Букварь для чиновника, или Как прослыть «своим парнем»?

Спустя восемь лет, в Амурской области вернули прямые выборы губернаторов. Теперь кандидатам на высокий пост придется, как и ранее, ориентироваться на общественное мнение. Именно от воли амурчан будут зависеть судьба и выборный рейтинг того или иного политика. Ведь выбирать в итоге будем мы с вами. И политики должны постараться завоевать всеобщую любовь и расположение. Как они это делают?

Букварь для чиновника

Спустя восемь лет, в Амурской области вернули прямые выборы губернаторов. Теперь кандидатам на высокий пост придется, как и ранее, ориентироваться на общественное мнение. Именно

от воли амурчан будут зависеть судьба и выборный рейтинг того или иного политика. Ведь выбирать в итоге будем мы с вами. И политики должны постараться завоевать всеобщую любовь и расположение. Как они это делают?

Вышли они из народа

Прыгать с парашютом, осваивать езду на мотоцикле или лошади, гнуть спину на субботниках, в гидрокостюме «нырять» на дно озера - присуще, казалось бы, всем. Нет-нет, да «засветится» в таких занятиях чиновник или видный политик. Причем не инкогнито, а под прицелом видеокамер и фотообъективов. Простота характера?! Случайность?! Отчасти. Но все же, зачем они это делают?

Пользоваться методами, которые сближают тебя с простыми людьми, не пренебрегали и в античные времена, и в Древнем Риме. Что уж говорить про нашу эпоху выборов и всевозможных рейтингов!

После того, как в этом году, спустя восемь лет, в Приамурье в частности и в России в целом вернули прямые выборы губернаторов, кандидатам на высокий пост придется изрядно потрудиться. Как и ранее (в эпоху девяностых), им придется, в первую очередь, ориентироваться на общественное мнение.

Безусловно, губернаторами и мэрами не рождаются. Подавляющее большинство нынешних высоких начальников (руководителей администраций, правительств и парламентов) в Приамурье когда-то жили так же, как и все простые люди. Ездили в душном общественном транспорте, растягивали зарплату до следующей «получки», знали о том, сколько стоит буханка хлеба и пакет молока. Не исключено, что кто-то даже провел детство в общежитии. Своими руками делали ремонт, клеили бумажные обои «в обход шкафа» и понимали, что на садовом участке можно «сорвать» спину. Отдельные личности даже разговаривать могли самостоятельно, без услуг пресс-секретарей.

Но одно дело - «выйти из народа», и совсем другое - не отходить от него совсем далеко. Образ застегнутого на все пуговицы чиновника в строгом костюме с галстуком - это несовременно и не приносит весомых политических дивидендов. Поэтому демонстративная (иногда неосознанная) близость к народу - вот то, на что ориентируются первые лица.

- Достаточно вспомнить начало карьеры первого президента нашей страны Бориса Ельцина, - говорит амурский политический обозреватель Евгений ДУЮНОВ. - Он, будучи секретарем обкома партии, ездил на общественном транспорте, беседовал с людьми. И это несмотря на то, что система была коммунистической, относительно строгой. Появление секретаря обкома в общественном транспорте вызвало определенный резонанс в обществе. Можно, конечно, говорить, что Ельцин был «популистом», но стоит отдать должное, что он, благодаря своим интуитивным качествам, достаточно серьезной партийной школе, четко улавливал настроения общества. Не копировал кого-либо, у него не было специально обученных людей. Он совершал поступки, которые в народе давали популярность. Или взять, например, Степана Авраменко - небезызвестный первый секретарь амурского обкома КПСС, человек, который вошел в историю и много сделал для нашего региона. Так вот он вообще ходил на работу пешком по Благовещенску. Это нисколько не принижало его статус, но показывало, что человек не «спустился с небес на землю».

Конечно, партийный лидер с удочкой на озере, министр в общественном транспорте или за рулем гоночного болида, глава местной администрации на рок-концерте или в продовольственном магазине - это уже не ново. Зачастую в объектив видео- и фотокамер в таком виде и в таких местах политики попадают не случайно. И, как правило, они это не сами придумывают, а прислушиваются к советам специально обученных людей.

Но как бы там ни было, такая активность не может не радовать обывателя. Все равно приятно: это ведь нам они хотят понравиться. Главное - чтобы энтузиазм в вопросах имиджа не мешал основной работе.

Сближающие методы

По словам преподавателя, доцента АмГУ и известного в нашем регионе социолога Юрия МАГНИЦКОГО, людей подкупает формула «он делает то же, что и мы». Немаловажную роль в имидже политиков играют, конечно же, СМИ. Иначе можно оказаться за бортом политической жизни. Проще говоря, кого больше показывают по телевизору, того люди и знают.

- Обязательно пользоваться методами, которые сближают тебя с людьми, - говорит Юрий Магницкий - То есть демонстрировать то, что понятно. Необходимо учитывать, что люди, которые к тебе присматриваются, - это не только представители истеблишмента, окружающей тебя элиты, а большинство простых, «народных» людей. Для этого не помешает пользоваться в нормативных пределах народной лексикой, не стесняться этого. Нужно много ездить по региону и стране и встречаться «на глазах» у телезрителей и читателей сети Интернет с простыми людьми, беседовать, налаживать с ними контакты.

На вопрос, каким должен быть современный политик, а также - какими основными чертами он должен обладать, чтобы ему доверяли все остальные, Юрий Магницкий «с научной точки зрения» ответил так: «Окружающие особенно чутко улавливают такие качества, как силу индивидуальности, проявляемую в уверенности в себе, в правоте своего дела. Кроме того, человек, который в глазах других хочет стать лидером, должен обладать повышенной мотивацией на внешний мир. Другими словами, он должен уметь любить людей всяких – и богатых, и бедных, выпивающих и трезвых, и ходящих в рванье, и хорошо одетых, хорошо образованных и не очень. Почему?! Потому что это его соотечественники. Если он взялся за эту работу, но не умеет делать всего вышеперечисленного, то попытка стать лидером будет абсолютно аморальной и принесет несчастье людям. Крупный руководитель должен понимать, что любое его действие, любое его слово способно вызвать цепную реакцию, затронуть ни в чем не повинных людей. Человек, стремящийся завоевать расположение других, должен постоянно испытывать информационный голод. Ему должно быть интересно абсолютно все. Обязательно демонстрировать и пропагандировать здоровый образ жизни, хорошее физическое состояние. Все понимают, что больной человек не может выдержать такой нагрузки. Стараться находиться в местах форс-мажоров, там, где случаются какие-либо происшествия. Не только самому реагировать, но и быть на месте событий и «разгребать» ситуацию или способствовать этому. Люди должны чувствовать его присутствие».

Дорогу креативу

Ужасно, когда с телеэкрана большие начальники пытаются разговаривать чиновничьим языком, понятным лишь им самим и узкому кругу лиц. Несложно представить, какое впечатление «большой босс» оставит о себе, когда вдруг вознамерится поговорить с народом в естественной обстановке: на рынке, на заводе, в пивной. Курьеза не избежать.

Естественно, в период предвыборной кампании такого случиться не может априори. В это время многим и ораторствовать необязательно. Текст пишет референт, интервью готовит пресс-секретарь: каждое слово согласовано, а речь на сто раз прокручена и выправлена с учетом любого курьеза. Нестандартные ходы? Исключено!

Чтобы не попасть в неудобное положение, всего-то и надо: вспомнить молодость, раскрепоститься, не стесняться показаться несерьезным. Возможно, после этого обвинят в популизме. Но зато сколько адреналина и впечатлений! Не грех и «втянуться», выходить «в народ» регулярно, без фото- и телекамер.

«Сегодня набор инструментов по формированию образа «своего парня» среди населения практически исчерпан: за штурвалом самолета уже летали, с парашютами прыгали, в воду погружались, амфоры из воды доставали. Нужно придумать что-то такое, чтобы зацепило. Не удивлюсь, если следующий губернатор полетит в космос с будущего космодрома «Восточный», который только-только начал строиться», - с иронией подытоживает Евгений Дуюнов.

***

Есть политические деятели, которые любят плотничать, не афишируя своих увлечений. Есть гонщики и парашютисты. Вы не знаете их в лицо? Потому что эти увлечения у них - для себя. В политику свои увлечения «втягивают» далеко не все.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости