Всплески прошлого

Амурский театр драмы готовит новый спектакль. Это будет грандиозная премьера. Драма, построенная на реальных событиях. История написана драматургом, писателем и сценаристом Игорем Афанасьевым на основе очерков амурского журналиста Александра Ярошенко.

Пронзительные записи

История постановки спектакля «Мадам, или Сага о восточном Париже» связана с появлением в Амурской области Игоря Афанасьева. Он родился в уже несуществующем ныне поселке Кравченко, что в шимановской тайге. Потом были десятилетия, прожитые в Киеве, уже без малого 15 лет он работает в Нью-Йорке. Игорь Яковлевич появился в Благовещенске два года тому назад на фестивале «Амурская осень» — приехал со своим спектаклем. И с февраля этого года он стал главным режиссером Амурского областного театра драмы. Своего главного режиссера в театре не было в течение 12 лет. Заслуженный деятель искусств Украины, актер, писатель, сценарист уже работал с амурскими актерами, поставил два спектакля – «Искатели счастья» и «Четыре карата взаймы», которые вошли в репертуар.
«Здесь я познакомился с Александром Ярошенко. Он показал мне свои записи о последней харбинской эмиграции, — рассказывает главный режиссер Амурского театра драмы Игорь АФАНАСЬЕВ. — Саша такой человек, он очень сентиментальный, ранимый, душевный. И его записи пронзительны. Я взял у него их и буквально через месяц позвонил из Нью-Йорка. Сказал, что написал киносценарий. Я очень рассчитывал на то, что здесь удастся начать какую-либо кинодеятельность. Так как на Дальнем Востоке этим никто не занимается и этот сценарий — совершенно точное попадание в тему. Я по многим причинам решил начать именно с этой работы. Спектакль очень значимый. Мне кажется, давно в нашем театре не играли по-настоящему драматического материала. Все чаще комедии. Думаю, что зритель уже соскучился по драме, да и не только зритель, но и сами актеры, как выяснилось в этой работе. Труппа наша далеко не провинциальная и очень хорошо подобрана. И низкий поклон директору Татьяне Федоровне Бединой, которая за 12 лет без главного режиссера сумела сохранить потенциал и уровень труппы. Здесь и старшее поколение замечательное, и среднее блестящее, и молодежь очень хорошую взяли. Работать интересно».

О русских эмигрантах

Актеры играют драму о временах ушедших, стараясь тронуть зрителя. И это срабатывает. По словам режиссера-постановщика, бывает, приходят люди на репетиции, смотрят, плачут, проживают события вместе с актерами. А для артистов — это самое главное.
Спектакль в целом о драматической судьбе всей русской эмиграции, о той потере, которую понесла Россия. В жанре саги о семье Федоровых-Селигеевых представлен целый исторический пласт, включающий судьбы и характеры нескольких поколений, события от Великого Октября до 80-х годов 20-го столетия. Влияние русских эмигрантов на культуру, жизнь, быт и взаимоотношения людей разных национальностей, формирование морально-нравственных ценностей в недрах русской эмигрантской диаспоры, трепетное сохранение русских национальных традиций на чужбине — в новой работе тема эмиграции из Советской России в Харбин представлена с небывалой глубиной и пронзительной точностью.
В 1926 году в Харбине проживало 200 тысяч русских. И эти люди не вернулись в Россию. «Конечно, когда мы говорим, что потеряли 14 миллионов человек в гражданскую войну и 34 в Великую Отечественную — цифры большие, — рассуждает Игорь Афанасьев, — но если представить себе, что сегодня во всем Благовещенске живет 200 тысяч человек, и резко весь город исчезнет из истории... Страшно. В 1996 году, когда Александр Ярошенко приехал в Харбин, там оставалось всего 12 русских. Получается, за каких-то 70 лет — и никого. А город ведь построен русскими, храмы стоят пустые и русских попросту нет. Вот об этом и спектакль. А по сюжету это трагическая судьба двух мальчишек, которые росли вместе, а позже оказалось, что это сводные братья по отцу. Но судьба распорядилась так, что один ушел воевать на сторону красных, а другой — на немецкую сторону».

На пути к экрану

Театр начал готовить спектакль с февраля. Предстояла колоссальная работа: большой и сложный сюжет, различная музыка, оформление, множество костюмов. Оружие в постановке используется настоящее: карабины и пистолеты. А вот немецкие автоматы — «липовые», да и где сейчас настоящие-то найти. У автора есть мечта — снять по этому материалу фильм. «Сценарий готов, есть великолепный режиссер, который может взять этот материал, это всем известный Владимир Бортко, последний фильм которого «Тарас Бульба», — рассказывает Игорь Афанасьев. — Кстати, 14-15 мая по каналу «Россия» будут показывать наш фильм «Петр Первый. Завещание». Владимир Владимирович — режиссер, а я — автор сценария этого фильма. Он уже читал «Мадаму» и с удовольствием бы экранизировал драму. Он нашел уже часть бюджета. Сейчас все зависит только от руководства области. Если нам помогут, то, может быть, мы снимем этот фильм. Я думаю, что руководство будет на премьере, посмотрит спектакль, оценит, как зал реагирует. И если мы снимем по этому сценарию фильм, то его покажут по центральным каналам. Все-таки, Дальний Восток — это часть России, а о нем ничего нет — это обидно».
Режиссер-постановщик надеется, что спектаклем заинтересуется не только старшее поколение, но и молодежь. Ведь для них Китай — это Хэйхэ. А есть такой город, как Харбин, — это русский город. «Мне бы хотелось, чтоб молодежь что-то узнала об этом времени, — поясняет Игорь Афанасьев, — ведь никто не знает, сколько русских людей жило в 1926 году в Китае, и я не знал. Слава богу, нашелся такой человек, как Александр Ярошенко, который поднял эту тему, который написал замечательные очерки, а я уже от них оттолкнулся и создал драматическую историю».
В Амурском театре драмы считают, что «Мадама, или Сага о восточном Париже» сможет достойно представить российское театральное искусство на международных фестивалях и престижных театральных форумах.
Посмотреть грандиозную премьеру амурских авторов жители и гости Благовещенска смогут:
— 13 мая в 18.30;
— 14 и 15 мая в 18.00.
Стоимость билетов от 200 до 500 руб.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости