http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2010-01-20/22799-anatomiya-3d-filmov.html

«Анатомия» 3D-фильмов

Поделиться новостью:

20 января 2010 в 09:00

Амурские медики и представители киноиндустрии Благовещенска скептически относятся к сообщениям, которые распространились в столичной прессе по поводу того, что просмотр 3D-фильмов вызывает у зрителей дискомфорт и неприятные ощущения. Благовещенским эскулапам, к примеру, еще не приходилось слышать жалобы на здоровье после подобных киносеансов. Хотя и утверждают, что есть люди, которым неподвластно современное трехмерное кино в силу анатомических особенностей. Но таких людей единицы. Доктора советуют: «Не можете смотреть фильмы в 3D, ходите в кино с традиционным форматом».

Стали появляться сообщения о том, что после просмотра того или иного 3D-фильма зрители начинают чувствовать различные недомогания. Благовещенские представители кинопроката утверждают, что данную информацию нельзя проецировать на амурчан. Во всяком случае, обращений от кинозрителей по поводу их состояния здоровья именно после просмотра трехмерного кино не было. И добавляют, что людей, которые в силу своих анатомических способностей не могут смотреть 3D-кино, немного, и для безопасности их самочувствия существует кино с традиционным форматом.

Медицина не дремлет

Не спешат делать выводы и бить тревогу и амурские медики. Это объясняется тем, что из общего количества ежедневно обращающихся к терапевтам и окулистам людей с жалобами на болезненные симптомы от просмотра трехмерного кино нет.
«У нас отдельной статистики обращения к врачам после просмотра таких фильмов нет. Возможно, потому, что такие симптомы, как головокружение, тошнота и боль в глазах, могли возникнуть и по другим причинам», — сказали нам в одной из городских поликлиник.
— Эффект зрительного неприятия имеет место быть и у вполне здоровых людей, и у людей с патологией зрения, — рассказала нашему корреспонденту офтальмолог благовещенской частной клиники Наталья КУБРАК. — Это с непривычки: второго и третьего раза вполне достаточно для адаптации. Психологическое напряжение отдельных зрителей вызывается дискомфортом от очков, особенно если одни уже на носу, иногда из-за усталости или «давления», а чаще — в силу привычки к «обычному» кино. На хорошем экране с хорошим проектором смотреть 3D не вредно. Не вреднее, чем, допустим, смотреть театральный спектакль — на яркую сцену из темного зала. А так как не весь фильм снят в 3D, а лишь некоторые его части, то существенной нагрузки на зрение не происходит, и говорить о явных нежелательных последствиях для здоровья человека неверно. По крайне мере, чтобы делать такие выводы, нужны серьёзные медицинские исследования на эту тему.
Вместе с тем всё неоднозначно. По словам терапевтов, в медицинской практике существуют специальные упражнения в стереоочках (в которых смотрят 3D) для коррекции зрения. В качестве зарядки их можно выполнять в течение нескольких минут. Более длительное скашивание глаз приводит к сильному напряжению мышц глаза и чревато неприятными последствиями, в том числе возможно образование гематом и понижение остроты зрения за счет сдавливания глазного яблока.

Дискомфорт индивидуален

А что тогда будет с человеком после просмотра очередного сеанса в 3D?! Ведь средняя продолжительность любого фильма составляет полтора часа. И все это время зритель находится в «окулярах». А современный блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар», который посмотрело огромное количество амурчан, и вовсе длится три часа.
Правда, как утверждают представители благовещенской киноиндустрии, с момента появления в областном центре Приамурья современного кино пострадавших от 3D не было. Во всяком случае, зритель не жалуется.
— Что касается самочувствия зрителей, есть, конечно, моменты, когда люди уходят во время сеансов, — сказал нам представитель кинокомплекса «Благовещенск», — но мы на выходе не спрашиваем, по какой причине они покидают зрительный зал. И говорить о том, что это из-за плохой переносимости 3D человеческим организмом – голословно. Я сам посмотрел не один фильм в этом формате и особого дискомфорта у себя и у друзей не заметил. Пожалуй, это очень индивидуально. Но если вы не можете смотреть фильмы в 3D, не мучайте себя, ходите в кино с традиционным форматом. Благо, многие кинокомпании выпускают свои фильмы и в 3D, и без.
Вот только если кинокомпании и продолжают выпускать фильмы в привычном формате, то благовещенские кинотеатры почему-то все чаще стали сокращать для них место в своем расписании показов: кинокартины в двухмерном формате из больших залов «перекочевывают» в малые, да и параллельная трансляция фильма в 3D и «обычного» кино для амурчан становится редкостью. Порой отсутствует даже возможность выбора.

Что скажет зритель…

Наш корреспондент решил воочию убедиться, есть ли для амурских любителей массовой культуры разница, какое кино смотреть, и отправился с опросом в кинотеатр.
Наталья, 28 лет. «Когда фильм показывали в рекламе в обычном формате, он был яркий и красивый. Когда сегодня я увидела его в 3D, он был темный. Это немного испортило впечатление от просмотра».
Михаил, 30 лет. «Мне современное 3D не особо нравится, и, сходив на 3D-фильм, я убедился, что в этом направлении прорыва не произошло. Но голова у меня не заболела, как, впрочем, и ни у кого из знакомых».
Андрей, 23 года. «Не знаю, вредно или нет, но очки для всех определенно одинаковые, а форма лица разная. У меня довольно-таки широкое лицо и широкая переносица, поэтому периодически приходится снимать очки из-за дискомфорта, да и глаза быстро устают, хотя зрение – единичка».
Геннадий, 18 лет. «Смотреть фильмы в 3D круто, реально чувствуешь себя по ту сторону экрана. Правда, он немного темноват, но это не помеха, если смотришь хорошее кино. А о вреде или пользе 3D пусть думают врачи и кинокомпании, главное – чтобы зрителю хорошо было от просмотра фильма!».

100 лет на службе кинозрителя

Надо сказать, что сама по себе технология 3D-кино отнюдь не нова — она появилась около 100 лет назад. В чем, по большому счету, нет ничего удивительного — красивые зрелища люди любили всегда и всегда стремились сделать их еще более увлекательными.
В процессе своей истории трехмерное кино переживало множество этапов развития. Все началось с изобретения в 1838 году стереографии — получения объемного изображения на плоскости. В самом начале истории объемных графических изображений использовались рисунки, сделанные от руки, — стереография была создана раньше, чем фотография. Вообще, метод, в котором состоит технология 3D-кино, основан на особенности человеческого зрения. Изображение, подготовленное для очков-анаглифов, без них кажется просто сильно двоящимся — однако в очках каждый глаз будет видеть свою картинку, так как красная линза не пропускает голубой цвет, а голубая — красный. Мозгу такого разделения будет достаточно, чтобы построить полностью трёхмерное изображение. В плюсы анаглифам можно записать использование одного экрана для показа обеих картинок, достаточно несложную предварительную обработку картинки, а главное — дешевизну очков.
Разумеется, из-за цветового разделения левого и правого кадров в очках-анаглифах страдает цветопередача — получить в них действительно насыщенные цвета невозможно, так как один глаз вообще не видит голубого, другой — красного, а вместе они плоховато видят зелёный. Кроме того, в очках-анаглифах желательна небольшая диоптрийная коррекция одной из линз, так как иначе левый и правый глаза, видящие картинку в разном цвете, фокусируются немного по-разному, что снижает чёткость изображения. В общем, технология эта проста, но совершенства ей достичь не суждено.
Насколько прост принцип получения стереоскопического изображения, настолько же сложно реализовать его технически. Всё, что требуется, это показать каждому глазу свою картинку, — так, как будто бы разные глаза смотрят на объект с разных ракурсов; всё остальное наш мозг достроит и рассчитает самостоятельно.
О вреде или пользе этой технологии конкретных исследований пока нет, нам остаётся полагаться только на собственные ощущения во время просмотра фильмов в 3D и на мнения некоторых специалистов….

***
Развитие 3D-технологий продолжается. Всё больше фильмов снимается «в объёмной картинке». Но то, что не все люди могут спокойно смотреть такое кино, должно сподвигнуть разработчиков новых технологий потратить часть средств на медицинские исследования этой проблемы. А кинокомпаниям необходимо все же оставить право выбора формата кино за зрителем. Пусть снимают фильмы не только в 3D.
 

 

 





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.