Монумент работы Церетели планируют установить в Благовещенске

Первый в Амурской области бронзовый памятник «вождю народа» Иосифу Сталину может появиться в Благовещенске. Идея привезти готовую скульптуру работы Зураба Церетели принадлежит известному живописцу Владиславу Афанасьеву. Транспортировку предварительно согласились оплатить городские меценаты. Установят в областном центре памятник или нет, во многом будет зависеть от общественного мнения, говорят инициаторы. Сам Церетели готов вести переговоры.

«Вождь народа» и компания

В Благовещенске может появиться бронзовый монумент работы Зураба Церетели «Большая тройка», одним из персонажей которого является Иосиф Сталин. Вместе с «вождем народа» в бронзе запечатлены американский президент Франклин Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль. Это один из первых памятников Сталину, созданный после «разоблачения культа личности».

Скульптура изображает союзников по антигитлеровской коалиции во время переговоров на Ялтинской конференции 1945 года. Она была создана скульптором Зурабом Церетели на основе известной фотографии. Слева сидит Черчилль в британской военной форме и с тростью в руке, посередине - Рузвельт в пиджаке и накидке, справа - Сталин в военной форме с маршальскими погонами. Высота памятника 4 метра 10 сантиметров, длина - 6 метров 70 сантиметров.

Инициатор идеи привезти памятник в Благовещенск - член-корреспондент Российской академии художеств Владислав Афанасьев, известный также как скульптор - в частности, автор памятника заслуженному артисту России Валерию Приемыхову.  Владислав Афанасьев считает, что в областном центре Приамурья скульптура «Большой тройки» будет весьма уместна, ведь Благовещенск в числе прочих советских городов во время войны получал помощь от союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

«Конкретно в Благовещенск шли продукты питания американские, одежда. Когда я ходил в детский садик, мне надевали обутки, шорты американские, - вспоминает свое военное детство Владислав Афанасьев. - А когда с Японией война началась, Благовещенск был прифронтовым городом, большая артиллерия и «Катюши» стояли на КПП на Соколовском бугре. Летели снаряды. Я помню, мы сидели всю ночь в погребе, прятались. А там, где сейчас микрорайон, - наши истребители стояли. И мы всегда, как появлялись японские самолеты, залезали на крышу - ждали воздушного боя».

Место, которое, по мнению Владислава Афанасьева, вполне подойдет для памятника - это набережная в районе бронекатера. Раз уж есть здесь одна «военная» достопримечательность, то можно поставить и вторую, считает живописец.

«Скитания» монумента

Понятно, что идея поставить такой памятник однозначно воспринята быть не может:  слишком уж по-разному люди оценивают роль Иосифа Сталина в истории. Кто-то считает его кровавым тираном; другие признают великим правителем.

«Мне Сталина любить не за что. Моего деда Зураба, в честь которого назвали меня, в тридцать седьмом расстреляли, мать до самой своей кончины носила траур, - цитирует Зураба Церетели его официальный сайт. - Родителей моей жены репрессировали, да многих… Но из истории ничего не выбросишь. Было то, что было. В Ливадийском дворце давно организовали кабинет-библиотеку Рузвельта. Потом такая же появилась в честь Черчилля. Но Сталин-то был равноправным членом «тройки». Наверное, даже главным. Почему мы должны выбросить его из нашей истории? Для Франции Наполеон тоже стал злым гением. Но связанные с его именем реликвии, памятники сохраняются».

Неоднозначное отношение к личности Сталина хорошо прослеживается в истории «скитаний» скульптуры Церетели, которая своего места так пока «не нашла».

Памятник планировали торжественно открыть к 60-летию Ялтинской конференции в феврале 2005 года в украинском поселке Ливадия, что неподалеку от Ялты. Как раз здесь и проводились в 1945-м переговоры лидеров трех стран. Однако в Украине памятник Сталину ставить не захотели. Высказывались даже идеи из композиции его изъять, оставив только Рузвельта и Черчилля. В том же 2005-м скульптура могла оказаться в Волгограде. Городу, до 1961 года носившему имя Сталина, Церетели готов был памятник подарить. Для монумента было определено место. Но волгоградские власти решили не выделять деньги на его транспортировку.

Зураб Церетели все же подарил Волгограду «большую тройку», правда, уменьшенную в 10 раз. Гипсовая копия памятника теперь хранится в музее-панораме «Сталинградская битва».

Оригинал скульптуры по сей день находится в музее Зураба Церетели.

«Ресталинизация»

В последние годы в России, как ни странно, новые памятники и бюсты Иосифа Сталина «вырастают» как грибы. По нашим подсчетам, начиная с 2000 года, их появилось около тридцати, а то и больше.

К примеру, в 2008 году в Сочи уже был установлен памятник Сталину, Черчиллю и Рузвельту, созданный по проекту израильского скульптора Франка Майслера. Идея композиции почти такая же, как у скульптуры Церетели, но за основу взята фотография не с Ялтинской, а с Тегеранской конференции, где лидеры трех стран сидят в обратном порядке (Сталин - слева, а Черчилль - справа). В 2010 году был установлен монумент «большой тройке» возле одного из московских ресторанов, но простоял он там меньше года и был демонтирован. Больше всего памятников Сталину в последнее время устанавливается в кавказских республиках, прежде всего в Северной Осетии. Самый «свежий» был открыт 9 мая этого года в одном из дагестанских сел.

Не обошла тенденция и Дальний Восток. В соседней с Амурской областью Якутией сравнительно недавно появились два памятника: в 2005 году - в поселке Мирном, а в 2009-м - в селе Амга. Инициаторами установки в обоих случаях стали ветераны Великой Отечественной войны. Увековечили недавно Сталина и в Забайкальском крае - в одном из скверов Читы.

Кто что думает?

Нашему корреспонденту удалось дозвониться до Зураба Церетели. Разговор долгим не получился - именно  в этот момент президент Российской академии художеств вел переговоры с волгоградской делегацией как раз по поводу установки «Большой тройки» в городе на Волге. О результатах беседы нам пока ничего не известно. Впрочем, волгоградцы - не первые, кто хотел заполучить монумент. Обращались и из других городов. Тем не менее памятник до сих пор не «пристроен». Думается, если Благовещенску нужны Сталин, Черчилль и Рузвельт, то и у нашего города тоже есть шанс.

На вопрос о том, что сам Зураб Церетели думает по поводу того, чтобы скульптура оказалась в Благовещенске, автор сказал, что к переговорам он готов: «Я согласен, я готов, ради Бога - кто захочет, нет проблем. Я творец, очень буду рад, если у вас будет стоять (скульптура - прим. ред.)».

К слову, Церетели сообщил нашему корреспонденту, что в Благовещенске уже бывал - в 1979 или 1980 году. Приезжал с научными целями как член академии истории, археологии и этнографии, и в областном центре Приамурья ему понравилось.

Интересно, что в Благовещенске нашлись меценаты, предварительно давшие согласие оплатить транспортировку «Большой тройки» в город на Амуре. Все зависит от решения местных властей и от общественного мнения: инициаторам важно знать, нужен такой памятник городу или нет.

Предлагаем читателям «Телепорта» позвонить в нашу редакцию по телефону 37-60-60 и высказаться по этому поводу.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости