http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2010-02-24/22989-blagoveshchenskiy-rimsko-katolicheskiy-kostel-mozhet-stat-predmetom-sudebnogo-spora.html

Благовещенский римско-католический костел может стать предметом судебного спора

Поделиться новостью:

24 февраля 2010 в 09:00

Здание Благовещенского римско-католического костела по улице Горького, 131 может стать предметом судебного спора между православными и католиками, если российское Правительство примет закон, согласно которому религиозным организациям разрешат возвращать культовые здания и сооружения. И только в том случае, если амурская католическая церковь захочет восстановить историческую справедливость. Корреспондент «Телепорта» попытался выяснить, на что еще спустя «века» смогут претендовать зарегистрированные в Амурской области религиозные концессии, если закон будет принят.

В одном из январских номеров мы уже писали о том, что в Правительстве РФ рассматривается законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», согласно которому религиозные организации получат право собственности на здания и земельные участки под ними. Причем как на те, что сейчас находятся в их безвозмездном бессрочном пользовании, так и на те, которые ныне занимают «мирские» общественные организации, но эти сооружения имеют религиозную ценность. Кроме недвижимости, в законопроекте указывается о передаче верующим музейных экспонатов и архивных документов. А в пояснительной записке к документу говорится о необходимости вернуть все церковное имущество, изъятое после Октябрьской революции. На что могут претендовать местные религиозные организации в случае принятия закона?

Крыша дома своего

В Амурской области довольно много зданий и сооружений, которые «века» тому назад имели прямое религиозное назначение, но спустя время перестали таковыми являться. Только в Благовещенске дореволюционного времени существовало около 30 построек, которые представляли собой дома различных конфессий: церкви, монастыри, синагоги, мечети, молитвенные дома и другие. Часть из них не сохранилась, другая после смены государственного строя в 1917 году была перепрофилирована, ну а третья – переживает сегодня свое восстановление. Зачастую на своем историческом месте.
По данным амурского управления Министерства юстиции, на сегодняшний день на территории Приамурья зарегистрировано 128 религиозных организаций. Из этого количества почти 80% составляют общины Русской православной церкви. Немалую часть организаций из оставшихся составляют объединения протестантских вероучений: это так называемые евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской «пятидесятники», адвентисты и пресвитериане. От одной до трех организаций на Амурской земле имеют мусульмане, иудеи, буддисты и католики.
Но далеко не все эти религиозные объединения имеют, как говорится, собственную «крышу над головой». Похвастаться стопроцентной обеспеченностью помещениями сегодня могут разве что православные христиане. И то не всегда.
С выходом нового закона у верующих может появиться возможность обрести молитвенные помещения. Причем предполагается, что сделать это будет несложно. Чтобы получить имущество в собственность, религиозной организации необходимо обратиться в уполномоченный орган (им, возможно, станет Росимущество) с заявкой, в которой она должна «доказать свое право на получение имущества».
Одним из обязательных условий исполнения закона будет являться то, что в обязанности религиозной организации войдут поддержание имущества в исправном состоянии включая осуществление текущего и капитального ремонта и несение всех расходов на его содержание.

У музея взять нечего

Поскольку речь в законопроекте идет не только о возврате храмовых комплексов и земель, но и музейных предметов и коллекций, то первым делом корреспондент «Телепорта» рассмотрел «запасники» областного краеведческого музея на предмет нахождения там экспонатов, которые могли бы потребоваться «церквям». Выяснилось, что таковых в музейных фондах попросту не осталось.
Экспозиция главного «культурного хранилища», посвященная религиозным общинам Приамурья, едва насчитывает пять стендов. В основном здесь представлена история амурского православия. Сотрудники музея говорят, как только начались репрессии, представители других конфессий, по-видимому, успели спрятать или увезти с собой все вещи. Именно поэтому ни единого упоминания ни об амурском магометанстве, ни об иудаизме в архивах музея не сохранилось. А так как православных храмов и церквей в то время было намного больше, то они приняли на себя основной удар – в 1938 году все изъятое большевиками церковное имущество было передано в хранилище. Правда, спустя почти десять лет вывезенное было возвращено обратно Русской православной церкви.
— В 1947 году благовещенской епархии было передано множество музейных экспонатов, в основном: облачения и церковная утварь, используемая при богослужениях, и иконы, — говорит специалист исторического отдела амурского краеведческого музея Ирина ЕРМАЦАНС. — Ковчег бронзовый, кадило, подсвечники и так далее. В общем, все, что представляло интерес епархии, все было отдано. Сейчас на экспозиции представлены вещи, которые нам приносили люди из своих личных архивов. А это уже не является собственностью церкви. Вот, например, тарелка из Усть-Ивановского Будундинского мужского монастыря, ее нам передали селяне. Один из участников ВОВ принес нам маленький католический образок святого. Ему, в свою очередь, эта иконка досталась по наследству от дедушки.
Музейные работники признаются, что все это не сравнится с единственным и самым крупным имуществом музея, которое было передано благовещенской епархии в 1991 году – это икона Албазинской Божьей Матери «Слово. Плоть. Бысть».

Крупный собственник

В случае выхода нового закона православная церковь среди других конфессий станет одним из крупнейших в Амурской области собственников. Большая часть сохранившихся в Благовещенске сооружений дореволюционной постройки, представляющих религиозную ценность, относятся именно к православной доктрине. Из первых, что всплывают в памяти: один из корпусов Дальневосточного аграрного университета (бывшая духовная семинария) и благовещенский педколледж № 1 на Красноармейской, 53 (бывшее женское епархиальное училище). Сохранился даже дом благовещенского Богородично-Албазинского женского монастыря, ныне жилое помещение на Политехнической, 13 «Б». Этот список можно продолжать, так как были и школы, в которых когда-то располагались церковные приходы. Плюс ко всему сегодня постепенно восстанавливаются православные храмы и церкви. К ним относятся Свято-Никольская церковь (первый дом Благовещенска), Кафедральный собор на переулке Релочном и Шадринский собор.

Докажи, что баптист

Иначе обстоят дела у остальных конфессиональных объединений. Взять, к примеру, баптистов. Единственное в Благовещенске место своего исторического пребывания – деревянный молитвенный дом баптистов 1910 года постройки (Горького, 93/1) – они вынуждены занимать лишь наполовину. Во второй же части дома живут обыкновенные люди. При этом половина дома баптистов ухожена и «сияет», другая же наоборот — вот-вот развалится.
— Наверное, уже лет 10-15 мы пытаемся вернуть старый деревянный дом на Горького, 93, — рассказал нашему корреспонденту начальник отдела внешних связей объединения евангельских христиан-баптистов Андрей ЗАЙЦЕВ. — Еще с советского времени хранится толстая папка с кучей прошений. Кроме того, мы писали заявления и на старый молитвенный дом молокан по Горького, 97. Мало кто знает, что оставшиеся молокане в свое время влились в баптистское движение. А сейчас нет молоканской церкви. Некому предъявить претензию на здание. Хотя и пытались, когда были еще живы представители молоканского религиозного движения. Проблема выживаемости неправославных религиозных объединений очень актуальна. Я, например, очень много времени провожу в различного рода инстанциях, причем по всяким мелким поводам нас «таскают» по судам, прокуратурам и так далее.
Местным баптистам уже неоднократно отказывали в праве собственности на деревянную постройку. Обоснование – когда оформляли документы на бессрочное и безвозмездное пользование, организация называлась «Община баптистов», а сейчас они называют себя «Церковь ЕХБ». «В городской администрации нам говорят, мол, докажите, что вы те самые баптисты, а не другие», — добавил Андрей Зайцев.
Других исторических построек евангельских христиан-баптистов в Благовещенске нет. А две церкви: на Вокзальной, 35 и на Октябрьской 215, которые евангельские христиане-баптисты построили на собственные средства, принадлежат частному лицу. Одна из них была сооружена из кирпича в 2005 году на месте сгоревшего деревянного дома. В ней-то и проходит основная масса богослужений. Помещения не достаточно. Сегодня в рядах баптистов насчитывается 1,5 тысячи человек. При этом только на территории Благовещенска зарегистрировано три организации.

Мечты о мечети

Для амурских мусульман и иудеев мечта о месте, куда можно прийти и поклониться своим святым, пока остается несбыточной.
По некоторым данным, в Благовещенске живут более 1 500 мусульман. Примерно столько человек собирается на празднование одного из главных религиозных праздников в году: Курбан-байрам. Вместе они составляют около 15 диаспор. Общего места для молитвы у приверженцев ислама до сих пор нет. Потому ежедневный намаз (пятикратная молитва) многие совершают дома, а вот на пятничную молитву благовещенские мусульмане собираются в не предназначенных специально для этого помещениях. А именно — на складе одного из предприятий города по адресу Пионерская, 206. Помещение площадью в 70 квадратных метров не вмещает всех желающих. Кроме этого, отсутствуют полноценные условия – слабое отопление и холодный пол.
Когда-то в Благовещенске была мечеть. Магометанский молитвенный дом (мечеть) в начале 20 века располагался практически в центре города — сначала на 50-летия Октября между Зейской и Амурской, потом — на улице Октябрьской между Островского и 50-летия Октября. Здание не сохранилось, а потому претендовать мусульманской религиозной организации пока не на что. Но мечту о своей мечети амурские мусульмане не оставляют и по сей день. Для мусульман это культовое духовное здание.
— Многие мусульмане, живущие в Благовещенске 20-30 лет, оказались в такой ситуации: мусульманские праздники они не отмечают, потому что даже не знают, когда и как молиться, и не празднуют христианские, так как считают себя все-таки представителями другой религии, — говорит заместитель председателя религиозной организации мусульман Абдимухтар ПАЛВАНОВ. – В итоге мусульмане оказались в некотором роде ни к чему не привязанные. Жаль, что не сохранились с тех времен магометанские молитвенные дома, ведь отремонтировать здание гораздо проще, чем строить его заново.
Совсем недавно местные мусульмане вновь заговорили о строительстве мечети. Уже получено согласие в помощи от областных и муниципальных властей. Выбран участок под возведение мечети. В качестве одного из возможных вариантов рассматривают территорию в районе пересечения улиц 50-летия Октября и Текстильной. По словам Абдимухтара Палванова, именно здесь проживает и работает большее количество благовещенских приверженцев ислама. Помимо самой мечети здесь планируется открытие и образовательной религиозной школы. Постигать азы и премудрости собственной религии смогут как дети, так и взрослые исламисты.

Отстоят право в суде

Также без «своего угла» остается и единственная в области организация ортодоксального иудаизма. Свои молитвы местные иудеи совершают в домашних условиях. Между тем иудейский молитвенный дом (синагога) в начале 20 века располагался на Шевченко между улицами Амурской и Горького. Здание не сохранилось.
У амурских католиков службы проходят в непредназначенном для этого месте — небольшое одноэтажное здание во дворе Зейской, 237 «Б» переделано под приход. Как говорит управляющий Благовещенским католическим приходом Александр РИНЕЙСКИЙ, прихожан это не смущает, для них главное вера. Каждый день на службу приходят по 50 человек, и с каждым днем количество прихожан увеличивается.
Тем временем в здании благовещенского римско-католического костела на Горького-50-летия Октября, исторически построенном по католическим канонам, находится православный мужской монастырь. Но несмотря на это, католики в случае принятия нового закона все-таки могут заявить свои исторические права на это религиозное сооружение.
В концепции законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения» черным по белому прописано, что случаи, когда имущество, ранее переданное в безвозмездное пользование одной религиозной организации, может быть передано на праве собственности другой религиозной организации, также заявившей ходатайство о его передаче, будут носить исключительный и единичный характер. При этом если между религиозными организациями возникнут разногласия по поводу того, кто будет правообладателем имущества, то этот вопрос должен будет рассматриваться в суде на основании предусмотренных законопроектом критериев и с учетом документированных исторических свидетельств о характере использования объекта, о конфессиональной принадлежности владельцев объекта.
 

 





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.