Благовещенец Игорь Сызганов избрал своим хобби достаточно редкое ремесло - чеканку по металлу

Под его рукой оживают персонажи русских сказок и былин.

Ретроинтерьер

Чеканку сейчас редко встретишь даже в домах, обставленных в духе старины. От нее избавились, как только она вышла из моды. Изделия народного промысла сейчас можно найти разве что у любителей антиквариата и винтажа. А ведь когда-то чеканные панно были примечательной деталью позднесоветских интерьеров. Причем не только приобретались в магазинах, их изготовление стало хобби, а то и приработком для многих. Впрочем этому есть объяснения, начиная от того, что «офисных» мужиков в те времена было меньше, а «рукастых» больше, и заканчивая дефицитом и отсутствием разнообразия на прилавках.

И каково же было мое удивление, когда я оказалась в гостях у благовещенца Игоря Сызганова! Стены его квартиры были увешаны медными и латуневыми изображениями «собственного производства». Создает картины мастер прямо на кухне. Сам художник скромничает и не видит в своем увлечении ничего особенного.

Чеканкой Игорь Сызганов начал заниматься в конце семидесятых, будучи курсантом ДВВКУ (тогда ДВОКУ). Впервые увидел, как искусно это делает его товарищ.

- Я наблюдал за тем, как сокурсник кудесит, создает поистине великолепные вещи, - вспоминает благовещенец. - Что-то спрашивал. Вот так и научился. Самоучка, можно сказать.

Во время службы в училище Игорь Сызганов вместе с товарищами собственными руками облагораживали только что построенный корпус. До сих пор в стенах училища сохранилась мозаика из керамической плитки и, конечно, чеканки...

Рыцари под чеканом

Назвать чеканку банальным хобби - как коллекционирование марок или монет - язык не повернется. Дело не только в мастерстве и трудоемкости работы, но еще и в том, что достать в те годы материал и инструменты было очень сложно. Кроме того, времени для увлечения не хватало - учеба и строевая были на первом месте. Позже началась военная служба. Помимо времени, занятие чеканкой требует творческого настроения.

- Бывает, выбьешь один узор - и отложишь на месяц и больше, потом опять вернешься к работе, - делится Игорь Борисович. - После выхода на пенсию свободного времени стало гораздо больше, и заниматься любимым делом теперь ничто не мешает. Супруга с сыном поддерживают.

На чеканках мастера словно оживают древние воины, сказочные персонажи, герои комиксов и загадочные красавицы. На стенах медные изображения соседствуют с репродукциями знаменитых картин и старинным холодным оружием. 

Особенно удивила чеканка, на которой одновременно «ужились» около 20 персонажей. Здесь и древнерусский богатырь, и римские гладиаторы, а также рыцари Тевтонского и Ливонского орденов. Все детали картины - кольчуги, оружие и прочее снаряжение воинов - не вымысел, а точная копия, срисованная из книг и журналов.

В спальне у чеканщика висит более современная работа. Образы для нее автор «привез» из Венгрии. На ней изображен сюжет из комиксов - побег девушки-каратистки от бандитов-арабов. Как позже узнал Игорь Сызганов, по мотивам этого комикса был снят приключенческий фильм.

Все инструменты - чеканы разной толщины, молоток и резаки - мастер хранит в заветном чемоданчике. «Набор чеканщика» у него появился еще в молодости. Часть инструментария художник изготовил самостоятельно. В работу пошли старый напильник, отвертки и даже эбонитовая палочка. Для того чтобы выбивать узоры, не повреждая поверхности стола, под металл он подкладывает плотный кусок резины и покрывало.

Ошибку не исправишь

Процесс создания металлической картины очень трудоемкий и долгий. В качестве полотен в основном автор использует медь, иногда латунь. Найти этот материал в областном центре довольно сложно.

По словам Игоря Сызганова, медные и латуневые листы привозят в магазины редко, да и стоят они дорого - свыше 1000 рублей в зависимости от размера и толщины листа.

Заранее нарисованный на бумаге рисунок переносится на металл через копирку. Элементы, которые плохо перевелись, можно потом дорисовать. Поле того, как заготовка выполнена, можно приступать к самому процессу чеканки. Выбивают фигуры с обеих сторон – придется постараться, чтобы элемент вышел таким, каким задумывался. Допускать ошибку нельзя - что выбито чеканом, не исправишь.

После того как все детали картины становятся объемными и работа готова, лист обрабатывается кислотой (ее приходится доставать с трудом, через знакомых). Затем рисунок обжигается паяльной лампой и покрывается лаком. В завершение чеканка накладывается на фанеру и фиксируется.

После обработки «срок годности» чеканки становится практически не ограниченным. Картину можно передавать из поколения в поколение.

Сейчас мастер трудится над новой крупной работой, изображающей приключения русского былинного купца Садко. Рисунок уже переведен на медный лист, и мастер даже принялся за дело, но пока отложил – нет творческого настроения. В центре чеканки, над Ильмень-озером, восседает подводный царь. Также в процессе две небольшие картины - на одной изображен парусник, увенчанный розой ветров, на другой - дама сердца средневекового рыцаря.

Вместо дохода - улыбки друзей

Когда-то чеканщик даже продавал свои работы. «Уходили» они хорошо. Неудивительно - авторская работа, как-никак. Потом возникли проблемы с поиском материала для чеканки, и продажи прекратились. Сейчас Игорь Борисович не отдаст свои любимые работы ни за какие деньги - все они ему дороги. Говорит, места в квартире для такой красоты хватит всегда. Зачастую мастер делает чеканку в подарок друзьям на день рождения или любое другое торжество.

В последний раз автор преподнес в подарок картину, на которой он изобразил зайца со старой поздравительной открытки.

Иногда друзья просят сделать нечто подобное, но удовольствие это дорого стоит, причем не только в денежном эквиваленте. Работа требует еще и много времени и терпения.

«Когда нет настроения, то и делать ничего не хочется, поэтому некоторые чеканки, тем более крупные, на которых много различных элементов, делаю долго - месяцы, а иногда и год. Если занятие по-настоящему нравится, каждую деталь в отдельности выбиваешь с любовью, к каждой чеканке находишь свой «подход». На заказ делать непросто», - делится художник.

Научиться ремеслу можно, но довольно сложно. Теорией тут не обойдешься - в основе мастерства практика. Нужны целые годы и, конечно, интерес к выполнению работы. Наш герой посвятил любимому занятию почти всю жизнь - на радость себе и близким.

Фото Елены Клер

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости