Директор Белогорского гарнизонного дома офицеров Виктор Липчук собрал в своем гараже уже шесть ретро-авто

Директор Белогорского гарнизонного дома офицеров Виктор Липчук собрал в своем гараже уже шесть ретро-авто. Гордость автопарка — легковушка военных времен знаменитая «эмка» (ГАЗ М-1) и трофейная «Шевроле» со ставки Германа Геринга. Обеим почти по 70 лет. Несмотря на свой «преклонный возраст», все автомобили —
на ходу.

«Рейхстаг брали, договор о капитуляции подписывали, Севастополь обороняли...», — перечисляет театрализованные постановки предыдущих майских парадов в честь окончания Великой Отечественной войны директор Белогорского гарнизонного дома офицеров, заслуженный работник культуры России Виктор Липчук. Все действа, начиная с 1993 года, которые организуют творческие коллективы города на 9 Мая, — дело рук Виктора Васильевича. В этом году в театрализованное представление на День Победы «режиссер» планирует привлечь 500 человек и 22 единицы военной техники.
А началось все, когда будучи молодым офицером, Виктор Липчук был направлен в расположение штаба 35-й армии, в Белогорск. Талантливый военнослужащий сразу же обратил внимание на то, как скучно проходят парады в городе в День Победы. Первым же делом офицер решил взять дело в свои руки — пригнал с соседней фермы лошадей, одел сослуживцев в старую военную форму и поставил первое представление. И завертелось... Из года в год в постановках стало участвовать все больше людей, начали привлекать технику.
С этого момента Виктор Липчук и начал коллекционировать ретро-автомобили. Теперь автопробег старинных машин — гвоздь программы практически каждого крупного праздника в провинциальном городе.
— Поначалу было сложно, а точнее накладно, — вспоминает руководитель Белогорского дома офицеров Виктор Липчук. — Своих автомобилей не было, приходилось нанимать. При этом брал машины в аренду в ужасном состоянии. Ремонтировал, красил за свой счет, а потом ведь нужно было возвращать владельцу. С каждым новым парадом приходилось арендовывать все больше машин. Наконец, терпение лопнуло. Ретро-автомобили я начал потихоньку выкупать и собирать у себя в гараже.
Старинные машины Виктор Васильевич коллекционирует с 1996 года. Сейчас в его коллекции шесть машин: трофейная «Шевроле», легендарная «Победа» (ГАЗ М-20), первая «Волга» (ГАЗ-21), ГАЗ-67, ГАЗ-69 и знаменитая ГАЗ М-1... Двум из них — почти 70 лет. Несмотря на «преклонный возраст» автомобилей, все они — на ходу. В одной из самых старых, знаменитой машиное военных времен «эмке» (М-61), почти все осталось «родное»: мосты, двигатель. Только два крыла, пришедшие в негодность, заменены.
Своих «любимцев» Виктор Липчук приобретает по знакомству. Проблема одна — запчасти на старую технику достать очень сложно. «Некоторые детали, конечно, еще можно скомбинировать с современными запчастями, но на некоторые нужны аналоговые. Достать такие практически уже невозможно. Тем не менее находятся люди, которые как могут, помогают», — добавляет работник культуры.
Большинство машин Виктору Липчуку помогла восстановить группа энтузиастов из Возжаевской исправительной колонии.
Как говорит автолюбитель, увлечение машинами — недорогое хобби, но сил и времени отнимает много. В среднем «поставить на ноги» один ретро-экземпляр обходится в 50 тысяч рублей. Сейчас коллекционер собирается пополнить свою коллекцию. Ему обещали пригнать полноприводного американского «Виллиса» военных времен. Взамен пришлось продать своего «первенца», военно-полевого «козла» (ГАЗ-67). Эти машины в Великую Отечественную войну «таскали» легкую артиллерию, а также возили штабистов, разведку... «Козлами» машины окрестили потому, что, имея короткую базу, они «козлили» — «брыкались» и «подпрыгивали» на бездорожье.
О своих «ласточках» Виктор Липчук может рассказывать часами. Гордость ретро-автопарка — знаменитая «Ээмка» 1939 года выпуска – командирский автомобиль времен Великой Отечественной войны ГАЗ М-1. Автомобиль был настолько практичен, что с момента выпуска с завода первого автомобиля машина претерпела аж 8 модификаций. По проходимости в те времена «эмка» не знала себе равных. Именно поэтому она снискала себе славу среди командирского состава Красной армии. Правда, по современным меркам, расход горючего у нее очень велик – 30 литров на сотню километров. Долгое время машины этой марки были на вооружении у сотрудников НКВД. Автомобили называли «черными воронками». На них нквдшники приезжали по доносам. Это сейчас «черный воронок» — представляет антикварную ценность, а во времена сталинских репрессий увидеть автомобиль этой марки у себя во дворе не захотел бы ни один житель Советского Союза.
Виктор Липчук купил эту машину в 1995 году. Прежний владелец, лейтенант милиции, использовал своего рода «рухлядь» в огороде – пахал на ней садовый участок.
Другая редкость в гараже коллекционера — американская «Шевроле». Приобретена машина в 1994 году.
— Изначально «Шевроле» закупалась немцами у американцев для того, чтобы возить на ней высшее руководство немецкой армии, — выкладывает исторические факты Виктор Липчук. — Выпуск этих моделей был ограниченным. После капитуляции Германии часть машин в качестве трофеев нашим командирам удалось привезти на Дальний Восток. По рассказам прежних владельцев, именно этот экземпляр привезен нашими солдатами со ставки государственного и военного деятеля нацистской Германии Германа Геринга. В Белогорск автомобиль привез тогдашний военком. Долгое время на ней боялись ездить, считали ее несчастливой. Никого из прежних владельцев уже нет в живых. Ее я приобрел у правнуков непосредственных владельцев. Они хотели сдать ее на металлолом, так как уезжали из Белогорска. Машина ехать-то ехала, но кузов был в ужасном состоянии. Мы ее общими усилиями отрихтовали, подкрасили, привели в порядок ходовку.
Свои симпатии отечественному автопрому Виктор Липчук отдал полностью. Сам он колесит на «Оке» и считает ее незаменимым автомобилем для людей его возраста.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости