На Чаяндинском месторождении будет добываться сырье для газоперерабатывающего и газохимического предприятий Амурской области

В середине декабря началась доставка грузов на Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) по так называемому «зимнику». Наш корреспондент побывал в небольшом сибирском городе Усть-Куте - важном транспортном узле, месте пересечения железнодорожных, речных и автомобильных путей. Именно туда стекаются машины, грузы и оборудование со всей страны, отсюда они отправляются на юг Якутии, на Чаянду.

Усть-Кут - транспортный узел

Напомним, именно на Чаяндинском месторождении, что в Якутии, будет добываться сырье для газоперерабатывающего и газохимического предприятий, которые построят в Амурской области, из Чаянды же пойдет газ в магистральный газопровод «Сила Сибири», значительная часть которого проляжет по территории нашего региона. Сейчас ведутся работы по обустройству месторождения. Со всей страны в Якутию идут разнообразные грузы. Учитывая, что в Республике Саха практически отсутствует железнодорожное сообщение, а летом этот регион еще и труднодоступен для автотранспорта, основных путей для доставки грузов для обустройства месторождения два: в теплое время года по реке Лене, а в холодное - по «зимнику». Наш корреспондент побывал в сибирском городе Усть-Кут, недалеко от которого и начинается почти тысячекилометровая зимняя дорога через тайгу, реки и озера, по которой начали движение колонны техники.

Усть-Кут - это ничем, казалось бы, не примечательный небольшой город в Иркутской области. Он расположен в пятистах километрах от областного центра в окружении сопок, среди тайги, в месте слияния рек Лена и Кута. До него можно добраться на самолете из Иркутска за полтора часа. Интересен он своим географическим положением - еще со времен своего основания в качестве крепости казаков - острога - Усть-Кут был важным транспортным узлом. Здесь строились в 17 веке суда для казаков-покорителей Дальнего Востока и для экспедиции Витуса Беринга, через Усть-Кут проходили пути знаменитых русских исследователей - братьев Лаптевых, Геннадия Невельского, Владимира Атласова, Степана Крашенинникова. В Усть-Куте жили сам Ерофей Хабаров, а также тот самый казак Никифор Черниговский, который восстановил первое русское поселение в Амурской области - Албазинский острог. Именно из Усть-Кута в советское время был дан старт строительству БАМа. Словом, этот, казалось бы, малопримечательный город на самом деле сыграл огромную роль в истории освоения и развития Дальнего Востока вообще и Амурской области в частности. И по сей день историческая тенденция сохраняется - Усть-Кут остается важнейшим узлом для развития Дальнего Востока. Создание магистрального газопровода «Сила Сибири» и связанных с ним производств, которые появятся на территории Амурской области, сравнивают со строительством Байкало-Амурской магистрали - их историческое значение для развития нашего региона вполне сопоставимо.

Чаянда

Освоением Чаяндинского месторождения занимается дочерняя компания ОАО «Газпром» - ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Представитель этого предприятия - начальник Ленского отделения управления организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов Александр Ван - рассказал об особенностях доставки грузов на Чаянду зимой.

- По сути, открытие «зимника» - это начало большой стройки, начало захода подрядных организаций, начало мобилизации всех сил, которые планируется привлечь в 2015 году. Понятно, стройка будет длиться еще несколько лет, - говорит Александр Ван. - И от того, как сейчас мобилизуются подрядчики, зависит и развитие всего проекта. В 2015 году планируется силами подрядных организаций перевезти порядка

100 тысяч тонн и силами самого «Газпром добыча Ноябрьск» - порядка 50 тысяч тонн. Это свайная труба, дорожная плита, а также обсадная труба для бурения скважин. В 2015 году, по словам Александра Вана, планируется создание инфраструктуры: это подготовительные работы по строительству кустовых площадок для будущих скважин и внутрипромысловых дорог на Чаянде, для того, чтобы приступить к монтажным работам по технологическим объектам. В

2017 году предстоит запустить первоочередные «нефтяные» объекты, а в 2018-м планируется ввести в эксплуатацию газовые объекты: установку предварительной подготовки газа (УППГ-2) и установку комплексной подготовки газа (УКПГ-3). А на сегодняшний день на территории месторождения фактически пока еще стоит тайга.

«Зимник»

Представитель одной из компаний-подрядчиков Александр Шнякин подробно рассказал про «зимник».

- Мы находимся в Усть-Куте - именно отсюда начинается движение грузов на юг Якутии, на Чаяндинское месторождение, - говорит Александр Шнякин. - Здесь железнодорожный узел, а дальше есть два пути доставки: в период навигации по реке Лена, а зимой - это «зимник». Если по нему двигаться до Ленска, то это

1236 километров. До месторождения чуть ближе - около 960 километров.

Прокладывается и содержится «зимник» до Ленска государством - эта дорога существует еще с советских времен и является единственной транспортной артерией, связывающей зимой с внешним миром якутские города Ленск и Мирный. Из Усть-Кута до месторождения эшелоны с грузами движутся примерно четверо суток. Скорость движения невелика - масса подъемов, поворотов, спусков. Понятно, что особо легким путь не назовешь - бывают и морозы до минус 60, случается, что приходится ждать из-за снежных завалов. Поэтому по одной машине не отправляют - выпускают на линию колоннами. Все-таки зима есть зима, тайга есть тайга. Каждые 150-200 километров - специально оборудованные пункты, где дальнобойщики могут погреться и покушать.

«Зимник» начали «намораживать» с 21 ноября, а 15 декабря было официально объявлено об его открытии. Специалисты готовят «снежную дорогу» так: когда начинаются морозы и выпадают осадки, на земельных участках, где она должна пройти, просто счищают снег и замораживается земля. А на ледовых переправах (на водоемах), где позволяет глубина, выкладывается лежневка из бревен, на них льют воду и таким образом намораживается лед. Если глубина достаточно большая, то ставятся помпы, которые качают воду, за счет которой сверху «наращивается» лед.

От основного «федерального» «зимника» ответвляется «зимник» на само месторождение. В будущем на территории Чаяндинского НГКМ планируется построить круглогодичные дороги с твердым покрытием, дабы не зависеть от сезона.

Логистика

В Усть-Куте расположен и логистический центр, где отслеживается движение грузов.

- С того момента, как заключены договоры с поставщиками, мы должны знать графики отгрузки наших грузов, - рассказывает руководитель группы единого логистического центра в городе Усть-Куте отдела материального-технического снабжения и комплектации ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Магомет АЛИЕВ. - И мы должны отслеживать, когда выйдут вагоны, когда они прибудут сюда, когда их начнут разгружать, где грузы будут складировать. Самое сложное звено в доставке грузов на Чаянду - это зимние дороги. Потому что, понятно, сегодня дорога есть, а завтра ее может замести, и придется ждать расчистки.

Порт

В этом году первые грузы на Чаяндинское месторождение были отправлены речным путем - здесь был задействован усть-кутский речной порт Осетрово. В этом году за время навигации было доставлено 600 тонн буровой обсадной трубы и арматуры для двух оценочных скважин, а также около 80 тысяч тонн труб для газопровода «Сила Сибири».

В последние два года в порту велась подготовка к тому, чтобы участвовать в реализации проектов, связанных с «Силой Сибири»: это отлаживание взаимодействия между участниками грузооборота, подготовка мощностей и площадей в порту. Стройка магистрального газопровода сулит новые рабочие места такому, казалось бы, далекому месту от газопровода, как Усть-Кут.

- Нами были подготовлены площади под приемку трубной продукции, плиты, для того, чтобы осуществить отправку грузов в период навигации в 2015 году, - говорит председатель совета директоров ОАО «Осетровский речной порт» Аркадий ЛАВРОВ. - А в этом году порядка 50 тысяч тонн грузов мы отправили в город Ленск. На следующий год обсуждаются объемы - от 600 тысяч до миллиона тонн. В последние два года мы не только расширяли площади, но и закупали технику, ремонтировали, модернизировали, приобретали двигатели для буксиров. У порта были разные периоды в истории. Так, он в свое время даже прошел через две процедуры банкротства. Из них он благополучно вышел, в том числе благодаря предыдущей большой стройке - нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан». В последние годы объем грузопотока был в районе 600-800 тысяч тонн в год. Проекты, связанные с освоением Чаяндинского месторождения и строительством «Силы Сибири», позволят увеличить грузопоток на один миллион тонн в год. Соответственно, транспортному узлу Усть-Кута и порту, в частности, это должно дать новые рабочие места.

«Сила Сибири»

Напомним, что на востоке страны, в том числе и в Амурской области, реализуется государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (чаще ее называют кратко - Восточная газовая программа). Она была утверждена в сентябре 2007 года приказом Министерства промышленности и энергетики России. Координировать деятельность по реализации Программы Правительство РФ поручило ОАО «Газпром». Уже сформированы новые центры газодобычи в Сахалинской области и Камчатском крае, начато активное формирование Якутского центра газодобычи (в первую очередь это та самая Чаянда, откуда газ пойдет в Приамурье), а на очереди - Иркутский (Ковыктинское месторождение, которое в перспективе планируется соединить с «Силой Сибири») и Красноярский центры. Чаяндинское месторождение является базовым для формирования Якутского центра газодобычи. Запасы газа здесь составляют более 1,4 триллиона кубометров. В 2017 году на месторождении начнется добыча нефти. В 2018 году «Газпром» приступит к добыче газа, проектный уровень -

25 миллиардов кубометров в год, который будет достигнут в течение нескольких лет. «Телепорт» регулярно освещает мероприятия, связанные с «Силой Сибири». Наши корреспонденты в этом году были непосредственными свидетелями некоторых ключевых событий: мы присутствовали на прошедшей в окрестностях Якутска торжественной церемонии старта строительства «Силы Сибири», который дал лично президент страны Владимир Путин; работали на прошедшей в Благовещенске церемонии подписания соглашений о сотрудничестве между амурским правительством и компаниями, которые будут создавать в Амурской области «газовые» предприятия; мы наблюдали за тем, как в Ленск прибывают трубы для будущего газопровода; нас регулярно приглашали на пресс-конференции, посвященные Восточной газовой программе.

Фото автора.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости