Платежные терминалы в Приамурье теряют популярность

Потребительский спрос на платежные терминалы в Приамурье падает, а комиссия в них растет. За последние несколько лет сбор в терминалах за моментальную оплату услуг сотовой связи увеличился с 6 до 12%.

Услуги терминалов оплаты, установленных в торговых центрах и небольших магазинах, на вокзалах и аптеках дорожают. Если еще три года назад при оплате мобильной связи со 100 рублей «машина» забирала у клиента 5 рублей, сейчас в среднем берет 10 целковых. 10 и даже 12% комиссии вынуждены платить амурчане при пополнении баланса сотовой связи через электронные платежные системы.

Возможность коммерческим некредитным организациям осуществлять переводы денежных средств от физических лиц без лицензии ЦБ и открытия банковского счета дал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в 2006 году. Тогда оплачивать услуги сотовой связи, ЖКХ, Интернета и другие населению предложили сразу десятки предпринимателей: количество платежных терминалов росло с необычайной скоростью. Однако в 2007 году, чтобы контролировать денежные потоки, Центробанк выдвинул указание с поправками. Согласно им, любая коммерческая организация, не являющаяся кредитной, могла принимать наличные от физлиц в качестве платы за определенные услуги только в случае заключения договора с кредитором, который в свою очередь заключил договоры с организациями-получателями средств о переводе денег в их пользу.

В Приамурье первые системы моментальных платежей появились около 10 лет назад. Тогда «умная» новинка была не просто удобной, но и дешевой - терминалы по приему наличных брали символичные 0,3-1%, а некоторые и подавно работали с нулевой комиссией. Постепенно размер «взносов» рос, и в 2010 году амурчане отдавали терминалам по 5-7%. Сейчас с внесенных 19 рублей мы обязаны заплатить банкомату федеральной компании 7, с 20 - 9 рублей, а со 100 - от 10 рублей.

Помимо «федералов, в Приамурье работают и региональные платежные системы. У них размер комиссии варьируется от 5 до 9,5%.

- Сейчас в районе 5% от переведенной суммы не берет почти ни один терминал. За оплату услуг мобильной связи агентские платежные системы взимают от 5% и выше. Это прежде всего связано с изменением комиссии у ведущих операторов связи, которые понизили ставку вознаграждения за безкомиссионные платежи, - отмечает исполнительный директор крупной региональной платежной системы Валентина Кузьмина. - Они не то чтобы ее понизили, можно сказать, в принципе, ее убрали, установив смешной, чисто формальный процент с большим количеством нулей. Нельзя сказать, что комиссионный сбор резко вырос. Это происходило постепенно, но постоянно. Рост комиссии был связан с затратами по аренде, фискализацией, техническим обслуживанием терминалов.

За 2014-2015 годы комиссия поднялась всего на 2%. А рост она имела как раз до прошлого года. До этого на протяжении 1,5 лет комиссия держалась в районе 1,8% - позволял объем проводимых денежных средств. С урезанием поставщиков и их условий вариантов не оставалось, и пошло увеличение. Несмотря на то, что мы - региональная компания и охватываем большую часть рынка, выше 9,5% комиссии в наших терминалах нет.

Повышение комиссии при оплате мобильной связи владельцы платежных систем связывают и со снижением потребительского спроса на услуги терминалов. Издержки от непопулярности «машин» предпринимателям пришлось заложить в процент от переводов.

- Если раньше объем платежей был больше, и низкая процентовка оправдывалась, то сейчас нет. При общем падении спроса, затратная составляющая осталась прежней, - говорит Валентина Кузьмина. - На телефонах амурчане тоже экономят. Доходность населения упала, а вместе с ней упал спрос на все, в том числе и на платежи.

- Пик использования платежных терминалов для оплаты мобильной связи прошел. Многие уже перешли на альтернативные способы расчета, например, пользуются банковскими сервисами и новыми электронными продуктами операторов. Все это влияет на размер комиссии. Плюс у платежных терминалов широкая линейка услуг: через них можно провести платеж за Интернет, игры, оплатить штраф, кредит, это и спасает бизнес как таковой, - говорит представитель агентской компании федеральной платежной системы Алексей.

По словам специалистов рынка моментальных платежей, сейчас пропорция между оплатой за мобильную связь и прочим набором услуг терминалов выглядит как 70 на 30. И если раньше на сотовую связь приходилось 90% платежей, а 10% - на остальные «опции» терминала, то сейчас в 30% случаев люди используют платежные автоматы чтобы оплатить кредиты, услуги ЖКХ, онлайн-покупки, кабельное телевидение.

- По нашим прогнозам, терминал никуда не уйдет, - говорит Валентина Кузьмина. - Популярность их снизилась, но внедряются новые продукты и сервисы, поэтому полностью они не исчезнут. К тому же терминалы могут быть оснащены и безналичными форматами, это лишь вопрос времени.

Фото автора.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости