http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2011-02-23/25410-blagoveshchencev-obyazali-platit-za-uslugi-kotorymi-mnogie-ne-polzuyutsya-ili-polzuyutsya-ochen.html

Благовещенцев обязали платить за услуги, которыми многие не пользуются или пользуются очень редко

Поделиться новостью:

23 февраля 2011 в 09:00

С начала февраля текущего года благовещенцев обязали платить за услуги, которыми многие не пользуются или пользуются очень редко. В тариф на оплату содержания общедомового имущества управляющие компании города начали вписывать работу паспортного стола.

«Бумажка» за 70 рублей

Благовещенские юристы сходятся во мнении, что услуги паспортного стола — выдача справок о составе семьи, регистрационных сведений и прочего — должны оказываться бесплатно. При этом расходы положено нести городскому бюджету. В Благовещенске же прямо противоположная ситуация – платить за справки приходится горожанам.
— Пошел я в январе этого года за справкой о том, что живу в доме один, ее требуют предъявить в соцзащите для получения субсидий на оплату коммунальных услуг, — пожаловался нашему корреспонденту благовещенский пенсионер Евгений ЖУКОВ. — А мне в Едином информационном расчетном центре, что на 50 лет Октября, говорят, что я должен заплатить в кассу 70 рублей. Как же так, всегда бесплатно было, а теперь за деньги?! Я спросил: «А где можно получить такую справку бесплатно?!» Мне ответили: « Нигде, только здесь».
Для кого-то может показаться, что выписка из домовой книги стоит недорого, но с учетом того, что представлять документ необходимо раз в квартал, для пенсионеров такая сумма в тягость.
В городской прокуратуре нам сообщили, что при определенных условиях взимание платы могло быть вполне законным. «Все зависит от того, где проживает человек. Если его дом находится в управлении, то платить придется в управляющую компанию (УК), если там нет ни обслуживающей организации, ни ЖСК, ни ТСЖ, то оплачивать услугу он должен муниципальному предприятию. В городском бюджете на цели паспортного стола средств не предусмотрено. Есть льготные категории граждан, которым данные услуги должны предоставляться бесплатно, но это уже в рамках соцзащиты, то есть государства и федерального бюджета. Так или иначе, в каждом случае необходимо разбираться индивидуально», — отметили сотрудники прокуратуры.
Ответ надзорного органа показался нам как минимум странным — в нескольких регионах России подобные факты были признаны контролирующими органами незаконными. Согласно федеральному законодательству, подобная информация должна предоставляться безвозмездно.

Тариф за бесплатность

В самом Едином информационном расчетном центре (ЕИРЦ) говорят, что все официально – выдача платных справок была основана на постановлении мэрии областного центра, которое издано в апреле 2009 года. Бесплатно справка выдается только для предоставления каких-либо социальных услуг, например, субсидий или детского пособия.
Нам стало известно, что с февраля на городском предприятии перестали брать деньги с тех, кто обращается к ним за справками о составе семьи. И если раньше в «фонд» паспортного стола брали деньги только с тех, кто обращался за справкой, то теперь бремя легло практически на всех горожан. А точнее на управляющие компании, которые, в свою очередь, внесли услугу паспортистов в тариф на содержание общедомового имущества.
— Ранее действительно постановлением мэра города за выдачу справки была установлена плата в размере 70 рублей, — объясняет ситуацию директор МП «Единый информационный расчетный центр» Михаил ЯКИМЕНКО. – Так как основное бремя ложилось на социально незащищенные категории граждан, в начале года глава администрации дал распоряжение отменить плату за эти документы. Управляющим компаниям было предложено заключить договоры с муниципальным предприятием на оказание услуг паспортного стола.
В пресс-службе администрации Благовещенска говорят, что по Жилищному законодательству, а также в соответствии с постановлением российского Правительства №713 ответственность за учет сведений о гражданах по месту жительства ложится на УК.
— Но есть очень существенный момент, и в нем у администрации жесткая позиция, — комментирует начальник управления информационной политики городской администрации Денис КОЗЛОВ. — Содержать паспортный стол — очень ответственное занятие. Ведь речь идет о персональных данных граждан. Учитывая, что рынок жилищных услуг в Благовещенске находится в стадии формирования — дома то и дело переходят от одной компании к другой, — есть риск, что данные могут быть утеряны. Поэтому и было принято решение оставить паспортный стол в муниципальном предприятии, для того чтобы обеспечить сохранность информации. Плату за содержание архива возложить на УК. Самим же управляющим компаниям предложено внести эти расходы в тариф на содержание общедомового имущества многоквартирного дома.
Для всех УК утвердили плату за услуги муниципального предприятия – 16 копеек с квадратного метра жилья, которое находится в их управлении. Пока договор с МП «ЕИРЦ» подписали только 11 управляющих компаний: «Домоуправление 1, 3, 5, 8, 9, 12, 13, Белогорье», «Наш дом», «Техэксплуатация» и компания «Союз». Жители, дома которых находятся на обслуживании этих управляющих компаний, могут получать справки в паспортном столе. Эта услуга уже оплачена. Тем же, чьи компании еще не подписали договоры, придется платить непосредственно у паспортистов.

Своя плата

Однако компании в свой тариф внесли суммы чуть выше, чем обязаны уплачивать по договору с МП «ЕИРЦ». Некоторые, например, УК «Союз», и вовсе не стали ничего менять.
В большинстве подписавшихся под договором с многофункциональным центром компаний для жителей установили плату в размере 17 копеек за квадрат. Горожане заметили непривычную строчку «услуги паспортного стола» в квитанции на оплату за обслуживание жилого помещения. В среднем в месяц на квартиру выходит сумма в 7-8 рублей.
«Аварийно-восстановительная компания» пошла еще дальше — с людей она «плату за паспортный стол» берет по 17 копеек, однако с МП «ЕИРЦ» договор не заключила. Об этом нам рассказал директор муниципального предприятия Михаил Якименко.
В «Городской управляющей компании» услуги расчетно-кассового обслуживания (иначе паспортиста) были заложены в тарифе еще до нововведений. Однако здесь он неоднозначный. В типовом договоре с этой организацией указано, что жильцы оплачивают 5% от общей суммы, уплаченной за содержание общего имущества многоквартирного дома. То есть в одном случае плата может быть 12 копеек, но в других — и выше, в зависимости от ветхости строения.
«По закону, УК вправе прописывать в тариф услуги регистрационного учета и тому подобное только на основании общего собрания жильцов дома, — говорят специалисты в сфере ЖКХ. — Однако с момента нововведения прошло около месяца, и вызывает сомнение, что процедура внесения услуг паспортного стола в тариф была соблюдена в полном объеме — проведены собрания жильцов.
Основанием для выводов специалисты называют тот факт, что в Благовещенском городском суде уже не раз рассматривались и рассматриваются дела, связанные с признанием недействительными результатов общих собраний собственников жилых домов. Как правило, суд рассматривает вопрос о фальсификации подписей собственников квартир, поскольку на сами собрания редко приходит большинство жильцов (что означает отсутствие кворума), и соответственно влечет недействительность принятых таким собранием решений.
Ко всему прочему, жильцы вправе отказаться платить за услуги паспортного стола, так как подобные справки не должны выдаваться за их счет.

Юристы против поборов

Наш корреспондент проконсультировался с тремя юристами, занимающимися делами в сфере ЖКХ. По их словам, вырисовывается следующая картина.
Постановлением Правительства №713 о правилах регистрационного учета граждан органами регистрации определены территориальное управление миграционной службы или органы муниципального образования. Из этого же постановления: вести и принимать регистрационные данные обязаны управляющие компании, ЖСК или ТСЖ. Затем эти данные должны быть переданы в муниципалитет или миграционную службу.
Чтобы определиться, обязаны или нет граждане платить за подобного рода информацию, необходимо обратиться к соответствующим законам. Первый из них — Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Законом установлено, что обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Например, муниципальное образование — город, в частности, — получает информацию о гражданах и его имуществе, когда это требуется для выполнения ряда функций (регистрация по месту жительства, регистрация рождения, брака, смерти, учет БТИ недвижимости и т. п.), чтобы, обладая такой информацией, исполнять конституционные полномочия по обеспечению жизнедеятельности населения города (обеспечить работу транспорта, торговли, медучреждений, милиции и т. д.) и его безопасности.
Этот же закон гарантирует право граждан на доступ к информации (ст. 8). Ни субъект РФ, ни местная власть не вправе ограничивать это право, законом им предоставлено лишь устанавливать только порядок выдачи информации.
И, наконец, законом определены случаи бесплатного предоставления информации, среди которых — информация, затрагивающая права и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица. Назначение платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только на основании соответствующего закона. Опрошенным нами юристам оказался неизвестен федеральный закон, который бы устанавливал плату за выдачу выписки из домовой книги, справку о регистрации по месту жительства, выписку из амбулаторной карты больного.

Заказ на выдачу

Возникает справедливый вопрос: выписку из домовой книги мы получаем не в администрации города, а в коммерческой организации? Получается, что город в таком случае передает полномочия по выдаче справок.
Так вот: «передача полномочий» в данном случае в законе именуется «заказом на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг», и он может быть государственным или муниципальным, в зависимости от того, кто является заказчиком. Теперь сошлемся на другой закон — №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 54 сказано: муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.
Обратите внимание — не за счет получателя справок, граждан, а за счет средств местного бюджета! Это означает, что сама справка и ее выдача должны оплачиваться из бюджета. Поэтому, передавая полномочия по выдаче справок коммерческой фирме, муниципалитет должен был сам оплатить эту услугу. Ведь коммерческая фирма справок выдавать не имеет право, а делает это по заказу муниципалитета.
 





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.