http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2015-05-20/63687-amurskie-shkolniki-uchatsya-po-uchebnikam-gde-iz-dalnego-vostoka-isklyucheny-chukotka-i-eao.html

Амурские школьники учатся по учебникам, где из Дальнего Востока "исключены" Чукотка и ЕАО

Поделиться новостью:

20 мая 2015 в 10:08

Амурские школьники учатся по учебникам, где из Дальнего Востока «исключены» целые регионы, а на уроках русского языка книги «учат» «отвечать за козла». В Амурской области ведется активная работа по исправлению ошибок в учебных пособиях, к которой могут подключиться и родители, и ученики.

ЧАО, ЕАО?

По версии учебника Ирины Бариновой «География России. Природа», по которому учат в гимназии №1, в составе Дальнего Востока произошли какие-то странные изменения. Такой учебник обнаружил отец восьмиклассника, житель областного центра Дмитрий. Открываем соответствующий параграф, читаем: «Дальний Восток занимает почти одну шестую часть России. В его состав входят шесть административных единиц: Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области». То, что не упомянута Якутия, объяснению еще поддается: хотя по административному делению страны она относится к Дальневосточному федеральному округу, как природный регион многие ее относят к Восточной Сибири. Подобная карта природных регионов восточной части России есть и в самом учебнике, да и про Якутию есть отдельный параграф. Но вот куда из списка дальневосточных субъектов подевались Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область - непонятно. В самом учебнике упоминается полуостров Чукотка, имеется карта административного деления страны, где показаны и Чукотский автономный округ, и ЕАО. Дмитрий озадачился - а что будет, если ученик ответит на уроке или, например, на экзамене, что на территории Дальнего Востока находятся только шесть субъектов?

Ученик не виноват

Учителя и эксперты утверждают: в вину ребенку ошибку, почерпнутую из учебника, не поставят.

- Выходим из таких ситуаций на уроках мы очень просто, - рассказывает учитель географии средней школы села Никольское Белогорского района Оксана ГЕРАЩЕНКО. - Открываем в атласах политико-административную карту, и все вместе смотрим, какие субъекты входят в состав дальневосточного региона. Вероятность, что ученик сделает на ЕГЭ такую ошибку, невелика, потому что потом в 9 классе больше времени этому уделяется, тема административного устройства России рассматривается более тщательно.

Кроме того, Оксана Геращенко отметила, что в современной школе учеников приучают к тому, что имеются различные источники знаний, помимо учебника. Например, если это география - то в их роли выступают атласы, карты. Да и сам учитель должен подсказать, направить. Учебники не всегда «успевают» за жизнью и происходящими в мире событиями. К примеру, далеко не везде в учебниках географии можно узнать, что Крым и Севастополь теперь входят в состав России. «Я нашла в Интернете карту России с Крымом и поместила в классе», - говорит Оксана Геращенко.

Отметим, что учебник географии  был 2013 года выпуска, это уже 18-е издание. Судя по информации на сайте издательства, автор Ирина Баринова - доктор педагогических наук, профессор, обладатель почетной грамоты Русского географического общества и медали «В память 850-летия Москвы», член методической комиссии Всероссийской олимпиады по географии, почетный член комиссии по образованию Международного географического союза, главный редактор журнала об обучении географии и экологии в школе, член ученого совета Русского географического общества и самое главное - автор большого количества учебных пособий по географии. В общем, специалист более чем серьезный. Тем не менее такая «детская ошибка», как количество субъектов Дальнего Востока, появилась в учебнике от 2013 года не впервые. Она «перекочевала» из предыдущего, 17-го издания, датированного 2011 годом. В подобном учебнике за 2014 год параграф с названием «Дальний Восток - край контрастов» тоже присутствует (хоть и под другим номером и на другой странице), текст очень похож, но эта ошибка уже отсутствует. Соответствующее предложение просто убрано из параграфа, а в задании к нему ученикам предлагают изучить административное деление Дальнего Востока с помощью карты. Впрочем, в этом же параграфе не исправили другую ошибку, «пришедшую» из предыдущих версий учебника. Перечисляя омывающие Дальний Восток моря, автор говорит почему-то только про акваторию Тихого океана - Берингово, Охотское, Японское и не упоминает моря Северного Ледовитого - Чукотское и Восточно-Сибирское, омывающие побережье Чукотки. 

Минус 155 учебников

Как рассказали нам в Амурском областном институте развития образования, работа над повышением качества учебников ведется постоянно. В Приамурье есть несколько экспертных групп, состоящих из учителей и экспертов института, которые изучают учебные пособия и выявляют в них недочеты и ошибки. Благодаря в том числе и их работе, в некоторые учебники вносились исправления. В этом году в Приамурье даже приезжали некоторые авторы учебников - учителя получали возможность побеседовать с ними, задать вопросы. И разговоры для авторов учебников не всегда выходят легкими и приятыми.

Как рассказала нам ректор Института развития образования Лидия ДМИТРИЕВА, из списка рекомендованных регулярно исключаются учебники - этим занимается специальная экспертная комиссия Министерства образования и науки РФ. К примеру, в последний раз из него вычеркнули 155 наименований различных пособий.

- К сожалению, ситуация, когда в учебниках встречаются «псевдосведения», имеет место быть, - говорит Лидия Дмитриева. - Например, полностью была исключена линия учебников Бибалетовой по английскому языку - в нем были обнаружены неточности. Но больше всего всех волнуют учебники по истории. В них нередко встречаются искажения фактов о Великой Отечественной войне, а про Александра Невского пишут, что он - антигерой. Есть примеры, где в учебнике математики по техническим причинам пропадает запятая, и вместо десятичной дроби в задании совершенно другое число. И задача не имеет решения. Такое бывало даже в тестах по ЕГЭ, когда вследствие дефекта пропущена запятая - в таких случаях порой ученикам даже приходится подавать апелляции.

По мнению Лидии Дмитриевой, неверный ответ ученика, почерпнутый из-за неверных сведений в учебнике, ребенку в вину ставиться не должен.

- Ведь он взял информацию из учебника, - говорит Лидия Дмитриева. -  В процессе обучения должны быть различные источники информации. Если учитель хорошо знает свой предмет, вместе с детьми они быстро найдут ошибку. Но такой казус (как в учебнике географии - авт.) - это нонсенс. Это просто аморально, ведь книга - это источник знаний.

«Ответить за козла»

Впрочем, в учебниках встречаются не только фактические ошибки, но и просто весьма сомнительные как с моральной, так и с педагогической точки зрения задания. Так, в одном из учебников по русскому языку для восьмого класса детей приучают к сомнительной лексике. Казалось бы, что может быть невиннее, чем чтение в классе по ролям? Тем не менее автор учебника на полном серьезе дает задание прочитать «шутку» про козла и медведя от имен автора, козла, медведя и главного козла с группой пришедших козлов. И рассказывается история о том, как медведь встретил в горах козла и спросил: «Где здесь водопой?». Козел пообещал выяснить и вернулся с группой козлов, главный из которых заявил медведю: «Где водопой, мы не знаем, но за «козла» ты нам сейчас ответишь». Как говорится, без комментариев.

Это только вопиющие примеры, которые сильно бросаются в глаза. Есть и другие, не столь заметные причины, когда учебники приходится корректировать или вообще изымать. Например, не утихают споры вокруг тех или иных произведений, включенных в школьную программу по литературе: а насколько в силу своего возраста ученик способен понять ту или иную книгу. Случается, что авторы учебников по разным предметам не учитывают познавательные особенности детей соответствующего возраста. Например, учебник изобилует исключительно репродуктивными заданиями (повторите это, повторите то), а новых знаний дает совсем немного. Или, наоборот, в один урок «запихали» массу материала, который изучить за такое время трудно.

***

Кстати, учителя и школьники, которые хотят пожаловаться на то или иное учебное пособие, могут обращаться в Амурский областной институт образования. Можно звонить в приемную ректора по телефону 22-62-62 или писать на электронную почту amurippkatyandex.ru.

Фото автора





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.