В Приамурье возрождают астрономию и следят за космическим мусором

Пока в Амурской области строят космодром, общественность спорит о вреде гептила, а на железной дороге, которая будет это топливо доставлять, продолжают сходить с рельсов поезда, астрономия Приамурья «живет» своей жизнью. Возрождая науку фактически из небытия, ученые открывают ярчайшие сверхновые звезды, «ловят» Венеру на лист бумаги и наблюдают за движением астероидов в амурском небе.

Амурская астрономия сейчас находится в начале своего возрождения. По крайней мере, именно так оценивает ее состояние астроном, доцент кафедры физики и методики обучения физике БГПУ Владимир Юрков. С 2008 года началось воссоздание материальной основы амурской астрономии на базе широтной станции, построенной Пулковской обсерваторией еще в 1957 году.

Приамурье участвует в проекте МГУ - именно на благовещенской широтной станции разместили один из телескопов-роботов «МАСТЕР». Это сравнительно небольшой телескоп, способный самостоятельно обнаружить на небе что-то интересное и направить свой «взор» туда. Еще работая в тестовом режиме, именно благовещенский «МАСТЕР» открыл сверхновую звезду. В общем, если вы когда-нибудь будете рассматривать в телескоп галактику UGC 08255 и увидите там звезду под названием SN 2009nr, то знайте: ее рождение первыми «засекли» именно в Благовещенске 22 декабря 2009 года. Также «МАСТЕР» проследил в середине февраля этого года движение астероида. В России наблюдать это небесное тело довелось только благовещенцам – в остальной части страны не задалась погода. Вообще, в Амурской области довольно удачные условия для наблюдений – большое количество ясных дней.

Одно из направлений работы благовещенских астрономов - наблюдение за ближним космосом, в частности, за космическим мусором. А помимо того - за всякими космическими объектами, которые могут упасть на Землю. Тема после челябинских событий - довольно популярная.

- Конечно, проблема астероидно-кометной опасности существует. Есть астероиды известные, которые относятся к потенциально опасным, а есть те, которые еще не открыты. Астероид в несколько десятков метров - это уже опасный. Он не сгорит в атмосфере, - рассуждает Владимир Юрков. - Нельзя посчитать, сколько космических тел падает на территорию Амурской области. Обязательно падают, конечно, просто не все регистрируются. Кометы разрушаются, образуются рои метеорные. Когда они сгорают в верхних слоях атмосферы, мы видим метеоры. Метеор яркий, сравнимый с половиной Луны - это уже болид. А если падает на землю - метеорит. То, что было в небе над Челябинском, - это несгоревший болид. И ни с каким астероидом это, конечно, не связано.

Фото предоставлено Владимиром Юрковым