Генеральный директор фирмы «Макс-Интер» Николай Мельников рассказал о путешествии в Ригу

В июне благовещенец, генеральный директор фирмы «Макс-Интер», Николай Мельников побывал в Риге. О своем путешествии Николай Николаевич рассказал корреспонденту «Телепорта».

Традицию принесли купцы

Рига - красивый город с населением около 800 тысяч человек. Оказывается, именно в этом городе появилась традиция наряжать елку на Рождество. Прямо на мостовой вмонтирована восьмиугольная плитка, я бы подумал, что это канализационный люк. А на самом деле это место, где стояло первое в мире рождественское дерево. На этой плите изображен рисунок из елочек, и надпись на нескольких языках: «здесь в 1510 году стояла первая в Европе новогодняя елка». Нам рассказали, что ее наряжали мужчины в черных шапках - это была гильдия иностранных купцов. Ель они ставили возле своего здания, которое до сих пор стоит на Ратушной площади и называется Дом Черноголовых. После праздника дерево было сожжено. Хотя есть сведения, что родина елки - Страсбург. Однако впервые деревце поставили именно здесь. На 95 лет раньше, чем в Страсбурге.

На месте психбольницы

В центре города находится Конвента Сета - это район, полностью сохранившийся со времен средневековья: близко стоящие друг к другу старинные дома, узкие проулочки, мощеные камнем. Попасть сюда можно через один из четырех выходов, главный из них, который легче всего найти, расположен сразу за собором Святого Петра - напротив памятника бременским музыкантам. Говорят, он когда-то был психбольницей и туберкулезным диспансером. В начале 90-х годов прошлого века заложенные арки открыли, дворы, перекрытые решетками, сделали сквозными, а дома, постройки XIII века, где раньше размещали душевнобольных, превратили в единый комплекс Konventa Seta. Сейчас в нем расположены антикварные магазины, кафе и гостиница.

За пределами Старого города есть квартал, который здесь называют Югендстиль. Это модерн конца 19 - начала 20 веков. Элементы фасадов зданий принадлежат архитектору Михаилу Эйзенштейну (отцу знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна). В свое время мэр, на рубеже веков, запретил в этом районе типовую застройку.

Визитка Риги - янтарь и бальзам

В плане сувениров здесь главным образом пользуется спросом янтарь. Его добывают в Латвии. Изделия из смолы, возраст которой исчисляется миллионами лет, продаются прямо на улицах. Это и поделки из янтаря, и ювелирные украшения, и всевозможные брелоки. Еще одна визитная карточка Риги - знаменитый рижский бальзам. В его состав входят больше 20 ингредиентов. Горечь напитку придает вовсе не полынь, как принято считать, а выдержка в дубовой бочке и почки бальзамической березы, которая растет на латвийских болотах. Береза эта занесена в «Красную книгу», но предприятие ежегодно получает разрешение на сбор определенного количества почек. Еще в него добавляют имбирь, мяту, мелиссу, липовый цвет, мускатный орех, валериану - остальное я не вспомню, - смеется путешественник.

Мы с семьей побывали на экскурсии, посмотрели, как его производят, и продегустировали. Рижский бальзам выпускается в керамических кувшинах. Как нам объяснили, глиняные сосуды для бальзама раньше делали на керамическом заводе в Риге, но в 2000 году предприятие перешло на немецкие бутылки - в керамических кувшинах местного производства порой появлялись микротрещины. Без тары бальзам не хранят и в розлив не продают. Считается, что свой окончательный вкус напиток обретает, простояв закупоренным две недели. Глиняный кувшин предохраняет бальзам от воздействия света и резкой смены температур. Вкус у напитка специфический, на меня впечатления особого не произвел, просто было интересно попробовать. Я не любитель алкоголя, поэтому остатки до сих пор дома стоят. Но у туристов со всего мира он очень популярен. В качестве сувенира его везут в Россию и страны СНГ, в Европу и даже в Америку.

Локомотив истории

В Риге мы пробыли всего три дня. Конечно, за это время удалось посмотреть далеко не все. Очень понравилась экскурсия в музей железнодорожного транспорта. Прямо во дворе музея есть экспозиция подвижного состава, здесь на рельсах стоят локомотивы разных времен, вагоны, техника по обслуживанию путей, мигают настоящие семафоры расположенной неподалеку станции Торнякалнс. Можно посидеть минутку на скамейке перрона, или в сопровождении гида осмотреть кабину и машинное отделение дизельного локомотива, побывать в вагоне-салоне 30-х годов.

Локомотивная мастерская 80-х годов прошлого века сейчас тоже часть музея, с индустриальным дизайном. Там проходят всевозможные выставки и спектакли.

Нам показывали негативы, почтовые открытки и фотографии с изображениями железнодорожных станций, инженерно-технический построек, процесса прокладки путей, а также локомотивов и вагонов, работников железной дороги. Причем там выставлена не только история латвийских железных дорог. В Белом зале посетителям рассказывают об истории создания парового локомотива в Англии в начале 19-го века, здесь можно посмотреть мультфильм об устройстве и принципах его работы. В самой Латвии первые железные дороги стали строить только в 1858 году. В начале 20-го века они здесь проектировались, строились и эксплуатировались. Конструкция некоторых была уникальной, и тогда о них писали престижные железнодорожные издания. Есть в музее даже зал ожидания станции, где на стенах висят старые расписания. Имеются образцы железнодорожных билетов разных лет. Экскурсовод рассказал о существовавших в 30-е годы туристических поездах и рижских станциях.

Дома для звезд эстрады

Еще мы успели просто погулять по городу. Город очень красивый. Разнообразная архитектура. Наверное, сказывается месторасположение - на морском пути. Строили его люди разных национальностей. Город ориентирован на туристов, поэтому там средневековые постройки соседствуют с современными зданиями. На маленьких узких улицах, где с удовольствием прогуливаются не только туристы, но и местные жители, много магазинов и кафе. Климат там хороший. Летом такой жары как у нас не бывает. При этом море прогревается до 21-22 градусов. Питейных заведений тоже много, но учитывая, что цены на алкоголь там очень высокие, а зарплаты в Латвии небольшие, в барах сидит в основном заезжий люд. Еще очень развита гостиничная и транспортная индустрии.

Нам показали район, где покупают недвижимость звезды российской эстрады. Домик стоит в среднем 30-40 миллионов рублей, хотя есть «экземпляры» и за 60 миллионов. В целом отдых, конечно, не из дешевых. Дорогой город. А вот утверждение, что в Прибалтике ненавидят русских, мне кажется, сильно раздутый миф. По крайней мере, я такого не заметил. Да и не выгодно им нас ненавидеть. К туристам, в том числе к русским, относятся вполне дружелюбно.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.