Как будем мэра выбирать?

15 июня в Благовещенске начались публичные слушания, на которых депутаты городской Думы решили выслушать мнение горожан о том, по какой системе в областном центре Приамурья в будущем будут проходить выборы мэра. Несмотря на то, что до конца рабочего дня оставалось еще несколько часов, в зале заседаний по Ленина, 108/2 собралось немало зрителей. Тем, кто опоздал хоть на минуту, в «апартаменты» думцев попасть было практически невозможно.

По ком звонит...

Несмотря на то, что горожане большинством поддержали инициативу благовещенских парламентариев, каждый из выступавших приводил различные аргументы в пользу назначения конкурсного управляющего. Всего высказаться смогли 82 человека. С трибуны с самого начала звучали, скорее, предложения к народным избранникам, мол, городской глава должен быть менее политически ангажированным, а потому и будущий сити-менеджер также должен быть беспартийным. Другие говорили о том, чтобы была изменена процедура его назначения — ввести испытательный срок для назначенца. Также приводились и уже всем известные аргументы о затратности выборной процедуры и коррупционности выборного главы и его неподконтрольности.
Были и представители тех благовещенцев, которым в принципе не особо важно, будет мэр назначаться или избираться всенародно. «Лишь бы в кране всегда была горячая вода», — высказался один из выступавших.
Противники введения института «сити-менеджера», коих было всего-навсего одна пятая от всего числа «глашатаев», ратовали за то, что мнение 20 депутатов при выборе главы администрации гораздо легче скорректировать, нежели позицию народных масс на выборах.
Общественные слушания касались изменений в Устав Благовещенска. Депутаты городской Думы предложили отказаться от прямых выборов мэра всенародным голосованием, при этом функции мэра разделить между двумя людьми. Главой муниципального образования станет председатель городской Думы, которого выберут сами парламентарии. А вот «рулевым» администрации города станет наемный менеджер (сити-менеджер), кандидатов на пост которого будет выбирать конкурсная комиссия и утверждать — депутатский корпус.

Объективные показатели

Одним из основных доводов, которые приводятся в пользу института «сити-менеджера», является тот факт, что на посту главы администрации исключается появление случайных или некомпетентных людей. «В рамках существующего законодательства новая система дает возможность более серьезного отбора кандидата по профессиональным качествам, по опыту деятельности, образованию и многому другому, в том числе и состоянию здоровья, — говорит руководитель аппарата Общественной палаты Амурской области Любовь ГОДОВАНЮК. — Кроме того, разрабатываются дополнительные условия контракта, которые он обязан выполнять. Работа главы администрации в данном случае оценивается по объективным показателям».
Действительно, при всенародных выборах обеспечить качественный состав глав муниципалитетов не всегда удается. Горожане не всегда могут угадать, тот ли человек должен руководить городом. В ситуации с назначением сити-менеджера вероятность попадания в точку гораздо выше.
Следующий неоспоримый аргумент за «контрактника» – работа главы администрации не подчинена выборным задачам. Сити-менеджеру не стоит беспокоиться о том, что население не переизберет его на следующий срок, так как он решает конкретные текущие задачи. «В отличие от выборного мэра, который, прежде всего, является политиком, который тратит большие средства на предвыборную борьбу. Именно в этот период даются обещания и принимаются наиболее долгожданные для населения решения. Однако сразу же после выборов проходит череда непопулярных у горожан действий», — считает председатель комитета по вопросам законодательства, местного самоуправления и регламенту амурского Законодательного собрания Виктор ЛОГАЧЕВ.
Судя по тому, как будет избираться будущий управленец, некоторые эксперты склонны причислять к преимуществам уменьшение противостояния муниципальных и региональных властей. По словам и.о. начальника управления внутренней политики областного правительства Валентины ШВЕЦ, в конкурсную комиссию, которая отбирает кандидатов, согласно соответствующим положениям, включаются представители обеих сторон. Треть комиссии формируется по представлению губернатора Приамурья, остальную часть составляют местные депутаты, чиновники, общественники и население. То есть сити-менеджер становится, по сути, компромиссной фигурой.

Человеческий фактор

Отсутствие выборности, по мнению члена инициативной группы «За выборы мэра» Алексея САПУНКОВА, нарушает пассивное избирательное право. «Активные люди, не попадающие под критерии конкурсной комиссии, не смогут быть избранными главой администрации», — добавил общественник.
Эксперты признают, что недостатком любой системы может стать человеческий фактор. Речь идет о возможном противостоянии представительного и исполнительного органов власти, или, другими словами, о двоевластии.
Валентина Швец не скрывает своей симпатии к новой системе: мол, представители правительства области в конкурсной комиссии не голосуют, но могут выбирать, кого они хотели бы видеть в этом кресле. Причем на совершенно законных основаниях. Правда, часть экспертов признают, что назначение сити-менеджера приведет к укреплению позиции региональной элиты в делах муниципалитета.
Процедура избрания по конкурсу становится лишь формальностью. Скажем, сейчас мало кто сомневается, что главой администрации Благовещенска может стать делегированный на этот пост губернатором области Николай Неведомский.
Для Амурской области с ее немалым числом районов и городов стабильность местных элит, отсутствие кадровой суеты и перестановок, безусловно, плюс. Однако данный фактор можно уверенно отнести и к минусам. Отсутствие свежих сил, действительно профессиональных менеджеров из реального сектора экономики, способных взглянуть на систему управления муниципалитетом с других позиций, тормозит развитие региона.
(На момент сдачи газеты в печать слушания еще продолжались.)

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости