Амурчанам продают рыбу с «сюрпризом»

Заплатив в супермаркете за чилийскую форель, амурчанин обнаружил в упаковке с заморской рыбой этикетку «камчатская горбуша». Амурские правозащитники утверждают, что фактов подмены продуктов в их практике пока не было.

В основном жители Амурской области жалуются на просрочку и то, что в продовольственных магазинах их обвешивают.

Почти двухкилограммовая упаковка чилийской форели солидно «облегчила» кошелек благовещенца Владимира Ельцова - покупка обошлась мужчине в 747 рублей. Каково же было его удивление, когда, придя домой, внутри упаковки на продукте он обнаружил этикетку с совершенно другим наименованием - «горбуша, изготовитель Петропавловск-Камчатский».

«Я, конечно, могу отличить горбушу от форели: рыбины и по размеру разные, и по цвету мяса, - говорит Ельцов. - Но ощущение, что меня могли обмануть, осталось. В магазин я не обращался, так как чек выбросил. Да и постеснялся, скажут потом, что элементарных отличий не знаю».

По словам благовещенца, он все-таки вернулся в магазин, но не скандалить. Вместе с супругой пересмотрели упаковки с форелью и не нашли в них никаких лишних этикеток.

В амурском Роспотребнадзоре говорят, что претензий к качеству рыбной продукции почти не бывает, а из тех жалоб, что поступают — больше всего по просрочке. Если бы факт подмены форели на горбушу действительно имел место, то случай стал бы едва ли не первым в практике правозащитников.

В паре с ревизором

Под видом покупателей мы осмотрели морозильную камеру со свежемороженой рыбой одного из крупных дискаунтеров Благовещенска. Компанию в ревизорском деле нам составил член амурской областной организации «Потребитель» Алексей Карманов. Подобных «ошибок» в «подопытной» витрине не нашлось, зато мой спутник обратил внимание на то, что на ценниках проставлена дата расфасовки, а вот срок годности указан не везде. «За редким исключением защитить себя лучше кого бы то ни было может сам покупатель, - говорит Карманов, - но у нас обычно есть куча комплексов и лень. Комплексы, пережитки «совка», выражаются в том, что потребитель стесняется показаться занудой, если потребует у продавца документы на товар или обратится  к тому же продавцу  за разъяснениями, а лень - внимательно прочитать ценник, этикетку... Часто покупают товар, на котором проставлен истекший срок годности».

Конечно, это не отрицает тот факт, что возможности «кинуть» покупателя продавцы не упускают. Например, поверх фабричной этикетки наклеить ценник магазина, «кокетливо» прикрыв наклейкой данные о том, что покупать ту же рыбу уже не стоит.

«К нам обращений именно по поводу того, что одну рыбу заменили другой, не было, трудно сказать, была ли это ошибка или действительно попытка обмануть покупателей, но, судя по тому, что внешне подмену трудно не распознать, вероятнее всего, просто не туда наклеили ценник. Пожелание к покупателям - будьте внимательны и не стесняйтесь задавать вопросы», - говорит Карманов.

«Реанимация просрочки»

- С рыбой сложно намудрить, - говорит бывший продавец продуктового магазина с многолетним опытом Елизавета Семенова, - слишком легко обнаружат подлог и придут скандалить, поверьте моему опыту. Срок годности у мороженой рыбы достаточно большой при правильном хранении. Если она пропала - трудно не заметить. Выбирайте ту, что с виду «красивая». Если ее несколько раз разморозили, она теряет внешний вид. Насторожить должен слишком толстый слой пленки, в которую ее завернули. «Датер» (прибор, который проставляет срок годности) есть у каждого предпринимателя. Практически любой товар может продаваться с истекшим в 2-3 раза сроком годности. Но «пересроковке» подвергается только товар, которым нельзя отравиться, скажем, конфеты.

По словам экс-продавца, сами сотрудники магазина решаются на обман, так как недостачу «вешают» на них, и платить со своей скромной зарплаты никто не хочет. Колбасу можно «реанимировать» несколькими способами. Копченую, в натуральной оболочке, еще вполне пригодную к использованию от налета соли отмывают подсолнечным маслом. Вареную колбасу, подсохшую на срезе и скукоженную, опускают на некоторое время в теплую воду. Ну, а если уж срок истек, делают нарезку, упаковывают красиво, ставят другой срок годности и «впаривают». «Даже если покупатель уже дома обнаружил, что деликатес попахивает, то чаще всего из-за ста рублей ругаться не пойдет. Еще момент - на любом товаре, когда указывают срок годности, этот срок с запасом. Например, производители молока, когда посылают партию куда-то далеко, ставят срок на 2 дня позже реального. Поэтому бывали случаи, когда дотошные потребители пили «ряженку, произведенную... завтра», - подчеркивает Семенова.

 

Куда идти с жалобой

Представители надзорных органов рекомендуют прежде всего обратиться к руководству магазина. Бывают ситуации, когда законопослушные продавцы просто не знают, что продукция некачественная. Так, в одном из магазинов в консервных банках, помимо морской капусты, нашли камешки. После обращения продавец сам отправил обратно производителю всю партию. Если же вам отказывают в возврате денег или некачественный товар продолжает «украшать» витрину, можно обратиться в отдел по защите прав потребителей и правоохранительные органы. Лучше, конечно, чтобы был чек, если его нет, это не является основанием в отказе на возврат денег. Только доказывать, что товар куплен в этом магазине, будет сложнее. Можно привлечь свидетелей.

Надзорные органы просят предоставить максимально подробную информацию о магазине (адрес, название) и о приобретенном товаре. Если продавец отказывается вернуть деньги, спор решается уже в судебном порядке. Но сейчас такое бывает редко - по суду продавец не только заплатит стоимость товара, но и штраф в размере 50% от цены товара за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования покупателя.

Анастасия ВДОВЕНКО

Фото Кирилла Ильина
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости