http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2015-02-18/59114-27-fevralya-v-amurskom-teatre-dramy-proydet-premera-komedii-diogen-12.html

27 февраля в Амурском театре драмы пройдет премьера комедии «Диоген» (12+)

Поделиться новостью:

18 февраля 2015 в 14:12

27 февраля в Амурском театре драмы пройдет премьера комедии «Диоген» (12+). В главной роли - Владимир Матвеев, которому не так давно исполнилось 75 лет. Первый показ комедии по пьесе Бориса Рацера и Владимира Константинова пройдет 27 февраля. А наш корреспондент побывал на первой репетиции на сцене (до этого артисты работали в зале).

На момент репетиции костюмы пока еще не были готовы, и артисты работали в повседневной одежде: было интересно наблюдать сына архонта в красной футболке с тигром, трико и кроссовках, самого архонта - в черной рубашке и джинсах, древнегреческого лавочника - в белой футболке с воротником, а главного героя - философа Диогена - в толстовке с надписью «Texas». Зато уже была часть основных декораций двора дома философа, с которыми взаимодействуют герои, присутствие которых они должны учитывать, выстраивая с помощью режиссера свои действия, движения и реплики на сцене. Знаменитая диогенова бочка, собачья конура (в ней тоже уединялся Диоген, чтобы подумать), бельевая веревка, дерево с дуплом (но пока без веток), в которое забирался Диоген, и ступеньки в дом философа. Правда, еще не хватало колонны на этом крыльце, поэтому режиссеру Ринату Фазлееву несколько раз приходилось подсказывать актерам, выбегающим на крыльцо: «Выйдете чуть дальше, вас не будет видно из-за колонны».

Так совпало, что когда амурскому драмтеатру власти значительно сократили бюджет, а в стране - непростая экономическая ситуация, первая премьера года рассказывает о герое, который исповедует отказ от материальных ценностей, о том, что «богат не тот, у кого много вещей, которыми он дорожит, а тот, кто может от них отказаться».

Наш корреспондент пообщался с исполнителем главной роли в «Диогене» Владимиром Матвеевым - народным артистом России, актером, посвятившим три с половиной десятка лет театру и сыгравшим более 200 ролей, и режиссером комедии Ринатом Фазлеевым, который проработал в Амурском театре драмы 22 года, сыграл более 80 ролей, поставил здесь более 50 спектаклей. Они очень много раз пересекались в различных спектаклях и теперь снова объединили усилия для постановки бенефиса Владимира Матвеева.

- Владимир Гаврилович, почему решили именно сейчас порадовать амурского зрителя своим бенефисом, что послужило для этого поводом?

Владимир Матвеев (В.М.).  75 лет мне...  Хороший повод, я думаю. В театре я работаю 36 сезонов. Нужно было сделать что-то и для себя, и для театра, и для зрителя, который меня знает. Мне пока еще кое-что удается.

- А за счет чего силы творческие поддерживаете?

В.М. Когда работаешь, постоянно идет тренаж чисто актерский. Репетиции, спектакли.. . Входишь в колею, и как в жизни бывает - есть  цель, есть  работа, которая нравится и которую ты с большим желанием делаешь, - так  ты и живешь больше. Человек рождается для того, чтобы жить - это  природа, это философия, и врачи говорят так: «Надо больше двигаться, нельзя, чтобы организм застаивался». Роли хорошо  тренируют память - постоянно учил тексты, стихи:  за неделю я мог выучить 40 страниц текста. Сейчас мне нужно полтора месяца, чтобы выучить 40 страниц - но это нормально. Я вот только  не понимаю, когда здоровые люди «скисают», депрессии какие-то у них...  Мне хочется как можно больше быть на сцене, а для этого нужно работать. Даже если болит, например, колено, надо все равно встать, «расходиться», взять текст, повторить слова - и это каждый день.

(Накануне репетиции «Диогена» Владимир Матвеев дома случайно наступил на гвоздь. Перед репетицией признался журналисту, что нога болит. А по роли ему  приходилось неоднократно взбираться по лестнице в «дупло дерева» и обратно... - авт.)

- Если каждый день работаете над ролями, то остается ли время на что-то другое?

В.М. Конечно, у меня ведь разные роли бывают. Бывают роли, которые требуют большой отдачи и много времени - как, например, Диоген. А есть небольшие роли, и выпадают дни, когда репетиция не моих эпизодов, и я свободен.

- А вы все свои роли помните? Допустим, скажут вам, что надо сыграть через месяц то, что вы играли 30 лет назад?

В.М. Конечно, смогу вспомнить! Дело в том, что они где-то там сидят в памяти. И мне не нужно будет разбираться, зачем и почему он так говорит, потому что эту роль я разбирал и знаю ее. Нужно будет только повторить слова.

- А почему выбрали именно «Диогена» для своего бенефиса?

В.М. Я думал, а что бы на 75 лет сыграть? Короля Лира сыграл, Болингброка (персонаж спектакля «Стакан воды» - авт.) сыграл, Хлестакова сыграл, Городничего сыграл, Мельника в «Русалке» сыграл, Тевье-молочника (спектакль «Поминальная молитва» - авт.) сыграл... А я очень давно думал о «Диогене». Замечательные наши «драмоделы» Владимир Константинов и Борис Рацер в свое время «кормили» все советские театры. Они так делали пьесы, так писали комедии, что зрители на них ходили постоянно. И вот, наконец, я предложил «Диогена». Татьяне Федоровне

Бединой пьеса понравилась, и она пригласила Рената Муллануровича, чтобы он поставил мой бенефис.

- Я так понимаю, эту пьесу ставили в разных театрах не один десяток раз. А чем будет отличаться именно наша, амурская, пьеса?

Ринат Фазлеев (Р.Ф.) Вы правы, ее ставили не один десяток раз. Она написана была в 70-е годы, в советское время. Правда, не очень часто ставилась. В том числе потому, что там говорится о выборах, о свободных выборах. О том, что человек должен быть свободен. А тогда, как вы понимаете, над нами всеми довлела идеология. Ставилась пьеса, скорее, как комедия, хотя написана как трагикомедия. Наша постановка будет интересна прежде всего тем, что это будет праздник, бенефис народного артиста Владимира Матвеева. Можно провести параллель между мудростью Диогена, который был одержим поиском смысла жизни, и Владимиром Гавриловичем Матвеевым, который тоже одержим своей профессией, действительно посвятил себя театру, как Диоген посвятил себя философии.

В.М. Совпало мое  желание  сыграть Диогена и готовность  замечательного режиссера поставить спектакль.

Р.Ф. Будучи актером,  я много играл в спектаклях Владимира Гавриловича, где он был режиссером, он играл в моих спектаклях, где я был режиссером, были спектакли, где мы вместе были актерами. Нас ведь многое связывает в театре. А знакомы  с октября 1986 года.

- Какая же самая памятная совместная работа?

Р.Ф. Если говорить об актерском сотрудничестве, то это «На бойком месте», «Король Лир», «Вишневый сад». А режиссерские работы - «Быть или не быть», «Женитьба», «Я люблю тебя, эскадрилья», «Карты не врут».

- О чем спектакль «Диоген»?

Р.Ф. О борьбе Диогена против алчности человеческой, стяжательства. Он ведь отказывается от всего лишнего, стремясь на своем примере показать людям,  что они совершенно забыли о духовных ценностях,  которые  мы не можем купить за деньги: честь, свободу, любовь.

- Какая историческая эпоха показана в спектакле?

Р.Ф. Четвертый век до нашей эры, Древняя Греция. Через оформление, костюмы, музыку и пластику попытаемся передать атмосферу античного городка.

- А как вы, показывая Древнюю Грецию, поднимаете актуальные сегодня проблемы?

Р.Ф. Ничего показывать не надо -  и  так понятно, что человек за более чем две тысячи лет абсолютно не изменился, пороки остались пороками, а добродетель осталась добродетелью.

- Можно ли сказать, что в период нынешней экономической ситуации эта пьеса особенно актуальна?

Р.Ф. Тем более актуальна!  Она говорит: «Люди, остановитесь, оглянитесь, посмотрите, что происходит с вами». Ведь человечество, деградирует, на мой взгляд. И очень важно остановиться и задуматься - куда мы движемся...

В.М. Как говорил  Диоген: «Кто-то должен быть первым». А если не скажет кто-то первым, то не будет второго, третьего...

Р.Ф. ...кто мог бы показать, что можно жить без излишеств.

- А все ли готовы к этому?

Р.Ф. Нет, конечно, нет. Мы декларируем это, мы с этим согласны, но способен ли я залезть в бочку, отказавшись от всего? К сожалению, нет.

В.М. Ты смотрел фильм «Левиафан»? Я смотрел - страшный фильм. Правильно Ринат Мулланурович говорит: «У нас ничего не меняется в человеке». А все зависит от человека. «Я с этим фонарем в юности искал человека, а надо было искать в человеке».

Р.Ф. Это цитата из «Диогена», там вообще текст замечательный.

- Процитируйте текст из пьесы, который наиболее полно характеризует ее посыл.

В.М. «Ворон живет на свете двести лет. А человек - самое умное существо - сколько он живет? Короткая черточка между днями рождения и смерти - вот вся наша жизнь. И на что мы тратим ее? В юности, когда мы здоровы и полны сил, - на то, чтобы приобретать вещи. В старости, когда мы немощны и хилы, - на то, чтобы сберегать. Но богатство - это как морская вода. Чем больше ее пьешь - тем сильнее жажда. Богат ведь не тот, у кого много вещей, которыми он дорожит, а тот, кто может от них отказаться. Довольствуясь малым, человек обретает все».

- Расскажите о технической стороне подготовки спектакля.

Р.Ф. Спектакль готовится так же, как и все другие. По пьесе готовится проект оформления -  художник Василий Борисович Веровчук. Создаются эскизы костюмов - художник по костюмам Галина Тырина. Это все обсуждается. Для зрителей будет  приятный сюрприз, о котором  мы пока умолчим. Что-то же надо оставить в  качестве интриги!  Музыку подобрал заведующий музыкальной частью Сергей Еременко, танцы придумала Ольга Черевко - наш  балетмейстер.  Мы хотим, чтобы спектакль был легким, слегка ироничным и зрелищным.

- У Диогена в процессе спектакля формируется какая-то определенная точка зрения, или он с самого начала такой умный, всех учит?..

Р.Ф. Нет, он в поисках. «Ради чего мы живем, - говорит он. - Ради того, чтобы пить и есть?».

В.М. Ради поисков он и садится в бочку. Такой исторический персонаж был, бочка его прославила на весь мир.

Р.Ф. Есть известная история с

Александром Македонским. Когда он завоевал Афины, ему было интересно познакомиться с Диогеном. И подойдя к философу, он спросил: «Что ты хочешь от меня, чем я могу быть для полезен?». Диоген ответил: «Не загораживай мне солнце».

- И кто сейчас загораживает солнце?

Р.Ф. Да  много желающих...

В.М. Вот я прочел монолог о богатстве...  Вот из-за чего война идет (на Юго-Востоке Украины - авт.)? Из-за богатства, война - это же деньги. И Диоген говорит: «Из-за какого-то глиняного горшка они готовы убить друг друга». «Зачем? Мы и так все смертны!..

- Можно ли сказать, «Диоген» - это спектакль, где некий компромисс можно найти между «развлечением» и «философией»?

В.М. Да, наверное, так. Мы смешными моментами говорим о чем-то серьезном. Это довольно оригинальный спектакль, потому что у нас еще не было такого. Собачья будка, из которой Диоген вылазит, бочка, дупло - зрителя, возможно, это развлечет. Но для самого философа так и было - он так жил. Там идеология блестящая. И в спектакле задействован весь лучший состав театра.

Р.Ф. В «Диогене» будут заняты, помимо Владимира Гавриловича Матвеева, народная артистка России Анна Лаптева, заслуженные артисты России Роберт Салахов и Юрий Роголев, артисты Елена Грачева, Екатерина Литвиненко, Ярослав Шевченко и другие. Стремление у нас к тому, чтобы спектакль был зрелищным, чтобы действительно получился красивый бенефис: праздник театра, праздник Владимира Гавриловича Матвеева.

- Что накануне премьеры вы хотите сказать зрителям?

В.М. Приходите и смотрите!

Р.Ф. Мы будем рады!

 

Беседовал Сергей НАБИВАЧЕВ.

Фото автора.





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.