Амурский журналист едва не устроил воздушное ДТП

В новой, пока еще строящейся, диспетчерской вышке в аэропорту Благовещенска будет круговой обзор. Сейчас - только огромное «окно»
с видом на взлетно-посадочную полосу. В канун профессионального праздника амурских авиадиспетчеров наш корреспондент понаблюдал за тем, как «дают добро» на взлет и посадку авиалайнерам, и на собственном опыте испытал всю ответственность профессии. Опыт вышел не совсем удачный: на тренажере журналист почти «столкнул» в воздухе «боинг» и Ан-2.

«Вредная» профессия

Амурские авиадиспетчеры отметили 20 октября профессиональный праздник - Международный день авиадиспетчера.

Специалистов, занимающихся обслуживанием воздушного движения в Амурской области, не так много - всего 57 человек. В Приамурье руководят самолетами и вертолетами из Благовещенска, Зеи и Тынды.

Из-за «вредности» (читай, нервности) работы люди этой профессии раньше уходят на пенсию: при наличии определенного стажа мужчины - с 50 лет, а женщины - с 45. Правда, большинство диспетчеров, достигнув этого возраста, работу не оставляют. Сейчас коллектив специалистов, управляющих воздушным движением в амурском небе, достаточно возрастной, но все сотрудники - в расцвете сил. Молодежь есть, но ее не слишком много.

Дежурство диспетчера преимущественно состоит в общении с экипажем самолетов и вертолетов.

«До экипажа доводится вся необходимая навигационная, метеорологическая и прочая оперативная информации, которые могут пригодиться экипажу в полете, - рассказывает начальник службы управления воздушным движением благовещенского центра ОВД Сергей Богневский. - Также диспетчер контролирует соблюдение схем захода на посадку и выход с района аэродрома».

Продолжительность рабочей смены строго регламентирована - дневная не может быть дольше 9 часов, а ночная - не более 12.

«Какую погоду больше всего не любят диспетчеры? Выбирать не приходится, - продолжает Сергей Богневский. - Для каждой погоды предписаны определенные требования, будь это гроза, ливень или снег».

Помимо диспетчеров, обслуживанием воздушного движения в Амурской области занимаются и другие специалисты. К примеру, специалист по языковой подготовке, который помогает поддерживать знание английского на должном уровне, и инструктор тренажера, где создаются различные сложные ситуации, с которыми может столкнуться диспетчер.

Журналист у радара

Тренажер имитирует рабочее место диспетчера. На экране компьютера специалист видит экран радара, на котором создаются разные сложные ситуации, а диспетчер должен их разрешить.

Инструктор тренажера Евгений Грязюк объясняет: «Основная задача диспетчера - обеспечение безопасности полета, то есть предотвращение нарушений интервалов между самолетами. Они изображаются на мониторе. В нашем случае летят 2 самолета. Аэродром - в центре локатора. Масштабы бывают разные в зависимости от размеров сектора, которым управляет диспетчер. Упражнение составляется так, чтобы между самолетами были конфликты. И если диспетчер будет сидеть и ничего не делать, то они могут столкнуться».

Ситуация, в общем-то, не экстренная, обычная. С подобными диспетчерам приходится сталкиваться периодически. Прошусь попробовать. Для меня имитируют задачу: со стороны Среднебелой на благовещенский аэродром летят два самолета. Впереди - Ан-24, а за ним на некотором расстоянии «боинг». Отечественный самолет следует со скоростью 374 километра в час, а «боинг» его постепенно догоняет, потому что его скорость, согласно условиям упражнения, - 548 километров в час.

Пока я соображал, кто где и что к чему, движущиеся точки на экране оказались в опасной близости, и Евгений Грязюк констатировал: «Они уже практически столкнулись, диспетчера наказали».

Как пояснил Евгений, опытный специалист спрогнозировал бы все заранее. Методов решения спроектированной на тренажере ситуации было несколько. Правильнее всего: попросить «медленный» самолет сделать круг еще над Среднебелой, чтобы «боинг» прилетел на аэродром первым, а после этого - проследить, чтобы он успел уйти со взлетно-посадочной полосы до того, как на посадку пойдет Ан-24. Очень важно помнить, что есть в воздушном пространстве и запретные зоны, куда залетать нельзя. К примеру, ни в коем случае нельзя оказаться в Китае, а также над военными полигонами.

«При общении диспетчера с экипажем последнее слово в принятии решения - за командиром воздушного судна, - говорит Евгений Грязюк. - Хотя есть определенные ситуации, при которых диспетчер жесткие инструкции дает, но их немного. А в основном задача диспетчера - информировать экипаж».

Добро на взлет

Потерпев фиаско на тренажере, мы с моим провожатым отправились посмотреть, как работают настоящие диспетчеры. Для этого с Сергеем Богневским по заранее выписанному пропуску прошел через контрольно-пропускной пункт. Кстати, Сергей Анатольевич перед тем, как зайти на КПП, проверил, не забыл ли собственное удостоверение в кабинете. Просто так на «перрон» аэродрома не пустили бы даже его.

По пути «экскурсовод» указывает на строящееся здание - это будет новая вышка командно-диспетчерского пункта. Самое большое отличие от действующей в том, что у диспетчеров будет круговой обзор на все 360 градусов. Сейчас есть только огромное «окно» с видом на взлетно-посадочную полосу.

По крутым лестницам поднимаемся на командно-диспетчерский пункт. Здесь работает диспетчер Герман Желтоухов. На его рабочем месте - экраны радара, разные тумблеры и рукоятки непонятного назначения, множество листков с различной информацией и бинокль. Отвлекать его от работы мы не стали. Как раз в это время Герман Желтоухов вел переговоры с экипажем самолета, готовящемся к вылету в Москву. К слову, этот рейс днем ранее был отложен по техническим причинам.

Отдельный пункт у тех специалистов, которые работают с местными авиалиниями. Диспетчер Валентина Сорокина поведала, что в данный момент три вертолета работали на нефтепроводе, один на Покровском руднике, другой рейсовый самолет вылетел в Экимчан, а вылет еще двух задерживался. На рабочем месте диспетчера - сохраненная на память под стеклом радиограмма из Читы - в прошлом году коллеги из Забайкалья в стихах поздравили амурских диспетчеров с профессиональным праздником, ведь зачастую встречать его приходится на рабочем месте.

Редкие специалисты

Чтобы стать специалистом этой довольно редкой профессии, нужно получить соответствующее образование. Диспетчеров для всей страны готовят в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации, его филиале - Красноярском авиационном колледже и в Ульяновской школе высшей летной подготовки. Вот, собственно, и все. В советское время учебных заведений, где готовят авиадиспетчеров, было больше. Теперь они остались за пределами России. В эти учебные заведения обычно идут после школы. Кроме того, проводят дополнительные наборы специалистов с высшим образованием и знанием английского языка. Владеть им претендент должен на 4 уровне по требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). То есть знать не простой английский, а «авиационный» - со всеми необходимыми терминами. Язык - это непременное условие, без него авиадиспетчеру никак. Сертификат о владении английским языком действует три года, а потом нужно снова его подтверждать.

Тот, кто желает учиться профессии авиадиспетчера, должен пройти медицинскую комиссию, которая мало отличается от комиссии для летного состава, и специальный профотбор. 

«Это только со стороны может показаться, что работа состоит в том, что ты просто сидишь и общаешься с экипажем, - говорит начальник службы управления воздушным движением благовещенского центра ОВД Сергей Богневский. - На самом деле, бывают моменты, когда диспетчер испытывает довольно «приличный» эмоциональный стресс».

Вообще, нервные ситуации в работе авиадиспетчера - дело привычное. Например, кто-то не ответил вовремя, не вышел на связь. Это обычный рабочий момент, который каждый раз заставляет поволноваться.

Фото автора.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости