Благовещенск ожидают автомобильные пробки

Загруженность дорог областного центра Приамурья превысила нормативы в 1,5 раза. Ситуация с автотрафиком к концу 2011 года заметно ухудшилась. Реализация мер по модернизации городских улиц идет медленно, со «скрипом», и не поспевает за постоянно растущим спросом на четырехколесные средства передвижения. Как следствие, автомобильные заторы возникают с незавидной периодичностью, нередко «перетекая» в нечто, напоминающее автомобильные пробки. Предпосылок, что ситуация начнет улучшаться в ближайшие годы, пока нет.

Москва «стоит» в пробках всегда. Питер — почти всегда. Екатеринбург и Новосибирск, Нижний Новгород и Краснодар, Самара и Казань, Челябинск и Ростов стоят в пробках все чаще. Эти города уже столкнулись с «главной автомобильной проблемой».

Благовещенску в этом плане до городов-миллионников еще далеко. Тем не менее в масштабах двухсоттысячного провинциального города проблема автомобильных заторов с каждым годом становится все более актуальной. И если властям крупных российских городов приходится решать проблему пробок «де-факто», то у администрации областного центра Приамурья еще есть время, чтобы предвосхитить дальнейшее негативное развитие ситуации на городских магистралях. Однако времени до «часа икс» остается не так уж много. Автомобилизация в городе скоро дойдет до критической отметки — уже сейчас каждый третий благовещенец сидит за рулем.

Шеренга стальных

С каждым годом машин на дорогах Благовещенска становится все больше и больше — благосостояние населения растет, банки в свою очередь наращивают объемы кредитования. Четырехколесные «тойоты», «мазды», «ниссаны» и «хонды» стали неотъемлемой частью жизни многих благовещенцев. В автошколах — аншлаг.

По подсчетам амурского управления ГИБДД, ежегодно автопарк Благовещенска увеличивается примерно на 5000 транспортных средств. Если в прошлом году в Госавтоинспекции по городу было зарегистрировано около 85 тысяч автомобилей, то сегодня их число приближается к 90 тысячам. Для сравнения: в 2008 году на учете стояло чуть более 71 тысячи транспортных средств.

И это только статистика. Сказать, сколько «железных коней» ежедневно выезжает на дороги Благовещенска, практически невозможно, констатируют в Госавтоинспекции Приамурья. По неофициальным данным, более сотни тысяч автомобилей: около 90 тысяч официально зарегистрированных, до 20 тысяч автомобилей — с транзитными номерами, плюс несколько тысяч приезжих авто из разных районов Амурской области. Грубо говоря, если выстроить все эти автомобили в один ряд, получится шеренга в 400-500 километров.

При этом городская дорожно-уличная сеть за последние пару лет не приросла километрами ни на йоту.

Дополнительно в пути

Как следствие, по существующим магистральным улицам областного центра сегодня устремляется плотный автомобильный поток. На перекрестках водителям нередко приходится стоять по несколько минут. А если по пути таких перекрестков необходимо проехать не один и не два?!

Для жителей микрорайона, КПП и других отдаленных частей города становится привычным, преодолевая автомобильные заторы, опаздывать на работу на 10-15 минут, а то и больше. Касается это не только автомобилистов, но и тех, кто пользуется общественным транспортом.

— Два года тому назад такой проблемы, как автомобильные заторы, не существовало, точнее, она не стояла так остро, как сейчас, — говорит руководитель городской диспетчерской службы Олег АВДЕЕВ. — Если сравнивать с Москвой и Владивостоком, то можно сказать, в Благовещенске пробок нет. Сложившаяся на городских дорогах ситуация создает некие неудобства, но особой проблемы я не вижу. Замедление на дорогах, прежде всего, влияет на расписание движения автобусных маршрутов. Косвенно это оказывает влияние и на безопасность пассажиров. В плотном транспортном потоке водителю приходится быть в постоянном напряжении, это утомляет, добавляет нервозности пассажирам и водителю.

Запредельная мощность

Выезд из микрорайона. Раннее утро, 8 часов. Калининский переезд в районе кольцевой развязки и улица Театральная переполнены. Машины стоят на протяжении кварталов. Водители нервничают, сигналят. Движение то замедляется, то останавливается вовсе. Иногда на две-три минуты. Потом вдруг движение возобновляется, но на дороге не видно следов аварии. В чем же причина задержки?

Благовещенску — более 150 лет, мощности улиц не соответствуют современным требованиям, держат ответ в ГИБДД.

— Уровень автомобилизации населения сегодня в 1,5 раза превышает нормы, по которым рассчитывались параметры улично-дорожной сети Благовещенска, — рассказывает начальник отделения дорожной инспекции амурского управления ГИБДД Виктор СВИРИДЕНКО. — Согласно градостроительным нормативам, разработанным около 20 лет назад, на одну тысячу городского населения должно приходиться 250 автомобилей. В Благовещенске этот показатель уже приближается к четыремстам транспортным средствам (360 авто). В дальнейшем автомобилизация только будет увеличиваться. Тем не менее Благовещенск пока справляется с потоком автомобилей. Задержки в движении транспорта зачастую носят временный характер и связаны с воздействием внешних факторов: дорожно-транспортные происшествия, ремонты дорог и погодные условия. Только в последнее время свою лепту в этом вопросе «начала вносить» малая пропускная способность автомобильных дорог.

Тоннель для микрорайона

В областной Госавтоинспекции подчеркивают: «одна большая пробка» в привычном ее понимании «центральному» Благовещенску не грозит. Благодаря «квадратной» проектировке города появляется возможность двигаться по параллельным улицам сквозь весь Благовещенск. Здесь в основном возникают претензии к самим дорогам: плохое качество, не всегда удобные автомобильные развязки, узость проезжей части, отсутствие надземных/подземных переходов (много светофоров) и объездных дорог для грузовых фур.

Особое беспокойство у ГИБДД вызывает направление «север-юг» (магистрали, связывающие центр города с микрорайоном, КПП, а также выход на внешние дороги в сторону Белогорска и Свободного). Сквозной путь в данном направлении обеспечивают только две улицы — Театральная и Калинина. По словам Виктора Свириденко, эти две магистрали уже исчерпали свой ресурс с точки зрения пропускной способности. Городу необходима как минимум еще одна «сквозная» магистраль в данном направлении.

«Какой бы ни была хорошей улица 50 лет Октября, но она упирается в железнодорожный вокзал, — продолжает Виктор Свириденко. — За путями улица пролегает через КПП и выходит на площадку, где планировали строить микрорайон „Северный“. Если представить, что микрорайон все же построят — поток автомобилистов поедет в центр города по существующим улицам».

Идея строительства многоуровневой развязки в районе ж/д вокзала (тоннель или виадук) областными гаишниками вынашивается уже более пяти лет, однако так и не нашла своего отражения в реальности. С одной стороны, звучит и вправду фантастически, с другой — тот же проект берегоукрепления набережной Амура пять лет назад никто бы всерьез не принял, а сегодня стройка идет полным ходом.

Над Калининской кольцевой в амурском управлении ГИБДД видят развязку в два уровня. Подобно кольцевой развязке на улице Театральной, где в одном из направлений транспорт движется по мосту. Конечно, такое строительство «влетит в копеечку» — с точки зрения экономики дорожное строительство всегда было затратным. Например, недавно отстроенный почти двухсотметровый мост через реку Бысса в Селемджинском районе обошелся в сумму около 550 миллионов рублей.

«Для начала на кольцевой развязке по улице Калинина можно было бы обустроить отдельные секции для правого поворота, чтобы транспортным средствам не было необходимости выезжать на круг», — говорят в Госавтоинспекции по Амурской области.

Резервы у города есть, несмотря на то, что их немного, констатируют гаишники. Часть вопросов можно решить адресно и намного дешевле. Но об этом необходимо было задумываться еще вчера.

Медленная модернизация

Нельзя сказать, что администрация Благовещенска не решает проблемы транспортной логистики. В городе существует целая программа по модернизации городских улиц: это ремонт и расширение проезжей части, строительство новых дорог, увеличение числа парковочных мест и строительство новых развязок и стоянок. Многое из того, о чем говорят в Госавтоинспекции, входит в планы чиновников. Однако программа разрабатывалась давно, и темпы ее реализации идут медленнее, чем хотелось бы. В основном горожанам приходится довольствоваться новыми светофорами и наземными пешеходными переходами, которые отнюдь не добавляют пропускной способности дорожной инфраструктуре. Может получиться, что уже через два-три года и даже запланированных мер будет недостаточно.

В текущем году в рамках проекта «Новые дороги России» в областном центре Приамурья были закончены ремонт и реконструкция четырех участков муниципальных дорог. Строители расширили переулок Волошина, который еще несколько лет назад являлся одним из самых проблемных в городе — поставить днем машину на стоянку было практически невозможно. Сегодня здесь есть где «продохнуть».

Маленькой победой над транспортным коллапсом можно назвать реконструкцию улицы Институтской на промежутке от Новотроицкого шоссе до Кантемирова. Улица не только была расширена, но и выровнен проблемный перекресток. Новый асфальт на отдельных участках «получили» улицы Магистральная и Политехническая. На эти работы из федерального бюджета было выделено больше 50 миллионов рублей.

Мост необходим

По мнению депутата городской Думы и координатора проекта «Новые дороги России» в Благовещенске Галихана ОСПАНОВА, сегодня задача руководства города образно состоит в том, чтобы на каждый вложенный в дорожное строительство рубль привлекать как минимум 5 рублей из областного бюджета и минимум 10 — из федерального. По сути, это значит, что нашему городу необходимо как можно больше участвовать в федеральных программах. Чем больше проектов войдут в эти программы, тем больше денег на дороги получит муниципалитет.

«Наш город участвует в 11 программах, куда входят и берегоукрепление, и строительство дорог с соответствующей инфраструктурой — ливневки, освещение и другое. Проблема сегодня не только с транспортной логистикой внутри города. Нам нужен второй мост через реку Зею. Осуществить грандиозный проект можно только с привлечением средств из федерального бюджета. Муниципалитет такого строительства не потянет», — поделился мнением Галихан Оспанов.

Мост через Зею — пожалуй, единственное место в городе, где возникают настоящие пробки. Наглядно ситуация проявляется летом в выходные дни, когда население выезжает за город. Стоять на одном месте в ожидании приходится по 40 минут.

Строительство второго моста — долгоиграющая перспектива. Но для начала было бы неплохо иметь на руках проектно-сметную документацию для того, чтобы начать строительство или попытаться «подтянуть под него» федеральные средства. Увы, проектной документации на мост пока не существует.

Пока лишь облегчить въезд на зейский мост, по мнению областной ГИБДД, можно за счет строительства дополнительного подъезда к нему с улицы Чайковского.

Власть меняется, дороги остаются

Подробные документации под будущее строительство — штука не из дешевых. Создание одного проекта реконструкции улицы длиной в километр обходится в сумму от 7 до 10 миллионов. На эти цели у администрации не всегда находятся средства. С финансированием в 40-50 миллионов, выделяемых из городского бюджета на благоустройство благовещенских автомагистралей, этот вопрос решается очень долго. Тем более на проект моста может потребоваться гораздо большая сумма.

— Еще при прежнем руководстве (Александре Мигуле — прим. ред.) было найдено «соломоново решение», — рассказывает депутат Благовещенской думы, экс-руководитель муниципального дорожно-эксплуатационного управления Олег Имамеев.- Изготовление проектно-сметной документации с госэкспертизой предлагалось возложить на плечи заинтересованных инвесторов. Наличие этой документации позволило бы городу практически беспрепятственно участвовать в федеральных программах. Таким образом, мы бы привлекли в город федеральные деньги.

Однако некоторые благовещенские экономисты отмечают, что сегодня из-за постоянной смены руководства администрации в Благовещенске сложился рискованный инвестиционный климат.

Неутешительных прогнозов местные специалисты не дают. Однако при таких медленных темпах развития дорожно-уличной сети ситуация на городских дорогах будет ухудшаться. В частности, так называемые часы пик будут «растягиваться» по времени. Если сегодня вечерний пик приходится на 17-18 часов, то в скором времени плотный поток транспорта можно будет наблюдать с 17 до 19 часов. То же самое ожидается и в утреннее время.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости