольку я лично участвовал в этом с учениками, возможно, это и повлияло на выбор газеты.
— На этот конкурс приехали педагоги практически со всех уголков нашей страны. Удалось пообщаться с коллегами? О чем говорили в «кулуарах»?
— Мы были на семинаре, где встречались с министром образования и науки России Андреем Фурсенко. Поднимался вопрос о ЕГЭ. Говорили о том, что форму проверки итоговой аттестации никто сегодня уже отменять не будет. Но возникли вопросы, касающиеся, к примеру, экзамена по литературе. Предлагалось внести изменения в форму сдачи ЕГЭ: учесть некоторые моменты — параллельно с тестированием, к примеру, читать стихи и тому подобное.
— Андрей Владимирович, и это все? Ведь о едином государственном даже сегодня не утихают споры!
— Есть и положительные моменты. В частности, речь шла о том, что по современной программе «Наша новая школа» ЕГЭ, возможно, не будет являться основным критерием итоговой аттестации. За учениками оставят выбор: писать ЕГЭ или сдавать экзамены в какой-либо другой форме. Пока только не ясно, в какой. Во всяком случае, это положение предусмотрено в новых образовательных стандартах. Вся Россия сейчас будет идти по программе «Наша новая школа», про которую в своем послании говорил президент еще в прошлом году. В ней пять ключевых моментов, одним из пунктов которых являются добровольные механизмы оценки качества образования, включая оценку достижений как основу для перехода от одной ступени обучения на другую.
— Совсем недавно на коллегии Минобрнауки было заявлено, что в следующем году экзамены в 9-м классе учащиеся будут сдавать по тестам, похожим на ЕГЭ. Вы считаете это правильной мерой?
— Так называемую ГИА (государственную итоговую аттестацию) для 9-х классов в форме ЕГЭ мои ученики уже сдавали в этом году. На базе нашей школы проводился такой эксперимент. Причем эксперимент был не только для учащихся, но и для меня тоже. Я до этого момента не готовил своих учеников ни к ЕГЭ, ни к ГИА в новой форме. Тесты ГИА похожи на тестирование единого государственного. Только с учетом уровня знаний девятиклассников.
Для выпускных экзаменов итоговая аттестация в такой форме приемлема. Не скажу, что приветствую, но и рьяным противником ее я не являюсь. В принципе, она достаточно проработана. Есть, конечно, и задания, которые еще нужно продумывать. Но ведь не попробовав — не найдешь изъяна. В целом девятиклассники справились с ГИА и для первого раза довольно неплохо.
— ЕГЭ сегодня вызывает чуть ли не стресс даже у старшеклассников. С психологической точки зрения девятиклассники были готовы к тестам?
— Если посмотреть на ГИА, то ничего нового мы там не увидим. Поскольку в течение всего обучения мы неоднократно прибегаем к проверке знаний в тестовой форме — на уроках проверяем знания по отдельным блокам пройденного материала. Я бы не стал говорить, что психологически девятые классы не готовы к ГИА в тестовой форме.
— Если бы вы были министром образования России, то какой предмет ввели в обязательную программу?
— Не во всех школах сегодня преподается экономика. Сейчас этот предмет является либо региональной, либо школьной компонентой программы. Я как преподаватель экономики ввел бы ее в обязательную программу обучения на федеральном уровне. Сегодня крайне необходимо готовить ребят к тому, что так или иначе они столкнутся с какими-то проблемами и им придется решать экономические задачи.
— Уже несколько лет в России планомерно идет реформа образования. Как вы в целом относитесь к нововведениям?
— Смотря что понимать под реформой образования. Здесь очень много аспектов. Начиная от оплаты труда педагогов, новых стандартов в образовании, заканчивая введением новых требований к кабинетам. Соответственно, по каждому из них может быть как недовольство, так и наоборот. Пока что я столкнулся только с аспектами оплаты труда и проведением итоговой аттестации. Что касается зарплаты педагогов, то система несовершенна, и говорить, что она подходит к определению вознаграждения всех до единого учителей, нельзя. Система не продумана до конца. Сегодня я состою в рабочей группе по составлению схем оплаты труда. И зачастую сталкиваюсь с вопросами, на которые не найдешь ответа ни в одном положении — ни в российском, ни в областном, ни в районном. Несовершенство есть везде, и не ошибается тот, кто ничего не делает.
— Удачи вам на конкурсе в следующем году.
— Нет, больше я в этом конкурсе участвовать не буду. Одного раза с меня хватило, это очень тяжело — и эмоционально, и психологически, и физически, очень сильно выбивает из рабочей колеи.
 





Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.