Автомобильные отработанные шины опасны для здоровья

Автомобильные отработанные шины опасны для здоровья - об этом недавно заявил ярославский Роспотребнадзор. Между тем в Благовещенске старыми покрышками усеяны дворы, детские игровые площадки в дошкольных учреждениях и школах. Заботит ли этот факт амурские ведомства, выяснял журналист «Телепорта».

В Благовещенске «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще с советских времен. Бросовый материал обретает вторую жизнь на игровых площадках в детских садах, школах и во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из покрышек благовещенцы вырезают лебедей, жирафов, змей и прочую живность. Резиновая замена специализированным площадкам смотрится сносно, а главное - стоит «три копейки». О том, что экономичные, дешевые и практичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде и на Кузбассе.

Крышка от покрышки?

Оказывается, бывшая в употреблении автопокрышка - отход производства четвертого класса опасности. Год назад в управлении Рос-потребнадзора по Ярославской области заявили - поделки из автомобильных шин в детских садах опасны для здоровья. В амурском управлении Роспотребнадзора об этом заявлении не слышали. Мы принялись дотошно обзванивать ведомства и выяснять, кто в Благовещенске «за», а кто «против» использования старых покрышек на детских площадках и почему.

- МЧС отвечает только за предупреждение ЧС, - сказала по телефону начальник пресс-службы МЧС по Амурской области Раиса КАПЫРИНА. - У нас несколько иные функции, мы ликвидируем последствия чрезвычайных ситуаций, а контроль за подобными вещами возложен на Роспотребнадзор.

В Амурской межрайонной природоохранной прокуратуре о проблеме с шинами тоже услышали впервые.

- Я 20 лет работаю в прокуратуре, и ни разу ни по покрышкам, ни по садикам и школам заявлений с жалобами от населения не поступало, - сказала ее сотрудник. - Оснований для проверки не было.

В амурском управлении Роспотребнадзора на вопрос: «Можно ли на детских игровых площадках в дошкольных учреждениях использовать в качестве оборудования старые шины, и проверял ли кто-то в Приамурье их на опасность?» возразили: «А почему они должны быть опасны?».

Пришлось переслать в амурское ведомство Роспотребнадзора несколько материалов, опубликованных в российских СМИ. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них - N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли - на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью.

Сомнительные резиновые «арт-объекты» впору выбрасывать на свалку, но они по-прежнему «живут» на территориях детских площадок и школ.

На выяснение требований к оборудованию детских площадок в детских садах у журналиста ушло два дня.

Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины б/у их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.

Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПине, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Навряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.

На предмет экологичности отслуживших свое покрышек амурский Роспотребнадзор проверок в детских образовательных учреждениях не проводил. Мы обратились за разъяснениями к помощнику руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области Наталье САБЛУК. Наталья Рауфовна от комментариев отказалась, изложив лишь свою личную позицию по данному вопросу, и посоветовала обратиться в ведомство с официальным запросом, что, по сути, является игнорированием закона «О средствах массовой информации». Четыре звонка в этот контролирующий орган так и не прояснили его позицию в отношении использования старых автопокрышек в детских садах. Сложилось мнение, что эта проблема волнует только журналистов, а заставить действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций. 

Ни эстетики, ни здоровья

Мы уточнили в управлении образования администрации Благовещенска, допускают ли они  использование на детских игровых площадках отработанные шины и покрышки.

- Я в санитарных нормах и требованиях к благоустройству территорий дошкольных учреждений не встречала ни запрета, ни рекомендаций по поводу использования автомобильных шин, - комментирует заместитель начальника образования администрации Благовещенска Надежда ЧМАРОВА. - Летом прошлого года в Благовещенске проходил конкурс на лучшую территорию детского сада, и в рамках благоустройства территории мы рекомендовали детским садам по возможности избавиться от тех шин, которые не несут никакой функциональной нагрузки, а просто ограждают территорию учреждения. У нас сейчас новое время, и мы должны соответствовать ему, и  потом, на мой взгляд, они громоздкие и занимают много места на прогулочных площадках. Весной, во время благоустройства детских садов, эти шины требуют покраски, на них расходуется столько средств, что целесообразнее заменить это устаревшее оборудование.

О заботе о детском здоровье, а не эстетической направляющей мы услышали только от заведующей МДОАУ детский сад № 23 Татьяны ТКАЧУК. Татьяна Леонтьевна - единственная, кто заявил нам, что она знает о вреде, который наносят детям шины.

- Избавляться от колес на детских площадках мы начали еще два года назад, - говорит  Татьяна Ткачук. - 99% уже выкопали и вывезли. Одно время они, конечно, нас спасали: покрышками огораживали участки, оформляли клумбы, но я знаю, что они вредны для детского здоровья, поэтому по нашей личной инициативе мы стали их убирать. Сейчас участки друг от друга отделяют не колеса, а живая изгородь из кустарника. В чем-то нам родители помогают - так, в одной группе они сами установили современную изгородь. Но пока финансовые средства не особо позволяют нам красоту наводить. Я знаю, что с шинами расстаются и в других дошкольных учреждениях нашего города, ведь понятно, что использовать их нельзя.

О том, что покрышка - это не игрушка, а «резиновый яд», мы больше не услышали ни от одной заведующей. Большинство из них сетуют только на эстетическую отсталость старых покрышек.

- Действительно, летом 2014 года управление образования рекомендовало убрать покрышки с территории: мотивировали тем, что такое оборудование устарело и несовременно. Да и в СанПине прописано, что участки должны быть отделены друг от друга живой изгородью, - говорит заведующая детским садом №15 Людмила СЕМЕНОВА. - У нас нет большого изобилия этих шин. Поэтому, что касается использования их в целях физической подготовки ребенка, мы оставляем, а что касается ограждения и клумб - мы тоже убрали. Если у меня сегодня не чем огородить территорию, то, конечно, я не уберу эти шины, а если позволяют финансы их заменить, то я это сделаю.

- В качестве ограждения спортивной площадки шины у нас остались, а с детских участков по рекомендации управления образования, сделанной во время подготовки садов к летней оздоровительной кампании, мы убрали колеса, - рассказывает заведующая детским садом №50 Олеся ЩЕБУНЯЕВА. - Осталось примерно 50% вывезти, их мы начнем убирать, как только земля оттает.

По большому счету неважно, уберут шины с детских площадок по причине их внешнего несоответствия современному образовательному учреждению или из-за их вредности. Главное, чтобы убрали.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости