Современники не заменят классиков: о новой программе изучения литературы в школе

Амурские педагоги слабо верят, что новая программа изучения литературы в средней школе будет утверждена. Российская академия наук собирается вписать Виктора Пелевина и Людмилу Улицкую в список для обязательного прочтения, а Николая Лескова и Алексея Толстого «переместить в факультатив».

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры литературы БГПУ Ольга Щербакова примерных списков пока не видела, но знает о них, что называется, «из вторых рук». Серьезного повода для волнений именно из-за обещанных замещений преподаватель не видит. По стандарту, утвержденному в 2004 году, из произведений Лескова оставлены только «Левша» (в шестом классе) и «Очарованный странник» (в 11-м).

- И в ЕГЭ он идет обзорно на выбор, - говорит Ольга Щербакова. - Второй автор, о котором печется общество - Алексей Толстой, - «вернулся» в школьную программу недавно. То есть раньше его изучали на дополнительных занятиях, поэтому шумиха о конкретных произведениях мне не очень понятна. Когда лет десять назад министр культуры говорил, что Пушкин устарел, было страшнее. Если «Евгения Онегина» из программы уберут - это будет серьезная потеря».

Профессор педуниверситета убеждена, что молодежь нужно воспитывать на культурных традициях классической отечественной литературы. Амурские филологи видят проблему не в конкретном списке, а, скорее, в том, что литературу как предмет могут лишить возможности жить по своим законам.

Еще одно новшество, которое, возможно, в обозримом будущем внедрят в отечественную систему образования - объединение в один предмет русского языка и литературы. Учебная дисциплина будет носить название «Словесность». Чему будет учить новый предмет, в педагогических кругах затрудняются ответить.

Преподаватели русского языка и литературы сходятся во мнении, что объединение этих предметов в один школьникам на пользу не пойдет.

«Русский язык - сложный предмет. И даже в том состоянии, как его преподают сейчас, не всегда бывает просто донести до учеников правила и механизмы его функционирования, - говорит преподаватель русского языка из Свободного Татьяна Александрова. - Даже те, кто старательно учит все правила, далеко не всегда пишут грамотно. Опять же одним дается легко литература, но «хромает» русский, а есть и обратные случаи. Как в таком случае ставить общую оценку за два, разных по сути, предмета?».

Возвращаясь к теме изменения программы по литературе, преподаватели сомневаются, что она у нас приживется - слишком негативно встретила эту перспективу общественность. Ну, а если даже новую программу утвердят, скорее всего, со временем «выпавшие» классики вернутся в школьную программу. Глубоко изучать современников смысла нет, считают учителя, но знакомить молодежь с тенденциями новейшей литературы нужно.

 

Фото автора.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости