Бензин: возможности исчерпаны

Средняя цена литра бензина на заправках должна быть больше 36 рублей. Таковы подсчеты нефтяников, которые, по их словам, исчерпали возможности сдерживать рост цен на топливо на приемлемом уровне.

Сегодня литр 92-го бензина на  автозаправочных станциях Амурской области стоит чуть выше 29 рублей, сообщает "Телепорт". Вырастет ли цена социально значимого продукта в будущем и удастся ли Приамурью избежать прошлогодней ситуации с дефицитом топлива на заправках? 30 марта обсудить значимые вопросы за круглым столом в Благовещенске собрались нефтяники, антимонопольщики и чиновники областного правительства.

Нефтяники рассказали о том, как продвигается реконструкция Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (ХНПЗ), и пообещали сделать все возможное, чтобы в Приамурье и других дальневосточных регионах не повторилась ситуация с нехваткой топлива на автозаправочных станциях. Напомним, летом 2011 года из-за остановки хабаровского завода на ремонт, а также транспортных проблем в области образовался дефицит «ходовых» марок бензина. На многих заправках топливо отпускали по талонам. Там, где была розничная продажа, в одни руки «отпускали» не более 20 литров. По словам представителя нефтяной компании Андрея Румянцева, на период модернизации и ремонтных работ на Хабаровском НПЗ в этом году у компании есть запасы топлива, в том числе и для оптовиков. Вот только уверенности в том, что цена на него будет оставаться привлекательной, он не выразил. По подсчетам нефтяников, с учетом цены на нефть, акцизов и тарифов и транспортных расходов литр бензина АИ-92 в Благовещенске должен стоить больше 36 рублей. «По мере возможности рост цен сдерживался, но на сегодняшний день они уже исчерпаны», - добавил Андрей Румянцев.

Когда ждать повышения цен на топливо, на совещании не уточнили, зато рассказали о трудностях компании. Отмечали, что добычей нефти заниматься гораздо выгодней, чем переработкой и реализацией нефтепродуктов. Затраты нефтяников на производство ходового бензина «Регуляр 92» в 2011 - начале 2012 года составили 9,92 рубля за литр. В то же время рост цены на хабаровский бензин за этот период не превысил 2,43 рубля за литр. Фактически нефтяники все это время дотировали потребителя топлива на 7-7,5 рублей. Покрывать расходы удавалось за счет смежных с переработкой  видов деятельности. С учетом того, что идет реконструкция хабаровского завода, а работать в силу вышеуказанных причин приходится с низкой доходностью, нефтяники, по их словам, работают практически по «нолям» - огромные суммы идут не в доходы, а в развитие.

Чиновники и нефтяники сошлись во мнении, что одним из основных факторов, влияющих на конечную цену продукта, является транспортная удаленность региона. Перевозить товар, в том числе и сырую нефть с месторождений на Западе страны на Дальний Восток накладно.

Присутствовавший на заседании министр сельского хозяйства Амурской области Сергей Вологдин отметил, что транспортный тариф влияет и на подорожание многих составляющих агропромышленной деятельности. «По «завышенной» цене нам приходят техника, запчасти, удобрения и прочее. Предлагаю совместными усилиями выносить этот вопрос на правительственный уровень, чтобы для дальневосточников была возможность компенсировать транспортные тарифы», - призвал министр. Он также отметил, что при своих огромных убытках нефтяники подставляют плечо амурскому рентабельному сельскому хозяйству, которое закупает у них бензин по низким ценам. «Битый не битого везет», -  подчеркнул министр, поблагодарив их за понимание. В свою очередь, слова благодарности высказали и нефтяники, подметив, что амурское правительство поддержало их в кризисный момент в прошлом году, помогая решать транспортные проблемы.

По данным российской статистики, средняя цена 92-го бензина по стране в начале 2012 года составляла 26,32 рубля за литр. Цена бензина, поставляемого в Амурскую область с хабаровского нефтеперерабатывающего завода, равнялась 29,48 рубля. Если вычесть из «хабаровской» цены «лишние» 3,5 рубля железнодорожного тарифа, то цена бензина в Амурской области впишется в среднероссийскую статистику.

Немаловажно и то, что цена на нефть на внутреннем рынке напрямую зависит от того, по какой стоимости российская нефть продается за рубеж. То есть когда растет мировая цена на нефть, растет и цена сырья для переработки на заводе. Однако вопрос разрыва связей между мировой ценой на «черное золото» и ценой на внутреннем рынке - в компетенции  российских властей. Такое «глобальное» решение, по мнению нефтяников, позволило бы снять многие вопросы.

Составляющие цены 92-го бензина для Приамурья:

нефть (в пересчете на литры) - 11,93 рублей
транспортные расходы - 4,5 рубля
переработка на Хабаровском НПЗ - 2,13 рубля
транспортировка до Благовещенска - 1,09 рубль
акциз  - 5,76 рублей
прочее (коммерческие и административные расходы, налоги) - 3,93 рубля
Итого: 29.33 рублей
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости