Благовещенск может стать одним из самых дорогих городов России по стоимости ОСАГО

Центробанк России опубликовал проект документа, который должен будет утвердить новые территориальные коэффициенты, причем для амурских городов они существенно выросли.

Автостраховка подорожает

Для амурчан может вырасти стоимость ОСАГО. Напомним, она рассчитывается по формуле, в которой используются различные коэффициенты, зависящие от типа транспортного средства, возраста и стажа водителя, мощности двигателя, а также так называемого КМБ («коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Среди прочих коэффициентов учитывается и место регистрации собственника (если речь идет о физлице). Вот этот территориальный коэффициент в 31 регионе страны Центробанк и предлагает изменить (а точнее - увеличить). На деле это повлечет существенное увеличение стоимости ОСАГО.

Для простоты расчетов возьмем в качестве примера такой случай, когда почти все коэффициенты равнялись бы единице: допустим, что автовладелец страхуется на год, что период использования транспортного средства от 10 месяцев, что он страхуется впервые, что мощность двигателя у его машины от 50 до 70 «лошадей», что водителю больше 22 лет и за рулем он более 3 лет. Берем базовый тариф для легкового автомобиля (их менять пока не предлагают) - для физлица он составляет 1980 рублей. И предположим, что этот автовладелец живет в Благовещенске, где на данный момент территориальный коэффициент составляет 1,4. Для такого водителя стоимость ОСАГО прямо сейчас должна стоить 2772 рубля. В скором времени территориальный коэффициент для Благовещенска может вырасти до 2,1. И для этого же самого автовладельца ОСАГО обойдется уже в 4158 рублей. В данном случае получается - больше ровно в полтора раза. Это мы привели самый упрощенный для расчета пример: прочие коэффициенты (которые есть в формуле расчета ОСАГО и зависят от конкретного случая) могут дать как увеличение, так и уменьшение итоговой стоимости по сравнению с получившейся у нас суммой.

Сейчас в Благовещенске коэффициент для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним составляет 1,4, а для тракторов (и далее по тексту) - 0,8. Увеличиться эти цифры могут, соответственно до 2,1 и 1,2. Для Белогорска и Свободного данные коэффициенты сегодня составляют 1 и 0,8, а увеличатся до 1,5 и 1,2. Для всех прочих амурских населенных пунктов эти цифры сейчас составляют 0,85 и 0,5, а могут вырасти до 1,3 и 0,8 соответственно. Словом, если указание (так называется соответствующий нормативно-правовой акт) Центробанка вступит в силу, то платить за ОСАГО придется больше всего амурчанам-владельцам транспортных средств.

Впереди России всей

Благовещенск может стать одним из самых дорогих городов России с точки зрения стоимости ОСАГО. Впереди амурской столицы окажутся такие города, как Мурманск (территориальный коэффициент для «не тракторов» предлагается установить в размере 2,5), Иваново (2,4), Казань (2,3). Еще в двух населенных пунктах (Кемерово и Ульяновск) коэффициент предлагается такой же, как и в Благовещенске. Во всех остальных городах и весях необъятной России автовладельцы будут платить меньше, чем жители амурской столицы.

Естественно, что амурчан перспектива возможного подорожания совсем не радует. Благовещенец Дмитрий, чью машину, стоявшую на парковке, протаранили в августе прошлого года, объясняет:

- После той аварии мне и так одну треть стоимости ремонта возместили. У меня ущерб вышел на 34 тысячи, а выплатили 11200 рублей. Я, конечно, добьюсь полного возмещения, но к этому времени пройдет не меньше года после аварии. ОСАГО не защищает. А тут еще платить за него больше?! «Замечательно»! Ставки растут, а выплаты маленькие. Я понимаю, если бы полностью ремонт возмещали бы...

Мнение страховщиков

У страховщиков противоположная точка зрения. Они считают, что надо бы повысить стоимость страховки еще больше. В подтверждение своего мнения указывают, что на сегодня Амурская область является одним из регионов с самой высокой убыточностью для страховых компаний ОСАГО в стране.

«Даже уровень выплат, которым обычно оперируют те, кто не понимает принципа формирования убыточности в ОСАГО, в Амурской области по итогам 2013 года составляет 92,2%, - объясняют в департаменте по связям с общественностью ООО «Росгосстрах». - Если взять за основу эту цифру и говорить на языке арифметики, это означает, что 92,2 копейки с каждого рубля, полученного от ОСАГО, страховщики направляют на выплаты. При этом 3 копейки с этого же рубля они по закону обязаны направлять в фонды компенсационных выплат Российского союза автостраховщиков, а еще 20 копеек - это расходы страховой компании на осуществление ОСАГО (печать полисов, логистику и пр.). То есть, страховые компании в 2013 г. тратили в Амурской области на ОСАГО минимум 115,2 копейки с каждого полученного рубля. Если же говорить о реальном математически обоснованном комбинированном коэффициенте убыточности, которым оперируют специалисты, то он значительно выше указанной цифры».

В страховой компании утверждают, что страховые компании в регионе давно уже работают далеко за гранью убыточности, и единственное, что заставляло их оставаться в сегменте ОСАГО, это надежда на то, что тарифы и коэффициенты «будут приведены в соответствие с реальностью». По их мнению, необходимо менять базовые тарифы, которые не менялись с 2003 года, тогда как объем обязательств страховых компаний за это время увеличился, а с принятием находящихся в Госдуме поправок к закону об ОСАГО увеличится еще больше.

«Необходимо понять, что альтернатива такова: либо базовый тариф ОСАГО и территориальные коэффициенты будут подняты до необходимого уровня, обеспечивающего минимальную рентабельность страхового бизнеса, либо страховые компании просто прекратят продажу полисов ОСАГО в регионе, от чего страхователи только проиграют», - посулили в страховой компании.

Таксисты жалуются

Вопрос взаимоотношений страховщиков и таксистов недавно поднимали депутаты областного Заксобрания. Поводом для обсуждения стало обращение к депутату амурского парламента Роману Кобызову от представителей 14 фирм такси. Они жаловались, что страховщики не очень хотят им выдавать полисы ОСАГО. На сайте kprfamur.ru сообщается: «Сегодня крупнейшие страховые компании уже сократили свое присутствие на рынке страхования автогражданской ответственности, объясняя это убытками. Те, кто продолжает заключать договоры, нередко навязывают дополнительные услуги: страхование жизни и техосмотр. Сокращая свое присутствие на рынке, страховщики вынуждают власти повысить ставки за оформление договора».

Собственно, в проекте указания Центробанка это и прослеживается: власти повышают ставки за оформление договора. По всей видимости, чтобы страховые компании совсем уж не ушли с рынка автострахования в отдельных регионов, в том числе в Приамурье.

На заседании комитета по бюджету, налогам, экономике и собственности областного Заксобрания обсуждали обращение амурских таксистов. Начальник управления планирования и развития транспортного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Юрий Гужевский проинформировал членов профильного комитета о запросах, направленных в страховые компании, в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в ДФО. В итоге пока решили вернуться к рассмотрению проблемы позже, после проведения проверок и получения ответов на запросы, сообщает сайт областного Заксобрания.

Фото из архива редакции.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости