В областном театре кукол отметили сразу два праздника

В областном театре кукол отметили один за другим сразу два праздника: 21 марта - День кукольника, а 25 марта - День работника культуры. Между тем наш корреспондент выяснил, как появляются на свет куклы - герои постановок театра.

Главное - фантазия

Куклы в театре не заказывают в специальных мастерских, не покупают в магазинах, а делают сами - от начала и до конца. Процесс этот - одновременно и трудоемкий, и творческий, и довольно затратный по времени. Экскурсию по разным этапам работы для журналиста нашей газеты провел главный художник театра Олег ГОЛОЩАПОВ. У него огромный стаж работы - с 1968 года и, в общем-то, он умеет делать кукол сам от начала и до конца. Теперь со знанием дела он контролирует весь процесс - именно к нему идут советоваться, правильно ли расположены глазки, волосы и ресницы будущей куклы, именно с ним столяры обсуждают будущие декорации.

- Все зависит от фантазии тех людей, кто все это делает, - начинает рассказ о процессе создания персонажей Олег Голощапов. - Одно и то же можно делать по-разному. Один видит это так, другой иначе. Например, из чего можно сделать у куклы волосы? Первый использует поролон, второй - веревку, третий ткань режет, четвертый берет солому, пятому мешковина попалась под руки, шестому - проволока, седьмому - железяка, которую он порезал на тоненькие полоски. Можно даже надувные шарики использовать. В общем, что угодно, что подсказывает фантазия - лишь бы смотрелось.

В мастерской главного художника большое количество старинных кукол. Многие из них на сцену уже не выйдут, Олег Голощапов хранит их на память. Среди прочих экспонатов, как пример выдумки и фантазии - сделанный из старого зонтика паук. Демонстрируя свою коллекцию, художник отмечает, что сейчас, в отличие от прежних времен, большой выбор материалов любых цветов. Если раньше многие ткани были просто дефицитными, то сейчас разнообразие всего того, из чего можно сделать куклу, гораздо шире. Или взять материал, которым набивают различные части куклы - к примеру, руки и ноги. Обычно это поролон, но он со временем разлагается. Иногда ему на смену приходит изопрен, которым машины утепляют. Он более жесткий, но зато дольше хранится.

С чего начинается кукла

Спектакль, естественно, начинается со сценария. Главный художник читает его, обсуждает с режиссером внешний облик будущих кукол, делает свои «почеркушки» (так Олег Голощапов называет эскизы: персонажей, декораций, их размещения на сцене). Потом делаются рабочие чертежи кукол в фас и в профиль. Одну из самых важных частей, голову, первоначально лепят из пластилина. К примеру, во время визита нашего корреспондента в мастерской главного художника ждали своей участи пластилиновые головы будущих персонажей спектакля «По щучьему велению».

Эти заготовки потом разрежут на две половины. Они послужат основой для создания формы из гипса. Потом эти формы обклеивают папье-маше, вытаскивают две половины и склеивают между собой. И получается голова из папье-маше. Точнее, пока еще «череп» будущей куклы. Далее делается «механика» головы, то есть те части, которые двигаются по воле кукловода. Например, моргающие глазки, открывающийся рот и тому подобное. Затем механики ставят куклу на гапит - это такое устройство, которое позволяется вертеть кукле головой, открывать рот, глаза и так далее. К слову, Олег Голощапов научил нашего корреспондента пользоваться гапитом и управлять куклой - овечкой, которой уже 35 лет. Устройство оказалось довольно несложным в использовании, и журналист сразу уловил, как овечка мотает голову из стороны в сторону, как кивает, а как открывает и закрывает рот. Впрочем, кукла необязательно должна быть на гапите. Они бывают очень разные по принципу действия: пальцевые, тростевые, марионетки и так далее, и тому подобное.

Также Олег Голощапов придумывает, как будут выглядеть декорации: делает чертежи, причем в масштабе (чтобы было понятно, как все будет выглядеть на сцене). По этим чертежам декорации изготавливают в столярном цехе. А окончательный внешний вид придает художник-декоратор. При их создании нужно учитывать многие факторы, в том числе и возможность транспортировки. Чтобы декорации можно было удобно сложить и перевезти к месту гастролей.

Бутафорная

Когда готова голова куклы, то ее отдают бутафору, который придает внешний вид. Журналист застал художника-бутафора Марину Давыдову за работой. Она как раз с помощью наждачной бумаги «вытачивала» из пенопласта или какого-то другого похожего материала глазки для собаки - персонажа спектакля «Котенок по имени Гав», который раньше уже ставился в театре, а теперь его решили восстановить и заново создать всех кукол и декорации. Марина Давыдова никогда не получала образования художника, швеи или что-то подобное. Вообще-то по специальности она педагог. Однако уже почти тридцать лет придает внешний вид куклам.

- Работа тонкая, творческая, - рассказывает Марина Давыдова, не отрываясь от процесса изготовления собачьих глаз. - Мне поступает голова из папье-маше. Я начинаю фактурить, то есть, придавать внешний вид. Ткань, глазки, реснички. Орудия труда - ножницы, резачок, клей. Туловище делаю по эскизу (который нарисовал Олег Голощапов - в мастерской бутафора развешены изображения в фас и профиль персонажей из «Котенка по имени Гав» - авт.). Вытачиваю руки, в данном случае из поролона. Трости вставляю в куклу. Кроме того, делаем различный реквизит для спектакля - корзинки, цветочки и так далее.

Сколько точно времени уйдет на куклу, никогда нельзя определить заранее. Гипс по-разному сохнет, папье-маше тоже. Опять же, случается, что где-то надо переделывать.

Любимые мишки

Костюмы для кукол и актеров делают в швейном цехе. Во время интервью с нашим корреспондентом художник-модельер Ольга Патрина подшивала одну из белых перчаток, задействованных в спектакле «Черно-белые метаморфозы». А затем по ходу беседы переключилась на одну из «ручек» котенка Гава. Она трудится в театре уже 15 лет, в свое время закончила техникум и сейчас работает по специальности.

- Работа здесь от работы в ателье на порядок отличается, - рассказывает Ольга Патрина. - Там все на заказчика, тенденции моды. А когда куклу обшиваешь, то надо образ выдержать. Кукла не жалуется, что где-то ей жмет. Зато может пожаловаться актер, что ему что-то неудобно.

У Ольги Патриной было много таких персонажей, которые надолго запомнились. Больше всего она любит обшивать животных. Особенно - мишек. Они всегда добрые. Коллеги по швейному цеху знают - если в спектакле есть медведь, то с ним будет работать именно Ольга, а все прочие зайки, лисички и волки достанутся всем остальным. Сколько медведей она обшила за 15 лет - и не припомнить.

***

Сейчас в кукольном театре готовят куклы к восстанавливаемому спектаклю «Котенок по имени Гав». А помимо этого уже обдумывают... новогоднее представление, несмотря на то, что до Нового года еще очень долго. По опыту знают - время пролетит так, что его и не заметишь.

Фото автора.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.