ОЭЗ сулит Амурской области выгоды и снижение цен на электроэнергию

О том, как планируется снижать стоимость электроэнергии в Амурской области, какие выгоды сулят региону особые экономические зоны и как при этом учитывается опыт Китая, наш корреспондент побеседовал с министром экономического развития Амурской области Василием ОРЛОВЫМ.

Плюсы и проблемы

— Василий Александрович, за счет чего сегодня Амурская область может привлечь деньги, каковы ее основные инвестиционные преимущества?
— Амурская область имеет важное геополитическое значение для России. Ее конкурентные преимущества: граница с КНР — 1250 из 4300 километров общей протяженности границы, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона; центральное положение в транспортной системе Дальнего Востока и международных транспортных коридорах; наличие производственных площадей, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой; благоприятные климатические условия для развития сельского хозяйства (в Амурской области находятся 43,5% сельскохозяйственных угодий и 55% пашен Дальневосточного федерального округа); богатейший минерально-сырьевой потенциал (ориентировочно — на 20 триллионов рублей); свободные энергетические мощности (67% всех гидроэнергетических ресурсов юга Дальнего Востока).
— Какие основные проблемы мешают привлечь в наш регион инвесторов, как их планируется решать? Что делается для того, чтобы электроэнергия в нашем регионе стоила дешевле?
— Существуют факторы, ограничивающие инвестиционную привлекательность Амурской области: недостаточное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры; высокие тарифы на услуги естественных монополий; несформированность рынка потенциальных эффективных инвесторов; недоступность долгосрочных кредитных ресурсов; длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов; отсутствие высококвалифицированных кадров. Принимая решение о создании в Амурской области энергоемких производств, инвесторы исходят из того, что они в полной мере будут обеспечены одним из главных ресурсов — электроэнергией. Ведь сегодня энергосистема области является избыточной, что позволяет передавать четверть вырабатываемой электроэнергии в соседние регионы ДФО и четверть поставлять на экспорт в Китай. Отмечу, что рост электропотребления внутри области снижает удельные затраты на транспортировку электроэнергии за счет загрузки распределительных сетей, что в свою очередь способствует снижению составляющей за передачу по распредсетям в тарифе конечного потребителя. Это один из основных путей удешевления электроэнергии в Приамурье. Поэтому привлечение в область энергоемких производств является приоритетной задачей. Сегодня ведется строительство космодрома «Восточный», мощность потребления которого составит 120 МВт. В перспективе строительство газопровода «Сила Сибири», Амурского газоперерабатывающего завода и газохимического комплекса, что обеспечит потребление более 600 МВт. Значительный рост потребления будет связан с электрификацией БАМа (текущее потребление железной дороги 40% в балансе Амурской энергосистемы). Кроме того, мы ведем работу по повышению доступности энергетической инфраструктуры. Создаются условия сокращения сроков технологического присоединения новых потребителей и количества процедур, проходимых заявителем. В частности, в сентябре текущего года принят областной закон, упрощающий процедуру сооружения электросетевых объектов от сетевой организации до потребителя за счет отмены необходимости получения разрешения на строительство, что позволит сократить время технологического присоединения более чем на 1 месяц. Целью инвестиционной политики Амурской области является создание благоприятных условий и механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Амурской области. В целях привлечения инвесторов в области разработана Инвестиционная Стратегия, содержащая План мероприятий по ее реализации. При министерстве экономического развития области создана Подкомиссия по непрерывному мониторингу инвестиционных проектов, которая точечно работает с инвесторами по возникающим проблемам. Кроме того, Правительством Амурской области используются инструменты финансовой, имущественной, инфраструктурной и информационной поддержки.
Так, при реализации инвестиционных проектов возможно получение налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов; инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий области и субсидий из областного бюджета. В целях имущественной поддержки инвестиционной деятельности предоставляются в аренду на льготных условиях земельные участки, здания, сооружения, находящиеся в собственности области. Кроме того, предусмотрено предоставление земельных участков по льготной цене для юридических и физических лиц, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса.

Особые экономические зоны

— Что сейчас вкладывается в понятие «особая экономическая зона»? Какие ОЭЗ планируется создать в Приамурье?
— Особая экономическая зона — это ограниченная территория в регионе с особыми экономическими условиями для инвесторов (налоговые освобождения, свободный таможенный режим, готовая инфраструктура). Такая территория приобретает «Особый статус» в соответствии с действующим федеральным законодательством. Правительством Амурской области на протяжении последних месяцев велась кропотливая работа с потенциальными резидентами, якорным инвестором, а также Минэкономразвития России по подготовке заявки на получение статуса особой экономической зоны «Предмостовая». Заключено Соглашение о намерениях с якорным инвестором ООО «Сатик» о сотрудничестве в рамках создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Предмостовая». Подписаны Соглашения о намерениях с потенциальными инвесторами зоны. Кроме того, с целью поиска потенциальных инвесторов ОЭЗ «Предмостовая» была презентована на инвестиционных площадках международного уровня. Сейчас заявка на создание ОЭЗ «Предмостовая» находится на рассмотрении в Минэкономразвития России.
— Почему, выступая в рамках 6-й ярмарки зарубежных инвестиций, вы особо остановились именно на ОЭЗ «Предмостовая»? Что в конечном итоге даст Амурской области ее создание?
— Приграничное положение Амурской области, ее высокая обеспеченность минерально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, а также наличие транзитных путей всех видов, соединяющих Дальний Восток с сибирскими и центральными регионами страны, дают области конкурентные преимущества для создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа, ориентированной на производственную кооперацию и интеграцию с КНР и странами АТР. Учитывая перспективу строительства совмещенного мостового перехода между городами Благовещенск и Хэйхэ и его значимость в развитии транспортно-логистической инфраструктуры области, представляется целесообразным создание основного узла логистики Дальнего Востока с единой системой транспортных узлов, складов и центров приема, распределения и перевалки товаров. Создание логистического центра исключит возможность перебоев в поставках товаров за счет использования современных информационных, складских технологий. Формирование в рамках ОЭЗ «Предмостовая» крупного транспортного узла в Амурской области повысит эффективность и рентабельность реализации инвестиционных проектов как в Амурской области, так и за ее пределами. Создание международного транспортного коридора на территории зоны позволит привлечь инвесторов к осуществлению инвестиционных проектов. Определены потенциальные инвесторы ОЭЗ «Предмостовая», которые намерены реализовать на территории зоны следующие проекты: производство органических продуктов; разработка и производство строительных материалов новых типов; производство и сборка генерирующего оборудования для ветростанций; производство генерирующего оборудования для солнечных станций; производство генерирующего оборудования (котлов) для электростанций на биомассе; сборка высокоэффективных солнечных батарей и инверторов (устройство для преобразования постоянного тока в переменный — прим. автора); производство насосов тепловой сети; производство буровой техники; производство электрофильтров, оборудования сероочистки и другого для защиты окружающей среды на электростанциях; сборка КРУЭ (комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией — прим. авт.) и оборудования релейной защиты; разработка и производство лекарства нового типа MEF2 (для лечения заболеваний кроветворной системы и сердечно-сосудистых заболеваний) (белок MEF2 — это «усилитель» мышечных клеток — миоцитов — прим. авт.); производство вакцин HPV для профилактики онкологических заболеваний (HPV, или «папилломавирус человека» — вирус, способный вызвать рак — авт.); разработка системы спутниковой навигации Бэйдоу+ГЛОНАСС (Бэйдоу — навигационная система, китайская альтернатива нашему ГЛОНАССу, американскому GPS или европейскому «Галилео» — прим. авт.), разработка и применение чипов 4-5G; создание центра развития интеллектуальных технологий; создание центра складирования и логистики; создание центра распределения и транспортировки грузов. Предполагается, что произведенная в ОЭЗ продукция преимущественно будет продаваться за пределами Амурской области. Реализация в другие регионы России и за рубеж составит от 70 до 80%. Совокупный объем инвестиций для создания ОЭЗ «Предмостовая» составит оценочно более 21 миллиарда рублей, в том числе инвестиции потенциальных инвесторов — более 16 миллиарда рублей. Будет создано более 2 тысяч рабочих мест, ежегодный объем дополнительных налоговых поступлений увеличится на 4,8 миллиарда рублей.

Китайский опыт

— Вы много общаетесь с коллегами из Китая, а у этой страны есть солидный опыт в создании особых экономических зон. Чем китайские ОЭЗ отличаются от тех проектов, которые будут реализовываться в Амурской области?
— Основными целями создания особых экономических зон во всех странах являются: во-первых, привлечение иностранного капитала, во-вторых, заимствование передовых технологий и мирового опыта менеджмента, в-третьих, создание эффективных рабочих мест, в-четвертых, увеличение валютных поступлений через увеличение доли экспорта. Такие же цели лежат в основе создания ОЭЗ «Предмостовая». В этом наша зона ничем не отличается от китайских экономических зон. Вместе с тем, в отличие от особых экономических зон в Российской Федерации, в Китае правовое регулирование деятельности в свободных экономических зонах представлено, в первую очередь, актами региональных, а не федеральных органов власти. Одна из причин заключается в том, что на высшем государственном уровне отсутствовала необходимая регламентация отношений. Тем не менее они доказали свою эффективность, китайский опыт следует использовать и в российской практике, в том числе в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации права создавать региональные особые экономические зоны и осуществлять правовое регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
— Расскажите, как сейчас обстоят дела с реализацией проекта «Золотая миля»?
— Проект «Золотая миля» ориентирован на использование уникального географического положения Амурской области, привлечение нового туристического потока и развитие туризма как сегмента рынка. В результате конкурсного отбора в июне текущего года проект «Золотая миля» в составе туристско-рекреационного кластера «АМУР» включен в Реестр инвестиционных проектов федеральной целевой программы по развитию туризма в Российской Федерации.
В настоящее время Ростуризмом вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты. На строительство инфраструктуры проекта «Золотая миля», а именно реконструкцию канализационного коллектора планируется привлечь 867 миллионов рублей федеральных средств, в том числе 500 тысяч рублей в текущем году. Кроме того, ведется плотная работа с администрацией города Благовещенска по включению в федеральную программу других инфраструктурных объектов. Наиболее проработанным инвестиционным проектом «Золотой мили» является строительство трансграничной канатно-подвесной дороги через реку Амур между городами Благовещенск и Хэйхэ. Сейчас ведется работа по подготовке проекта межправительственного Соглашения между Россией и Китаем о совместном строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании канатной дороги. Инвестором подготовлено и согласовано с основными федеральными министерствами технико-экономического обоснование проекта. Инвестор перешел в стадию проектирования. Сейчас заканчивается отсыпка, берегоукрепление и реконструкция набережной. Утвержден проект планировки территории, подготовлены земельные участки инвесторам для строительства туристических объектов. Срок реализации проекта — четыре-пять лет.
Фото из архива редакции.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости