Вьетнам: «исторический» вояж

Вьетнам - страна, которая «притворяется» отсталой, «выставляя» напоказ для туристов деревенскую нищету, а на самом деле достаточно интенсивно развивается. В этом убежден заведующий кафедрой всемирной истории БГПУ Алексей Донченко, побывавший во Вьетнаме со своей женой, старшим преподавателем той же кафедры Оксаной Совой.

Легендарный Сайгон

Программу путешествия благовещенские историки выбирали тщательно, еще дома. Попросили туроператора, чтобы было как можно меньше времени на пляж и прочий беззаботный отдых, и как можно больше - на всевозможные экскурсии. Историки - они и во «вьетнамском» отпуске историки. В качестве места отдыха выбрали южную часть страны, где около 50 лет назад шла ожесточенная война местного населения с США. Хотя, как оказалось, и помимо мест «боевой славы» было что посмотреть...

Добирались окружным путем: сначала на другой берег Амура, в Хэйхэ, оттуда поездом до Харбина, затем самолетом в Сеул, а из южнокорейской столицы - в крупный вьетнамский город Хошимин, ранее известный как Сайгон. Дорога для двоих путешественников обошлась примерно в 50 тысяч рублей в один конец.

Встретила их девушка-гид, очень хорошо говорящая по-русски: она - выпускница Ханойского института иностранных языков, где преподавание русского имеет давние традиции. Заселились в самом центре Хошимина, в отеле «Рекс», построенном еще в 19 веке, во времена, когда страна была колонией Франции. Когда-то это была гостиница высшей категории. Впрочем, остатки былого величия видны и сейчас - в позолоте, лепнине.

- Нельзя сказать, что Хошимин сильно застроили. Исторический центр они оставляют в неприкосновенности, застройка там невысокая, - говорит Алексей Донченко. - Надо отдать должное вьетнамцам, они бережно относятся к своему наследию.

В Хошимине туристы могут полюбоваться на различные архитектурные достопримечательности, оставшиеся с колониальных времен: собор Нотр Дам де Сайгон, который снаружи выглядит как небольшая церквушка, а внутри интересен своим убранством; здание местной почты «французской» постройки и так далее. Что касается относительно современной застройки вьетнамских городов, то путешественники были удивлены: здания обычно расположены на улицу торцом, уходя вглубь квартала. Такое оригинальное градостроительное решение продиктовано сугубо меркантильными интересами - во Вьетнаме действует налог, который платится в зависимости от размера фасада. Чем шире фасад, выходящий на улицу, - тем больше плата.

Есть в Хошимине и китайский квартал - эта диаспора живет здесь еще с 15 века. Если иностранный путешественник, попав сюда, возможно, и не заметит разницы, то для местного населения она важна. Во Вьетнаме к китайцам относятся довольно настороженно, и на то, считает Алексей Донченко, есть причины. Во время войны вьетнамские китайцы против американцев, как правило, не воевали. Многие, наоборот, сотрудничали с агрессорами, пытаясь заработать. Тем не менее в китайском квартале есть памятник некоему китайцу, который защищал Вьетнам наравне с вьетнамцами. Кроме того, между Вьетнамом и КНР до сих пор не разрешены некоторые территориальные споры. Впрочем, на официальном уровне отношения дружественные - двум странам, строящим социализм, положено держаться вместе.

Помимо Хошимина, путешественники побывали и в построенном в колониальную эпоху французами городе Далат. Для туристов место очень привлекательное - хороший климат, живописные горы и озера. Европейцу там гораздо комфортнее находиться, чем в жарком и влажном Хошимине. Правда, особых исторических достопримечательностей в Далате нет. Есть только в окрестностях большой буддийский комплекс, правда, он не древний, построен  в 20 веке. 

Ничто не забыто?

К русским во Вьетнаме по старой памяти (еще со времен существования СССР) относятся хорошо. Это дружелюбие проявляется, в частности, в упрощенном визовом режиме - все необходимые формальности можно быстренько соблюсти по прилету, прямо в аэропорту. Однако Алексей и Оксана, поскольку путешествовали через турфирму, прибыли в страну уже с визой.

- Правда, вьетнамские товарищи нас попытались «ободрать»,  - смеется Алексей Донченко. - В аэропорту нас спросили: «А деньги на визу?» Мы ответили, что уже заплатили, они молча отдали документы. Это такой «тест»: заплатишь – не заплатишь. Хотя прекрасно видят по документам, что уже заплатили.

Не могли путешественники не побывать в Музее борьбы с американской агрессией. Раньше он назвался «Музей борьбы с американской и китайской агрессией». Но потом «и китайской» убрали. Видимо, в знак дружеских намерений. Там выставлены образцы американской трофейной техники и оружия, представлены фотоматериалы. Даже воспроизведен макет тюрьмы, чтобы посетители могли почувствовать, как на несколько квадратных метров можно «запихать» несколько десятков человек. Так что экспонаты в музее мрачноватые, но это часть вьетнамской истории.

Еще одна достопримечательность, связанная с войной, - музей-военный лагерь повстанцев в местечке Кучи, что в окрестностях Хошимина. Война против американцев здесь велась, что примечательно, подземная. Там была проложена огромная система тоннелей. Люди в них жили, выбирались на поверхность для «удара» по агрессорам - и еще умудрялись урожай собрать. И что американцы ни делали, они не могли с ними справиться: проходы под землей были маленькие, рассчитанные на вьетнамцев. Американцы туда даже залезть не могли. А сейчас там музейный комплекс создан, можно залезть и побродить по тоннелям. Предлагаются также фильмы о войне на разных языках. Хотели купить на русском, но он был только в одном экземпляре, не для продажи. Просто со стороны русских туристов нет спроса. А вот американцы интересуются очень активно.

Прямо в джунглях в музее стоит подбитый американский танк. Там же, в джунглях, за отдельную плату можно и пострелять из оружия, хоть из пулемета. Один патрон - один доллар. Можно даже купить сандалии, изготовленные из старых автомобильных покрышек, в каких вьетнамцы в военное время ходили. Стоят долларов 20, ручная работа.

Одни из главных «трофеев», привезенных благовещенскими историками из Хошимина, -  книги, которые не купить в России - публикации по истории войны, работы Хо Ши Мина, материалы партийных съездов. Алексей Донченко поверг вьетнамцев в изумление, спросив, где можно найти книжные магазины. По их словам, он стал первым русским на их памяти, задавшим подобный вопрос. Привыкли вьетнамцы, что наших соотечественников интересуют больше пляжи и шопинг... Книги во Вьетнаме можно приобрести и на английском, и на французском, и изредка даже на русском. Правда, покупать нужно именно в магазинах. На улицах часто попадаются подделки,  «упакованные» в красочную обложку-ксерокопию очень плохого качества. Алексей Донченко, по незнанию, купил в таком «формате» американскую книгу о войне во Вьетнаме.

Кстати, что касается войны, то она постепенно уходит в прошлое, уверен профессор. На официальном уровне, конечно, вьетнамцы громогласно заявляют: «Мы помним, мы никогда не забудем». Но на самом деле, особенно для молодежи, это уже не слишком актуальная тема.

- Я спросил, где можно купить фильмы про войну. Так нет их! Американское «добро» – пожалуйста, на каждом углу. Вот этого я не понимаю – почему сфера идеологии отдается полностью на откуп американской культуре? Это очень недальновидно, - рассуждает историк. - А новое поколение воспитывается уже по-новому. На вьетнамском телевидении, в основном, «развлекаловка» - ток-шоу, конкурсы, музыка, но не познавательные программы.

Побывали путешественники и в театре водяных марионеток. Там показывают кукольные представления, только вместо привычной сцены - бассейн. Актеры стоят за ширмой по пояс в воде и управляют марионетками. Показывают «страницы» вьетнамской истории, посадку и уборку риса и так далее. Все действо сопровождается пением на вьетнамском языке, хотя и без слов сюжет понятен, зрелище замечательное. Правда, если сидишь в первых рядах, то может и водой залить. Особенно когда на «сцену» выходит дракон. Таких театров в стране много, сайгонский - один из именитых, который выступает и с международными гастролями.

Нищета напоказ

Традиционно Вьетнам считают отсталой страной с беспросветной нищетой и низким уровнем жизни основной части населения. И действительно - есть в стране деревни, где дома с соломенными крышами, где люди живут натуральным хозяйством. Правда, те селяне, которые занимаются экспортными культурами, например, кофе, живут заметно зажиточнее. Основной признак благосостояния в деревне - наличие моторной лодки. Если состоятельный селянин - ездит по Меконгу с «мотором», а кто победнее - на обычной лодке. Но на самом деле, страна довольно интенсивно развивается, есть во Вьетнаме и промышленность, и научные достижения.

Алексей Донченко спросил  местных, почему они показывают туристам «деревенскую экзотику», почему не хвастаются своими достижениями, сами же формируют соответствующий образ своей страны за рубежом? Получил ответ: «А у туристов спрос на «экзотику», им вьетнамскую нищету подавай...»

Тем не менее, на самом деле, уровень жизни населения в среднем заметно вырос за последнее время. Если раньше пределом мечтаний горожан был велосипед, то теперь все разъезжают на мотоциклах. Кто хочет «пустить пыль в глаза», тот покупает американские, кто не такой состоятельный - ездит на китайских, таиландских мотоциклах. Автомобилизацию страны правительство сдерживает сознательно - дороги для большого количества авто не приспособлены, просто не выдержат нагрузки. Поэтому типичная картина вьетнамского города - постоянно спешащие куда-то мотоциклисты. Система дорожного движения простая: там нет никаких правил. Самое главное для пешехода, выйдя на перекресток, - идти, не делая резких движений. Чтобы траектория была предсказуемой для водителей. Тогда никто вас не собьет. Поначалу страшно, но потом привыкаешь. Кстати, для удобства туристов в Хошимине практически на каждом перекрестке стоит человек в форме и подсказывает, куда им идти.

Колокол не лжет

Что касается религии, то во Вьетнаме распространен буддизм. В стране очень много различных буддистских монастырей, где можно купить статуэтки различных будд на все случаи жизни. Желающие могут распылить благовония и ударить в колокол. Считается, что если, ударяя в колокол, загадать желание, оно непременно исполнится. Алексей Донченко проверил и убедился в правдивости поверия. Как выяснилось впоследствии, на самом деле по Вьетнаму они путешествовали не вдвоем, а втроем... Через некоторое время после возвращения на родину в семье благовещенских историков родился сын.

Буддистов во Вьетнаме очень уважают: во времена войны с американцами монахи устраивали в знак протеста акты самосожжения, что сильно поднимало боевой дух солдат.

Также в стране распространен католицизм - повсеместно можно встретить католические соборы. Это наследие французского прошлого. Православных храмов и синагог замечено не было. Ислам во Вьетнаме присутствует. Есть и совсем недавно созданные местные религии. У одной из местных сект, Као Дай, достаточно оригинальный пантеон святых: в нем наряду с обожествленными местными деятелями, вроде Хо Ши Мина, присутствуют Владимир Ленин и Виктор Гюго. Вот такая странная религия...

Что касается Хо Ши Мина, то его в стране, конечно, очень уважают. Хотя нельзя сказать, что  памятники ему можно встретить на каждом углу. Как правило, основатель современной вьетнамской государственности изображается умудренным жизнью стариком в окружении детей. Такой образ он сам избрал себе при жизни - этакий простой деревенский дедушка, хотя был прекрасно образован.

Население во Вьетнаме многонациональное. Это для нас они все вьетнамцы, а на самом деле страну населяют множество разных народов. Есть, к примеру, чамы - народ, который жил здесь задолго до вьетнамцев и воевал с ними, когда те пришли на эти земли с севера. В стране сохранились средневековые храмы чамов. В отличие от большинства населения, чамы исповедуют индуизм. Государство оказывает поддержку чамам - даже строит для них поселения в равнинной части страны. Правда, чамы туда не особенно стремятся - народ ведь горный.

Сладкие огурцы

Кухня во Вьетнаме разнообразная. Традиционно на юге преобладают острые и сладкие блюда. А на севере - соленые. Причем соль десятков разных видов. Даже с креветками -  красноватая. Есть во Вьетнаме и рестораны французской кухни, а также американские фаст-фуды. Самое главное, на что нужно обратить внимание, когда приходишь во вьетнамское кафе, - это охлажденные напитки. К санитарии здесь относятся не слишком почтительно. Поэтому лед, которым охлаждают напитки, может быть очень сомнительного происхождения. Алексей Донченко один раз обнаружил в своем стакане огромного замороженного вьетнамского таракана... А вообще, воду желательно употреблять только купленную в магазине.

Произошла во Вьетнаме с путешественниками забавная история, связанная с едой. Гуляли они вечером по Хошимину, и очень сильно вдруг захотелось соленых огурцов. Зашли в супермаркет, купили баночку с огурцами. В предвкушении пришли к памятнику Хо Ши Мину, вскрыли... И, укусив, с глубоким разочарованием поняли: огурцы оказались... сладкими. Такая вот особенность местной кухни. От обиды оставили банку прямо возле памятника. Через несколько минут, проходя мимо, увидели, что банки уже не было... Кто-то из местных, видимо, имеет совсем другие гастрономические предпочтения, нежели русские туристы.

А вот бананы - очень вкусные. Оказывается, к нам часто отправляют кормовые бананы - они дешевле и лучше транспортируются. А самая вкуснятина - это так называемые королевские бананы. Они меньше и слаще привычных нам. Попробовали также плоды хлебного дерева. Хлебного во вкусе не обнаружилось - больше похоже на... сладкое мыло.

Гиды-велорикши

Нужно держать «ухо востро» с хошиминскими велорикшами. Нет, люди не опасные - они очень доброжелательные, как и все вьетнамцы. Вьетнам - достаточно безопасная для туристов страна. Но вот незапланированные траты, если вы связались с местными перевозчиками, могут возникнуть.

Как-то ходили путешественники по городу, дело было к вечеру, немного заблудились. Решили прокатиться обратно в гостиницу на велорикшах. Ими оказались двое старичков, очень бодренькие, общительные и опытные в своем деле. Уверили: да мы, мол, сейчас довезем за пять минут, куда надо, не извольте беспокоиться. Ехали подозрительно долго. Старички попутно на ломаном английском языке проводили экскурсию, рассказывали, что где находится. Подозрения стали закрадываться, когда благовещенцы заметили: другие туристы смотрели на них и почему-то смеялись... Возили долго, в итоге привезли на площадь, где Нотр Дам де Сайгон. Сказали: «Все, приехали, платите по 50 долларов». На вопрос «А где же наша гостиница?» говорят: «Да тут, недалеко. Довезем, но за дополнительную плату». Довезли еще долларов за десять...

- Сначала я очень пожалел потраченных денег, - смеется Алексей Донченко, - но потом   подумал: а ведь в молодые годы они также «разводили» американских агрессоров! И от этой мысли стало гораздо веселее.

Всего во Вьетнаме Алексей и Оксана пробыли 10 дней. Уехали с мыслью, что надо в эту страну вернуться, но в северную ее часть. За новыми впечатлениями. Ведь Вьетнам - страна гостеприимная, и очень разная.

Записал Сергей НАБИВАЧЕВ.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости