Пришел на месяц, остался на десятилетия: судьба железнодорожника

Олег Шилов с 1993 года работает составителем поездов на станции Благовещенска. Хотя изначально пришел в профессию, как он считал, ненадолго - переждать трудное кризисное время начала 90-х. Опытный железнодорожник, отдавший профессии более двадцати лет, рассказал нашему корреспонденту об особенностях своей работы.

- Это был 1993 год, сразу после перестройки, - вспоминает Олег Владимирович, - в стране развал, кризис. А я в геологии работал. Организация уже совсем практически развалилась, все стали расходиться кто куда. Я узнал, что, вроде, на железной дороге можно поработать. Шел месяца на два-три - перебиться в тяжелое время. Год прошел, три, пять, и вот уже более двадцати лет я - на железной дороге.

В поисках золота

С первых дней на железной дороге Олег Шилов стал составителем поездов. Это рабочая специальность - тут же на месте он и обучался несколько месяцев, сдал экзамены - и приступил к своим обязанностям. Освоился Олег Шилов в новой для себя профессии быстро - даже не заметил, как прижился в новом коллективе. Сразу понравился график работы - сменный, скользящий. В геологии было по-другому - около полугода в тайге или в полях... Потом друзья-геологи звали его назад, когда все более-менее наладилось и организация начала «вставать на ноги». Периодически предлагали вернуться, но, в итоге, лет через десять звать перестали. К слову, исследовать недра Приамурья Олег Шилов пошел после политехнического техникума. Тут же, в областной столице, потом и остался: работал в Благовещенской поисково-съемочной экспедиции. Работа геологов заключалась в основном в составлении геологических карт. Сам Олег Шилов, который был техником-геологом, занимался поисковой работой, отрабатывал пробы - искал полезные ископаемые. Утверждает, что их много в нашей области: «Мы по северу, там, за Тындой, работали всегда, - рассказывает он о своем геологическом прошлом. - Одно время я был в разведочной партии. Есть месторождение золота - Бамское, его, вроде, сейчас разрабатывают. Так вот, мы практически с нуля его начинали, каналы копали, шурфы, на взрыв работали. Это было еще в 80-е годы. И оно сейчас одно из крупнейших в области по запасам».

Составитель поездов

- Олег Владимирович, у вас профессия называется довольно интересно, особенно для непосвященного человека - составитель поездов. Расскажите о своей работе.

- Обычная работа, с техникой и оборудованием связанная. Составитель поездов - один из участников маневровых работ, когда поезда составляются или, наоборот, разбираются. Маневровый диспетчер дает указание, куда какой вагон направить. А я все это осуществляю на практике. За пределами станции - ручные стрелки. Прикидываю, как удобнее и рациональнее перегнать вагоны, «перекидываю» их с пути на путь. В распоряжении составителя поездов есть тепловоз, машинисту которого он дает четкие указания, как двигаться - куда ехать, как ехать, где тише, где быстрее, где остановиться - всем передвижением руководит составитель. Связь поддерживаем с помощью переносимой радиостанции. Друг с другом говорим постоянно: маневровый диспетчер, машинист тепловоза, составитель, еще дежурный по станции.

- Для чего столько участников?

- Дежурный по станции переводит стрелки. Маневровый диспетчер, как я уже сказал, нас озадачивает, что делать - куда направить вагоны. Составитель руководит машинистом и дежурному уже по ходу работы докладывает обстановку. А машинист - это тяга, он толкает вагоны. Вот такой состав занимается маневровыми работами. Когда мы разобрали поезд, вагоны отправляем по направлениям, чтобы подать на предприятия.

- Получается, работа должна строго регламентироваться - ведь связана с риском...

- В нашей работе - все по инструкциям. И с каждым годом они все строже и строже с точки зрения охраны труда и безопасности. Идет запись всех переговоров, все должно быть по регламенту. В случае какой-то нештатной ситуации потом обязательно прослушают переговоры, разберутся и выяснят, что и где сделано неправильно. За последние годы в связи с ужесточением инструкций происшествий на маневровых работах все меньше и меньше, потому что все мелочи строго регламентированы. Например, я постоянно должен докладывать обстановку машинисту. Через определенный промежуток времени я обязан отметиться, переговорить с ним. Если он меня не слышит, сразу останавливается. Тут постоянно все двигается, а мы в самом центре событий, работаем. Поэтому очень важно четко соблюдать правила и следовать инструкциям.

- Сильно ли изменился коллектив за то время, что вы работаете?

- Меняются люди не часто, но постепенная смена идет. Сегодня у нас более тридцати составителей поездов, одновременно в смену выходят шесть-восемь человек. Из старой команды в 15-20 человек по-прежнему работают пять-шесть.

- Я правильно понимаю, что сейчас благовещенская станция больше ориентирована на прием грузов, чем на пассажирские перевозки?

- Да, это больше тупиковая грузовая станция первого класса. Идут в основном строительные грузы: цемент и прочее. Поскольку в городе уже мало что производится, много привозного. Грузоотправители контейнерами отправляют большие партии. То есть если раньше они несколько вагонов отправляли, то сейчас приходят целые составы с контейнерами.

- У нас, получается, железная дорога - это не только станция и путь на Белогорск, она проходит по Благовещенску?

- Да, подъездные пути к клиентам есть в разных частях города.

- А что за клиенты, которым отправляются вагоны?

- Это предприятия. Их много. Кондитерская фабрика «Зея» - возможно, самый дальний клиент... К ней железная дорога идет вдоль реки Зеи, как бы огибает город. Также среди тех, кто получает железнодорожные грузы - и другие крупные предприятия. Вот ТЭЦ у нас отдельно обслуживается, у них два тепловоза. Потому что много грузов идет, составы с углем в основном. Ну и кроме него, много чего.

- Какой самый большой поезд вам доводилось составлять?

- У нас больше 71 вагона из Благовещенска поездом не отправляются. Это по местным меркам считается длинным составом. Так, 57 вагонов - стандартный поезд. В последнее время частенько отправляют длинносоставный поезд, то есть 71. Только на Березовке, кажется, у нас есть путь, где можно принять длинный состав. А иначе он ни с кем не разъедется из встречных поездов. Однопутная дорога у нас - сложно с разъездами. Поэтому за 22 года поезда длиннее 71 вагона составлять не доводилось - такой состав просто никуда не войдет. Вот по Транссибу составы больше сотни вагонов идут!

***

Железную дорогу по праву можно считать транспортными артериями Приамурья. В свое время именно строительство железнодорожной ветки до Благовещенска послужило толчком для развития города. И по сей день железнодорожное сообщение сохраняет свое значение для Благовещенска. И Олег Шилов, конечно же, скромничает, называя свою работу обычной - значение труда железнодорожников для региона трудно переоценить.

Фото автора.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости