В Приамурье находчивые "бизнесмены" заправляют кондиционеры авто прямо на обочинах трасс

В Приамурье к сезонным продажам арбузов, ягоды и кваса прибавилась услуга автосервиса - заправка автокондиционеров «с колес». На обочинах оживленных трасс появились припаркованные машины, «накрытые» широкоформатными рекламными баннерами. Внутри обычных «легковушек» находятся передвижные заправочные станции.

Оказывается, придорожная торговля «холодом» - совсем не ноу-хау летнего сезона-2015. Апробацию процесс прошел примерно два-три года назад. Об этом говорят областные таксисты. Правда, «автосервисы на колесах» тогда попадались не столь часто. Видимо, дело стало приносить солидную прибыль, и его поставили на поток.

«Передвижники» паркуются в стороне от главных магистралей, но на оживленных улицах. С одним из таких продавцов мы пообщались. Представиться молодой человек не пожелал. Однако посвятил в тонкости процесса (попросив отключить диктофон и не фотографировать). В его распоряжении - механическая станция заправки кондиционеров. Десятилитровая емкость с хладагентом стоит около колеса иномарки, создающего подобие тени. Здесь же бутылочка с холодильным маслом (открытая). Другой защиты от прямых солнечных лучей и тридцатиградусной жары не наблюдается. На капоте лежит манометрическая система. У мастера имеются также вакуумный насос, весы и прочие приспособления. Рядом дорога, пыль столбом. Молодой человек объясняет, что  услуга оказывается на вполне законных основаниях. На просьбу показать документы посоветовал обратиться к его работодателю, телефона которого он не знает. Тот сам выходит на связь для решения технических (выдача расходных материалов) и финансовых (прием выручки, ежедневный расчет) вопросов. Заправка автокондиционера осуществляется аналогичным способом, что и в автосервисе. Только стоит услуга дешевле. Свой рассказ молодой человек сопровождал показом. Вот так мы открываем капот, вот здесь мы смотрим параметры (сколько и чего заливать), вот сюда присоединяем штуцер, в этом окошечке отслеживаем заполняемость кондиционера, и еще прислушиваемся - не шипит ли, отслеживая, таким образом, протечки. Грязь в систему попадает? Ничего подобного. Одним словом быстро,  дешево, но качественно ли? Придорожный мастер долго отнекивался, не желая сообщать запрашиваемую цену. Потом нехотя признался: стоимость услуги договорная, заказчику разрешают торговаться в разумных пределах. В конечном итоге все равно выходит в два раза дешевле, чем в автосервисе (от 250 рублей). На вопрос, в чем состоит лично его выгода, парень ответил: «Для меня это хорошая подработка, рабочий день ненормированный (сам решаю, когда выйти на трассу и сойти с нее), руководителю отдаю оговоренную часть дневной выручки, остальные деньги забираю себе. Клиентов сейчас много, сначала сами заправятся, после друзьям советуют». Что касается штрафов, то парень изначально не подозревал о возможности административного наказания за оказание услуг в неположенном месте. «Какие ко мне претензии? Меня здесь руководитель поставил, все вопросы к нему, - парировал он мне в ответ. - Говорите, продавец сам за себя отвечает... Ну и ладно, заплачу, все равно еще заработаю». Отъезжая от точки «сервиса», обратила внимание: «мастер» вооружился телефоном; возможно, решил проконсультироваться с работодателем, контактных номеров которого он «не знает».

Главный механик одного из крупных областных автоцентров Василий Луньков скептически отнесся к информации об уличном сервисе. По его мнению, в полевых условиях сложно соблюсти все тонкости технической процедуры. Отследить утечку хладагента, точно измерить количество заправляемого вещества, не допустить попадания грязи в систему кондиционирования и множество других нюансов.

- Мы работаем на лицензированном оборудовании, как любая другая крупная станция техобслуживания. Для заправки автокондиционеров используем автоматическую станцию, где процесс полностью контролируется. Сначала проводим диагностику системы кондиционирования, чтобы исключить неисправности. Важно применить правильную марку хладагента, определить его количество в долях. Одна из деталей конструкции - компрессор (механическая деталь) - нуждается в смазке, поэтому при заправке добавляют масло. Процедуру нужно точно соблюсти. Обязательно проверить после - нет ли протечек. Конечно, просачивающийся через повреждения фреон вряд ли отравит человека (малое количество, быстрое испарение), а вот вред атмосфере нанесет значительный. Этот газ способствует разрушению озонового слоя. Вообще, при исправном кондиционере профилактика требуется раз в три года, если иное не предусмотрено техническими характеристиками машины. Неизвестно, чем заправляют автомобиль уличные мастера, есть ли у них сертификат, подходит ли этот хладагент вашему авто, исправно ли оборудование... Некорректная заправка может привести к разрыву трубок, выходу из строя компрессора, датчиков.

Заправка хладагентом, конечно, обойдется дороже, чем на улице - от 500 рублей и выше в зависимости от класса автомобиля. Процедура не ежегодная, особого «удара» по бюджету нет. К тому же в Приамурье цены не грабительские. А вот, к примеру, в Москве заправка кондиционера «Лексуса» обходится в сумму от 14000 рублей.

Можно ли заправить кондиционер своего авто самостоятельно?  В принципе, да. Если вы уверены в собственных технических познаниях и не боитесь повредить механизм. Замена испорченного  кондиционера   - услуга дорогостоящая.

Самостоятельная заправка кондиционера потребует от владельца машины определенных знаний и навыков. Автовладелец Николай Семенов, водитель с десятилетним стажем, поделился со мной опытом заправки автокондиционера в «домашних» условиях. Впрочем, он не рекомендует такой способ часто использовать. Итак, по словам Николая, во-первых, заглядывая под капот, надо понимать, в какой его части расположен заправочный штуцер. Во-вторых, потребуется определенная марка хладагента в зависимости от года выпуска машины (R12 или R134a). (В одном из областных автосервисов мне рассказали, как можно определить тип требуемого хладагента. Надо заглянуть под капот и посмотреть маркировку на специальной табличке. Там же есть информация об объеме. К примеру, R134a; 700g). В третьих, надо правильно собрать заправочную компактную систему. (В салонах, специализирующихся на автотоварах, можно купить готовые системы в сборке). «Дальнейший порядок действий, - говорит Николай, - достаточно прост. Но у процесса есть минусы: не производится одновременная заправка холодильным маслом, не контролируются возможные протечки».

Кстати, советы по монтажу мини-пункта автосервиса легко найти в Интернете. Пошаговая инструкция, сопровождаемая видеорядом, поможет человеку даже с минимальными техническими навыками освоить «науку». Остается купить механический заправочный комплекс (без расходных материалов), который обойдется в сумму от 25000 рублей и выше. Если в комплект входят хладон и холодильное масло, ценник соответственно увеличивается - от 30000 российских. В любом случае на стоимость комплекса существенно влияет его географическое «происхождение» (Германия, Китай, США, Япония, Россия и так далее). Крупные стационарные пункты технического обслуживания чаще оборудованы автоматическими заправочными станциями. Средняя стоимость такой установки колеблется в пределах 100-200 тысяч рублей.

Напрашивается вывод: в Приамурье для ведения бизнеса, в легальности которого можно сомневаться, масса возможностей и направлений. Административная комиссия, выходя в рейды, привлекает к ответственности рядовых исполнителей: нанятых по объявлениям продавцов хладона, арбузов, кваса, всесезонной одежды и прочего. «Персонажи», получающие основную прибыль, остаются в тени. Документов, подтверждающих трудовые отношения с сезонными рабочими, не оформляют, офис-однодневку можно перевести в другое место, номер телефона сменить...

Фото автора.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости