Надписи на сигаретных пачках: борьба с курением или призыв к нему?

Журналистов нашей газеты озадачили надписи на сигаретных пачках, расписывающие вкусовые достоинства табачных изделий, их «стильность и изящество». В стране идет активная борьба с курением, в том числе и законодательная. Но это не мешает производителям размещать на пачках надписи, которые, по нашему мнению, могут вызвать у человека желание начать курить. Закупив сигарет, мы отправились по различным инстанциям. В итоге министра здравоохранения Амурской области настолько заинтересовала эта проблема, что он пообещал поднять вопрос о законодательной инициативе, касающейся внесения поправок в «Технический регламент о табачных изделиях».

«Образ, созданный в Париже»

Недавно на сигаретных пачках появились «угрожающие» надписи, предупреждающие о вреде курения. Но производители табачной продукции находят способы сделать свой товар привлекательным для покупателей. Казалось бы, что может быть привлекательного в сигарете, способной вызвать смертельные заболевания? Однако...
Случайно попавшаяся нам на глаза пачка сигарет для женщин была украшена надписью «Тонкие, изящные, стильные». Вроде бы, безобидные три слова. Однако же мы посчитали, что молодые девушки, желающие быть «стильными», могут соблазниться возможностью дополнить свой «изящный» образ стильной сигареткой. Такого же мнения придерживаются и врачи.
— Подобные надписи действительно могут повлиять на неокрепшие молодые умы, — комментирует врач-психотерапевт Амурского областного наркологического диспансера Лев ДЕНЮШИН. — Подростки стараются подражать старшим. Поэтому надписи, намекающие, что курить — это стильно, могут заставить некоторых из них пристраститься к этой вредной привычке.

Законом не запрещено

Заинтересовавшись проблемой, мы закупили несколько сигаретных пачек с привлекшими наше внимание надписями. Некоторые из них восхваляли вкусовые качества табака, обещая «классический вкус и богатый аромат», «абсолютную гармонию вкуса», «неизменный мягкий вкус» и «превосходный вкус». Другие привлекали намеком на стильность и респектабельность: «Образ, созданный в Париже», «Официальный поставщик Московского Кремля».
Хотя в стране развернута широкая антитабачная пропаганда, началась борьба за здоровый образ жизни, на всех телеканалах призывают бросать курить, производители сигарет все равно находят пути, чтобы соблазнить потенциального покупателя — надписями на самой пачке. Но, как выяснилось, на найденных нами пачках нет ничего, что противоречило бы российскому законодательству.
В амурском управлении Роспотребнадзора нам рассказали, что нужно, а что нельзя писать на пачках, согласно «Техническому регламенту на табачную продукцию». В разряд запрещенных попали надписи вроде «легкие», «суперлегкие» и прочие, которые намекают, что данные сигареты менее вредны, чем какие-то другие. Также нам подробно «расписали» и все остальные требования к оформлению сигаретной пачки. И сообщили, что на купленных нами запретных надписей, нарушающих регламент, не обнаружено..
В Амурском управлении Федеральной антимонопольной службы нам пояснили, что и с точки зрения закона «О рекламе» купленные нами сигаретные пачки абсолютно «чисты».
— Нормы закона не распространяются на информацию о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, размещенную на самом товаре или его упаковке, — сообщила нам главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы амурского УФАС России Елена МАЛЫШЕВА.
Получается, закон не дает контролирующим органам реальных рычагов воздействия на производителей, которые восхваляют вкус своих сигарет или намекают, что их товар «стильный».

«Своевременное наблюдение»

Мы показали купленные нами пачки министру здравоохранения правительства Амурской области Алексею СПИРИНУ. Увидев их, Алексей Васильевич сразу же назвал надписи «заманиловкой» и отметил:
— В законодательстве не прописаны запреты на информацию, которая может быть размещена на пачке производителем сигарет. Там указано только то, что должно на пачке быть. Хотя очевидно, что надписи на этих пачках, яркие «кричащие» упаковки ориентированы на молодое неокрепшее поколение, очень «падкое» на такие «лозунги». Это очень правильное и своевременное наблюдение с вашей стороны. Я думаю, что на совещании в минздраве подниму вопрос о законодательной инициативе по поводу внесения поправок в «Технический регламент на табачную продукцию».
Законодательная инициатива, которая повлекла бы изменение внешнего вида сигаретных пачек так, чтобы они потеряли привлекательный дизайн и «заманивающие» надписи, наверное, могла бы привести к тому, что кто-то из молодежи в будущем не начнет курить. Потому что у него не сложится положительный образ курящего, не будет представления о том, что стоять с сигаретой в зубах — это «стильно, модно и по-взрослому». На взрослых эти «завлекательные» надписи, как пояснил нам врач-психотерапевт Лев Денюшин, никакого влияния не оказывают. Они либо курят, либо не курят, но уже прекрасно знают о вреде этой привычки. Кстати, позитивный эффект «угрожающих» надписей тоже пока сомнителен.
— Я постоянно общаюсь с покупателями и могу сказать, что надписи о том, что курение вредно, на них особо не влияют, — говорит владелец одного из благовещенских продовольственных киосков Анатолий РОЗИЦКИЙ. — К примеру, одна женщина мне сказала, что, увидев новые пачки с надписями «курение убивает» и прочими, решила бросить курить. А потом снова пришла за сигаретами, сказав, что отказаться от привычки не в силах. Тут не в надписях дело, а в самом человеке.
Некоторые специалисты неофициально нам пояснили, что табачный техрегламент из-за его несовершенства можно условно назвать «Закон «Курите на здоровье». Так что, обязав табачных производителей размещать информацию о вреде курения, законодатели не запретили им привлекать к своему гибельному товару покупателей посредством обещания «гармонии вкуса» или «стильности». Возможно, законодательная инициатива руководителя амурского минздрава сможет исправить этот пробел.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости