В Приамурье проходит месячник безопасности на железной дороге

Начался учебный год, закончились каникулы, дети пошли в школы и спортивные секции. Различные службы и предприятия в этот период стремятся еще и еще раз напомнить им и их родителям о правилах поведения и безопасности. Среди них - железнодорожники: с 1 сентября специалисты Забайкальской железной дороги проводят месячник «Внимание, дети!» Важно, чтобы взрослые и сами усвоили, как вести себя вблизи железной дороги, и рассказали об этом детям, ведь безответственное поведение может привести к трагедии...

Поезд не остановить

На железной дороге человека подстерегают множество опасностей - это и поезд, у которого тормозной путь не одна сотня метров и поэтому остановить моментально состав просто невозможно, это и провода с напряжением в десятки тысяч вольт. Для безопасного пользования железнодорожным транспортом создаются необходимые условия: сооружаются путепроводы, пешеходные мосты, тоннели, устанавливается предупреждающая сигнализация, ограждаются места массового нахождения граждан вблизи железнодорожного полотна. И все же люди травмируются и гибнут. Причины разные: незнание и нарушение правил безопасности, неоправданная спешка, беспечность, нежелание пользоваться вышеперечисленными сооружениями, а порою просто озорство и хулиганство (в последнее время в России участились несчастные случаи с любителями делать «селфи» на фоне приближающегося поезда, а также с так называемыми «зацеперами» - это появившееся недавно движение среди подростков, которые любят ездить, зацепившись за вагоны). При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работе среди несовершеннолетних дети порой  беспечно бродят по железнодорожным путям и ищут развлечений.

Кажется, не услышать приближающийся поезд или подаваемые им сигналы просто невозможно! Так и есть в большинстве случаев, но при условии, что на вас нет наушников с громкой музыкой, вы не отвлекаетесь на разговор по мобильному телефону, если ваш слух в порядке, а главное - если по соседнему пути не проходит другой поезд.

- Как правило, машинист поезда, заметив человека на пути, применяет экстренное торможение с одновременной подачей звукового сигнала, - объясняет инженер I категории службы охраны труда и промышленной безопасности Забайкальской железной дороги Владимир Нестеров. - Однако в целом ряде случаев, например из-за шума проходящего по соседнему пути другого поезда, пешеход на звуковые сигналы не реагирует и в итоге попадает под поезд. Поэтому необходимо помнить - ни в коем случае нельзя находиться в колее или в непосредственной близости от нее, полагаясь на то, что вы услышите или увидите приближающийся поезд!

Кроме «шумового» фактора заметить несущуюся на человека махину может помешать ограниченная видимость. Забайкальская железная дорога - одна из самых сложных по рельефу. 45% от развернутой длины полигона магистрали составляют кривые участки, из них 30% - радиусом менее 500 метров. Проще говоря, услышать, а тем более увидеть приближающийся поезд  становится невозможно из-за уходящей за холм или сопку колеи. Локомотивная бригада также не успевает остановить поезд из-за ограниченного обзора.  Стоит в такой ситуации пешеходу отвлечься, и его собьет поезд, мчащийся со скоростью более 70 километров в час. Но преграда бывает не только природной.

Одним из самых распространенных случаев травмирования на железнодорожных путях является выход на соседние железнодорожные пути вслед за прошедшим поездом, вследствие пренебрежения правилами личной безопасности. Проходящий по соседнему пути  состав скрывает следующий по соседнему пути поезд. Вместо того чтобы оценить, насколько безопасен путь, особо нетерпеливые стремительно выходят прямо под колеса поезда.

В зависимости от веса и профиля дороги ее тормозной путь в среднем составляет около 1 километра. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за 1 секунду преодолевает 30 метров, а пешеходу, чтобы перейти железнодорожный путь, требуется не менее 5-6 секунд.

Угрозу на железной дороге представляют не только несущиеся составы поездов. Среди самых страшных по последствиям случаев - травмирование от ударов электротоком. Контактный провод имеет напряжение более 27 тысяч вольт, токоведущие части устройств контактной сети находятся под напряжением 55 тысяч вольт, а устройства тяговых подстанций - 110 тысяч вольт. Даже при минимальном знании физики легко понять, чем  грозит нахождение вблизи такого оборудования.

Дети без присмотра

На Забайкальской железной дороге в последние годы, к сожалению, были зафиксированы трагические случаи с участием школьников. В марте 2013 года при выходе из кривого участка пути машинист поезда за 400 метров увидел человека, находящегося на железнодорожном пути. На оповестительные сигналы большой громкости, подаваемые машинистом, человек не реагировал.

Локомотивной бригадой было применено экстренное торможение, но наезд предотвратить не удалось. После остановки поезда помощник машиниста подошел к пострадавшему, им оказался подросток, тело которого было разрезано пополам. Рядом с погибшим на железнодорожном пути лежали наушники. Погибшему было 15 лет. В марте прошлого года травмирован подросток 14 лет, который подлезал под вагон стоящего поезда. В результате пострадавший получил травматическую ампутацию руки и ног. В августе прошлого года поездом травмирован мальчик 3 лет. Ребенок вместе с бабушкой подлезал под составом в момент, когда поезд начал движение. Малыш получил травматическую ампутацию правой руки. В июне 2011 года в кривом участке пути совершен наезд на трех подростков, молодых девушек 13-15 лет, учащихся средней школы. Все они от полученных травм скончались...

По данным на 8 сентября, с начала этого года на Забайкальской железной дороге зафиксировано 4 случая детского травматизма против 2 случаев в прошлом году. Чаще всего дети находились возле железнодорожных путей и на объектах инфраструктуры дороги во время прогулок без присмотра со стороны взрослых.

Детские ошибки взрослых

В Амурской области в этом году из-за «детской» беспечности на железной дороге погибали взрослые. По информации пресс-службы Забайкальской железной дороги, за семь месяцев 2015 года на  территории Амурской области травмировано 14 человек, из них 9 - смертельно. Вот только некоторые из этих трагических случаев. 20 января на путях станции Михайло-Чесноковская погибла пожилая женщина 1949 года рождения, перебегавшая дорогу перед близко идущим поездом. Подобные трагические происшествия произошли в этом году с 32-летним мужчиной в Екатеринославке, 27-летним мужчиной в Свободном, 41-летним мужчиной в Свободном. 31 января мужчина 1942 года рождения  в непосредственной близости перед поездом лег в колею пути. Итог -  травматическая ампутация голени левой ноги, перелом бедер левой, правой ноги, травматический шок. Во всех этих случаях машинисты пытались избежать трагедии, применяя экстренное торможение. А 20 марта 36-летний мужчина на станции Моховая Падь подлез под состав грузового поезда, поезд тронулся, в итоге - гибель человека...

Разъяснительная работа

С 1 сентября по 1 октября специалистами Забайкальской железной дороги проводится месячник «Осторожно, дети!» Его мероприятия включают в себя информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации, рассылку в структурные подразделения текста разъяснения о необходимости соблюдения «Правил безопасного поведения детей и подростков при нахождении на территории объектов инфраструктуры ОАО «РЖД». Также в министерства образования Забайкальского края и Амурской области, муниципальные органы власти, образовательные учреждения направлялись письма с просьбой о проведении разъяснительной работы с использованием электронной версии буклета «Правила безопасного поведения детей на железнодорожном транспорте» и видеоролика «Железная дорога - зона повышенной опасности», проведении информационной и разъяснительной работы в образовательных учреждениях.  При этом особое внимание - учреждениям, учащиеся которых были травмированы на железной дороге.

Подобный месячник проводился и накануне летних каникул - в мае. За время его действия было написано 598 писем: 79 направлено в различные организации, 397 - в учебные заведения, в ГИБДД - 19, в исполнительные органы власти - 103.  Среди населения распространено 4279 памяток   нахождения граждан на железнодорожном транспорте, 223 раза показаны видеофильмы. Было проведено 589 лекций и бесед по разъяснению правил нахождения  вблизи железнодорожных путей, при этом охвачено 12 837 человек.  В образовательные учреждения направлено 339 электронных версий буклета нахождения граждан на железнодорожном транспорте и 189 электронных версий видеороликов.

В службе охраны труда и промышленной безопасности Забайкальской железной дороги составлен реестр всех школьных и дошкольных учреждений, находящихся вблизи объектов железнодорожного транспорта, этим школам в ходе профилактической работы также уделяется особое внимание.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости