В Благовещенске открыли сверхновую звезду

В Благовещенске наблюдают за искусственными спутниками и находят в космосе сверхновые звезды. А около года назад размещенный в Амурской области телескоп был причастен к открытию самого яркого во Вселенной объекта.

Хотя в Амурской области любительское астрономическое движение не очень развито, у Приамурья есть определенные преимущества, по сравнению с другими регионами. И, на наш взгляд, есть много способов увлечь амурчан астрономией. Первое - конечно же, строящийся космодром. Кроме того, в благовещенской гимназии №1 имеется единственная, по некоторым данным, школьная обсерватория на Дальнем Востоке. К сожалению, с учителем астрономии пообщаться нам не удалось - в школе были каникулы.

В окрестностях Благовещенска имеется широтная станция. Здесь наблюдают за искусственными спутниками Земли, за различным космическим мусором, кружащим по орбите нашей планеты.  Работают телескопы от различных учреждений. К примеру, в конце прошлого года здесь свой наблюдательный прибор с полуметровым зеркалом установил московский Институт прикладной математики имени Келдыша - его ученых интересуют данные движения искусственных спутников. Подобные наблюдения делаются и для Роскосмоса.

Самое, пожалуй, интересное, чем примечательна благовещенская широтная станция, - она входит в систему роботизированных телескопов МАСТЕР (Мобильная Астрономическая Система Телескопов-Роботов). Подобные есть на Урале возле Екатеринбурга, в Кисловодске, Бурятии, Домодедове, а также в Аргентине и в ЮАР. Как рассказал нам доцент кафедры физики БГПУ, заведующий лабораторией космического мониторинга Владимир Юрков, возможно, уже в апреле заработают «мастера» в Крыму и на острове Тенерифе (крупнейший остров Канарских островов, принадлежит Испании). В Интернете можно найти снимки, сделанные этими телескопами. Например, 20 сентября 2014 годом датирован сделанный амурским «мастером» снимок сверхновой звезды. Там же приложено фото этого же участка неба двухлетней давности, где звезды еще нет. Самое «свежее» из открытий системы MASTER сделано в феврале этого года: телескоп в Бурятии обнаружил сверхновую звезду в неизвестной доселе галактике, которую, как отмечается на сайте проекта, теперь будут изучать ученые всего мира. 27 октября прошлого года кисловодский «мастер» обнаружил новый опасный астероид, который потенциально опасен для Земли, Венеры и Марса и превосходит размерами знаменитый астероид Апофиз. Считается, что если он столкнется с Землей, то взрыв будет в тысячу раз мощнее взрыва от Челябинского метеорита.

Примерно год назад благовещенский «мастер» поучаствовал в открытии самого яркого объекта во Вселенной. Название у него довольно мудреное: «CGRaBS J0809+5341». Изначально это был малоизученный, но давно занесенный в различные каталоги и ничем не примечательный квазар в созвездии Рыси. Но 13 апреля 2014 телескоп на благовещенской широтной станции зафиксировал, что объект вспыхнул в 40 раз ярче обычного. А через шесть суток телескоп в Бурятии обнаружил, что квазар стал еще ярче. «Такая собственная яркость является рекордной для постоянных объектов во Вселенной (квазаров и блазаров) и может уступать только гамма-всплескам в течение нескольких минут или секунд, - утверждается на сайте проекта «МАСТЕР». - Таким образом, он «сейчас является самым ярким объектом во Вселенной и светит ярче ста триллионов Солнц».