http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2015-06-10/64711-pochemu-deti-ubegayut-iz-doma-otkuda-beretsya-neuvazhenie-k-vzroslym-i-byvayut-li-ravnodushnye.html

Почему дети убегают из дома, откуда берется неуважение к взрослым и бывают ли равнодушные родители...

Поделиться новостью:

10 июня 2015 в 13:33

Почему дети убегают из дома, откуда берется неуважение к взрослым, бывают ли равнодушные родители... На эти и другие вопросы нам ответила старший инспектор по делам несовершеннолетних МО МВД России «Благовещенский», майор полиции Юлия Плотникова.

- В стране разразился экономический кризис, многие родители потеряли работу, растет социальная напряженность. Общие негативные явления отразились на жизни области и города. Сказались ли социально-экономические проблемы последних месяцев на уровне подростковой преступности?

- Нет, шквального повышения уровня детской преступности не произошло.  В последние пару лет рост есть, но незначительный. В основном уровень «плавает» по сезонам. В каникулярные дни, когда в областной центр приезжают гости из близлежащих сел или отдаленных территорий, мы получаем рост. В школьные будни идет снижение. Как ни странно, но значительная часть преступлений в дни отдыха совершается приезжими детьми, в основном - селянами. Многие живут в откровенно бедных семьях, где каждая копейка на счету, а в городе столько соблазнов. Супермаркеты, где все казалось бы свободно лежит, развлекательные центры с обилием игровых автоматов, у сверстников дорогие телефоны, планшеты... Ребенку очень хочется  получить подобное, неважно каким путем. У нас ведь дети красть начинают из-за того, что элементарно нечего кушать.

- Малолетние правонарушители - кто они? Ваши подопечные подрастают в маргинальных семьях или встречаются дети достойных родителей?

- Наши дети разные.  Не все изначально испорченные. Конечно, большинство из них проживают в неблагополучных семьях, где родители пьют (и преступления чаще совершает именно эта группа). Однако к угрожаемым можно отнести и семьи, где только один воспитатель, как правило, - мама. Она и любит ребенка, и заботится о его здоровье и питании. Только основное время у нее проходит на работе, а значит, воспитывать сына или дочь ей некогда. Состоял у нас на учете мальчик. Мама - продавец в киоске, зарплата грошовая. Жили они с сыном на съемной квартире, отец семью материально не поддерживал. Женщине приходилось трудиться в киоске сутками, не возвращаясь домой по несколько дней, чтобы заработать больше.  Мальчишка оставался дома один. Мать он очень любил, носил ей обеды в киоск. В итоге мать на работе, сын по три дня где-то бродит. К несчастью, оказался ведомым,  попал под влияние плохой компании. Парнишка не злой, понятливый. Но улица затянула, бросил учебу. Попался с приятелями на краже один раз, другой. Мы с ним долго работали, беседовали, старались отвлечь, организовать досуг. И все же пришлось парня отправить в специализированную закрытую школу.

- Получается, в корне детской преступности лежит недостаток родительского внимания?

- Почему же, не только.  Просто это одна из совокупности причин. Порой внимания ребенку уделяют с лихвой, а он все равно попадает в наше поле зрения.  Зачастую родители подменяют процесс воспитания потаканием прихотям и вседозволенностью. Примерно до десяти лет мамы и папы считают правонарушения детишек просто шалостями. Подумаешь, принес из детского сада чужую игрушку и сказал, что подарили. Взял у одноклассника планшет и не вернул, а родители не спрашивают, откуда появилась вещь. Вытащил из бабушкиного кошелька деньги и потратил, а дома молчат. Дело даже не в отсутствии внимания, а в педагогической запущенности. Ребенок привыкает к безнаказанности, ему не объясняют разницу между «хорошо» и «плохо». Ему позволяют использовать свободное время по собственному усмотрению. Не приучают к труду, не привлекают к занятиям спортом или творчеством. Дают деньги, порой крупные суммы, или вовсе лишают карманных расходов (а это в равной степени неразумно). Не контролируют круг его общения, где он гуляет и чем занимается после уроков, в конце концов, ходит ли он в школу. «Путь» в комиссию по делам несовершеннолетних у большинства детей занимает несколько лет. Поэтому к нам родители приходят (очень редко), когда чадо повзрослеет, и ситуация становится критической. В основном в наше поле зрения ребенок попадает по факту: совершил правонарушение и был задержан сотрудниками полиции (сообщают и педагоги). Был случай с тринадцатилетним мальчиком, приехавшим жить в город к отцу из села.  Мать злоупотребляла спиртными напитками, не работала, содержать сына ей было не на что.  Соответственно, пьяные компании собирались у них дома.  Папа у парня положительный, но очень занятой. Работал сутками, за подростком присматривать некогда, так что мальчик прогуливал занятия в школе, ходил в компьютерный салон. В итоге мы отправили его в закрытую специализированную школу. Причинами преступлений могут также стать зависть, малообеспеченность, попытка поднять авторитет в компании, а еще на спор. Особая категория - дети психически нездоровые, они состоят на учете у психиатра, получают лечение.

- И все же почему дети воруют, хамят взрослым... Хулиганы были всегда, но лет десять тому назад даже они прислушивались к замечаниям педагогов, а уж полиции опасались всерьез. Сегодня делать замечания не то что распоясавшемуся недорослю, но дошколенку порой чревато. Нецензурная брань - это самое малое, могут и камни полететь.

- Ответ лежит на поверхности.  Ребенок - калька, копирующая действительность. Он с малых лет наблюдает, как взрослые в семье ругаются, видит драки и слышит брань соседей, смотрит «неправильные» фильмы. Для  многих родителей ничего не стоит обесценить авторитет учителя нелицеприятными высказываниями, нагрубить полицейскому. В рейдах часто сталкиваешься с негативом. На нас, бывает, и с тяжелыми предметами кидаются. Попробуют соседи сделать замечание мамочке по поводу плохого поведения деточки, а она в бой кидается: «Мой ребенок ангел, его все оговаривают». И подрастающее поколение понимает - это нормально, так и надо поступать. В итоге в подростковом возрасте мы имеем неуправляемых подростков, не понимающих разницы между «хорошо» и «плохо»... У нас ведь дети порой совершают преступления просто «на спор». Например, группа девочек пришла в крупный супермаркет одежды и обуви. Договорились, что одна из них вынесет из магазина вещь, надев на себя. У первой получилось, у второй, а третья попалась. Что касается утраты авторитета взрослых в подростковой среде, здесь сказались в том числе перегибы ювенальной системы. Педагог, полицейский, любой сознательный гражданин не вправе прикрикнуть или дать подзатыльник хулигану.

- Как тогда найти управу на малолетнего дебошира? Куда жаловаться и будет ли от этого прок...

- Безусловно, о всех фактах противоправного поведения детей надо сообщать. Написать заявление в опорный пункт участковых уполномоченных по месту жительства или отдел по делам несовершеннолетних полиции. Хулигана поставят на учет, проследят ситуацию в семье. С ним будут работать психологи. Если ребенок совершил административное правонарушение (распитие спиртного, появление в состоянии алкогольного опьянения, употребление наркотиков) или мелкое хулиганство (оскорбление, приставание к гражданам, нецензурная брань), мелкое хищение на сумму до 2500 рублей, его родителей накажут штрафом  (если преступление серьезное, речь будет идти об уголовном деле).  Подростков по решению суда привлекают к общественным работам, но эффективнее применение условного срока наказания. К сожалению, нельзя привлечь к уголовной ответственности за токсикоманию или употребление спайса. Эти вещества губительны для всего организма, очень страдает психика.

- Можно ли перевоспитать недоросля? Или такие дети потеряны для общества?

-  Можно. Мы прежде всего стараемся отвлечь от улицы. Определяем в бесплатные секции и кружки. Контролируем посещение школы. Иногда сами встречаем и провожаем. Помогаем направить на лечение, если ребенок пристрастился к наркотикам, алкоголю. Основная доля ответственности, конечно, остается на родителях. Нельзя «сбыть» отпрыска  «с рук» надзорным органам и сложить с себя полномочия по воспитанию. Надо посещать психологов, есть бесплатные кабинеты при поликлиниках, в школах. Нам помогают специалисты управления образования, молодежные досуговые центры, социальная защита. В прошлом году для наших ребят организовали профильные смены. Вы думаете, они там бедокурили? Наоборот, жалоб никаких не поступало. Детей заинтересовали и загрузили настолько, что им о шалостях некогда было думать.  Крайние меры - это направление в центр временной изоляции несовершеннолетних (на один месяц) и помещение в спецшколу (несколько лет). Последняя мера дает многим подопечным получить среднее образование. Есть положительные примеры в практике. Главное - прилагать усилия.

Хулиган «на вырост»

Ребенок без присмотра - «потерянный» ребенок.  Его подстерегает множество опасностей. Дошкольникам  и младшим школьникам грозят травмы и плохие взрослые. Подростки рискуют попасть в криминальную историю, потерять уважение к близким, разочароваться в  жизни (которой и прожито всего чуть)... Потом «недетские» проблемы приходится решать контролирующим органам, педагогам и психологам. Советы по перевоспитанию «трудных» подростков нашему корреспонденту дала доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики БГПУ, кандидат психологических наук Елена Ануфриенко:

-  Перевоспитывать никого не придется, если родители изначально выберут правильную тактику и признают, что у их ребенка начался кризис подросткового возраста (дети начинают чувствовать себя взрослыми, таковыми не являясь). Первые звоночки могут прозвучать раньше ожидаемого - в 9-10 лет.  И надо сразу начинать работать с ребенком по трем направлениям. Первое - над личностной сферой. Не говорить, что это хорошо, а вот это плохо. Показывать! Тут поможет и личное общение с инспекторами полиции, врачами-наркологами (чтобы избежать тяги к вредным веществам). Личный пример уважения к старшим - разговариваем вежливо, уступаем место в транспорте, помогаем пожилым родственникам и так далее. Второе - индивидуальное. При появлении первых признаков агрессивного поведения, разного рода протестов (чаще дети протестуют против социального расслоения, по принципу «он богатый - я бедный»). Потребуется помощь психологов. Есть бесплатные кабинеты в медицинских учреждениях. Обязательно загрузить ребенка деятельностью, чтобы найти выход энергии и максимально заполнить свободное время. Родители ошибочно думают, что нет бесплатных кружков. В большинстве муниципальных спортивно-досуговых центрах все услуги оказываются на безвозмездной основе. Надо задаться целью и найти детям занятие по душе. К сожалению, эти два направления психолого-педагогической работы с собственным ребенком горожане часто игнорируют.  Ссылаются на занятость, нехватку финансов, в конце концов, «с нами никто не нянчился, и мы нормальными выросли». Упускают факт - социально-экономическая, бытовая, политическая среда поменялись кардинально. Наши дети растут в иных условиях, они видят куда больше отрицательных примеров (не секрет, уровень деградации в нашем обществе довольно высок). Несформированная личность подростка податлива. Куда позовут, туда и пойдет. Авторитетом становятся сверстники. Сейчас очень много подростковых группировок. Недавно ребята закидали камнями дорогие машины. Их спросили: «Зачем?». Ответ: «Интересно». В компании ощущается безнаказанность. Делали все и виноваты все. Не виноват каждый. И вот, когда подросток уже совершил правонарушение, с ним начинают работать в третьем направлении - органы профилактики, коих у нас в городе и области множество.  Но не всегда удается развернуть процесс вспять.  Поэтому, родители, контролируйте взросление ваших детей! Проговаривайте проблемы. Развивайте доверительные отношения. Требуйте, но мягко. Учитесь признавать проступки ребенка в обществе (он тоже может быть не прав). Не ограждайте от трудовой занятости, самообслуживания, прививайте чувство самоответственности. Ограничьте непродуктивное «общение» с гаджетами. Принимайте его друзей. Пусть посидят у вас дома, на виду, а не где-то «в подворотне». Не позволяйте отгораживаться. Будет трудно, но благодаря такой грамотной тактике удастся избежать серьезных проблем.

 





Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.