Железнодорожники ищут способы снизить аварийность на железнодорожных переездах

Проблема аварийности и гибели людей на железнодорожных переездах заставляет железнодорожников искать новые формы воздействия на водителей автотранспортных средств.

С начала 2015 года на железнодорожных переездах Забайкальской железной дороги зафиксировано пять дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Из них четыре - в Забайкальском крае, одно - в Амурской области. В результате десять человек получили травмы различной степени тяжести (5 человек от полученных травм скончались в больнице). За аналогичный период 2014 года произошло семь ДТП, девять человек пострадали, трое погибли. Вина во всех случаях лежит на водителях автотранспортных средств, нарушивших правила дорожного движения при следовании через железнодорожный переезд.

В границах ответственности Забайкальской железной дороги находится 293 железнодорожных переезда, из них обслуживаются дежурными работниками - 34 переезда, в том числе 33 переезда оснащены устройствами заграждения пути.

За кажущейся иллюзией возможности преодолеть железнодорожную линию вопреки запрещающим сигналам светофора стоит большая вероятность фатальных последствий столкновения с подвижным составом. На перекрестке стальной магистрали и автодороги шансы, что поезд или локомотив затормозит перед выехавшим на рельсы автомобилем, стремятся к нулю. Тормозной путь грузового поезда весом шесть тысяч тонн составляет почти километр, порожнего - около 400 метров. Тем более нелепо говорить о маневрах со стороны железнодорожного подвижного состава. Многотонная махина в считанные секунды неумолимо сметает со своего пути во много раз уступающие ему по габаритам и весу автомобили.

Впрочем, не так уж и редко урон имеет двусторонний характер. Водители автомобилей, нарушая правила дорожного движения, подвергают опасности не только себя и находящихся в салоне пассажиров, но и пассажиров поездов дальнего и пригородного сообщений, локомотивные бригады. Кроме того, дорожно-транспортные происшествия приводят к повреждению объектов инфраструктуры железной дороги, подвижного состава, нарушению графика движения поездов.

31 июля этого года на перегоне Прохоровка - Беленихино в Белгородской области на регулируемом переезде произошло столкновение пассажирского  поезда №1 сообщением Москва - Белгород  с грузовым автомобилем КамАЗ. Водитель грузовика на большой скорости выехал на переезд при запрещающем сигнале. Это привело к сходу электровоза и пяти вагонов с пассажирами. Пострадали четыре человека.

Не менее резонансным, но более трагичным по последствиям стал случай, произошедший на полигоне Забайкальской железной дороги за несколько дней до этого. 22 июля на железнодорожном переезде станции Урулюнгуй из-за грубого нарушения правил дорожного движения водителем автомобиля произошло столкновение одиночного локомотива с грузовым автомобилем «Митсубиси Кантер». Звуковая и световая сигнализация работала исправно, но это не помешало пьяному лихачу  выехать под движущийся тепловоз. В автомобиле находилось семь человек. Все они с травмами различной степени тяжести направлены в больницу, пять человек скончались в больнице. Сорваны графики движения пассажирских поездов. Экономический ущерб составил больше 2,5 миллиона рублей.  

Самонадеянность, пьяное лихачество, неуместная спешка - вот что является истинными причинами трагедий на переездах.

Исторически железным дорогам достались переезды в одном уровне. Не так уж много в нашей стране автомобильных путепроводов над железнодорожной линией и оборудованных проездов под путями. Железнодорожники своими силами быстро решить проблему строительства двухуровневых развязок не в состоянии. Проекты очень затратные, а государство и субъекты РФ средств на эти цели выделяют пока очень мало. В Забайкальском крае и Амурской области такого строительства сейчас вообще не ведется. Поэтому большая ставка делается на профилактические мероприятия. ОАО «РЖД» уже выступило с рядом инициатив, в частности, по кратному увеличению штрафов за нарушение пешеходами и водителями железнодорожных правил. Это целесообразно, учитывая опыт других стран. Речь должна идти даже не столько о величине штрафов, сколько о повышении уровня ответственности. Если в отношении нерадивых водителей ввести такую норму, как лишение прав за неоднократное нарушение ПДД на переездах, порядок в этой сфере вполне возможно навести за короткое время.

Эффективным техническим решением может стать оборудование железнодорожных переездов фото- и видеокамерами. Идея состоит в том, что железная дорога устанавливает регистраторы на переездах, а субъекты РФ рассматривают возможность прокладки оптоволоконного кабеля до ближайшего информационного узла ОАО «РЖД», откуда информация оперативно поступит на пульт местной ГИБДД. В Иркутске так сделали уже на нескольких переездах, и ситуация с нарушениями там радикально улучшилась. Такие инициативы призваны снизить риск травматизма на объектах  железнодорожного транспорта.

Но главное - это смена менталитета наших граждан в отношении беспечного поведения на железной дороге и собственной безопасности. И для этого железнодорожники находятся в режиме постоянного интерактивного взаимодействия с водителями авто. Это и акции в рамках Международного дня безопасности на переездах, профилактических месячников (один из них завершается с последним днем августа), и рейды с сотрудниками ГИБДД, и разъяснительная работа в средствах массовой информации. Представители Забайкальской дирекции инфраструктуры, в чьем ведении находятся переезды, общаются с водителями в процессе пересечения железнодорожной линии, в автошколах, на автотранспортных предприятиях, раздают памятки, тематические магниты, обращаются к водителям посредством региональных газет и телевидения.  Железнодорожники совместно с сотрудниками ГИБДД с начала года провели более 150 рейдов, во время которых выявили сотни нарушений, многие из нарушителей привлечены к административной ответственности.

Железнодорожники придумывают все новые и новые формы воздействия на лихачей. На Западно-Сибирской железной дороге запущен специальный поезд, на платформах которого установлены останки автомобилей, ставших жертвами неоправданного риска своих владельцев. Проводятся автопробеги, участники которых агитируют наглядными и аудио-методами  за безопасное пересечение железной дороги.

Нужно, чтобы элементарные правила пересечения железной дороги вошли в подсознание, в «подкорку» каждого водителя.

- Железнодорожный переезд - это зона повышенной опасности, - не перестает напоминать главный инженер Читинской дистанции пути Алексей Сивов. - И это не просто слова. Водители должны быть очень внимательны, вести себя адекватно, не игнорировать показания светофоров, потому что любое отклонение от кровью написанных правил может повлечь за собой большую трагедию.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости