«Пушистые» произведения искусства делает народный мастер из Благовещенского района

Цветы в самоваре, нагрудные броши, шляпки и кокошники — эти и другие предметы селянка мастерит из «бросового материала». Селяне, зная о хобби Зинаиды Вотчель, поставляют ей сырье – обычные куриные перья.

ТАЛАНТ В НАСЛЕДСТВО

«Легкие» по весу экспонаты украшают небольшую, но уютную коммунальную квартиру, что в селе Волково. Отчего та больше похожа на выставочный зал.
Поделками из пера и пуха Зинаида Григорьевна увлекается второй год. Золотые руки и нескончаемая фантазия амурской мастерице достались в наследство от ее матери. В родном селе она была первой рукодельницей и все время повторяла дочери: «Учись, Зина, учись!». Не менее талантливым был и отец Зинаиды. Бывало, сядет на завалинке, возьмет в руки гармонь и затянет любимую песню. Григорий Вотчель слыл первым гармонистом, пока в 40-х его не забрали на фронт...
До 1972 года семья Зинаиды Вотчель жила в Заполярье, на Кольском полуострове. Там девушка окончила школу, а заодно и курсы по вязанию. В 81-м она переезжает в Тынду. Там Зинаида Григорьевна устроилась на работу вахтером в местный Дворец культуры. На ночных дежурствах вместе с напарницами по вахте она вязала носки, рукавички, джемперы. С тех пор спицы из рук Зинаида Григорьевна не выпускает.
10 лет назад младшая дочь Зинаиды Вотчель Есения окончила Амурское училище культуры и обосновалась недалеко от областного центра — в селе Волково. Недолго думая за дочерью последовала и Зинаида Григорьевна.
Каждый из этой творческой семьи вяжет, шьет, лепит. К примеру, Есения вышивает бисером, делает изя-щные скульптуры из глины и преподает йогу. А сын Игорь живет и работает в Индии. Он также соблюдает семейную традицию – умеет вязать. А кроме того, его хобби стало профессией. Он шлифовщик драгоценных камней.
— У нас вся семья занимается шитьем. Даже сын неплохо вяжет, — рассказывает Зинаида Григорьевна. — В молодости я увлекалась резьбой по дереву. Сейчас вот «цветами» занимаюсь, в хоре пою. Старшая дочь Наталья имеет собственный бизнес и тоже вяжет. Сын Игорь — шлифовщик, третий год в Индии. Все, что ему попадет в руки, он преображает до неузнаваемости.

ДОМАШНИЙ МУЗЕЙ

За свой творческий век Зинаида Григорьевна участвовала в 10 выставках: ее работы выставлялись в Казахстане, Тынде и Благовещенске. А в прошлом году на одной из экспозиций в Амурском краеведческом музее ее работы по вязанию были замечены иностранцами. Европейской туристке так понравилась связанная Валентиной Григорьевной из красных ниток с большими полями и черными розами шляпа, что та не удержалась и увезла ее с собой.
Долго поделки Зинаиды Григорьевны никогда не залеживаются.
— Люди просят — я дарю. Мне не жалко. Наоборот, — говорит она, — мастерю, чтобы кому-то пригодилось.
Четыре картины из пера от мастера Вотчель украшают стены санатория Кульдур, волковских сельсовета и библиотеки. А искусственные цветы в кашпо — подоконники подруг по хору и знакомых. Для каждого гостя в «кладовых» Зинаиды Григорьевны найдется подарок. Вот и для редакции «ЗиЛ» она приготовила букет календул из куриного пера.
Все свои «пушистые» идеи Зинаида Григорьевна черпает из книг и телевизора. Увидит красивую телевизионную заставку — сюжет готов. А начиналось ее увлечение поделками из перьев с книги по декоративно-прикладному искусству, что принесла знакомая.
За два года мастерица сшила, слепила, сложила больше двух тысяч предметов. Между тем, рукотворные цветы в горшках и перьевые картины приносят народному мастеру не только эстетическое удовольствие, но и небольшой доход.

ПЕРО К ПЕРУ

Как из обыкновенных перьев сделать необыкновенные по красоте цветы — некоторые секреты цветочного мастерства корреспонденту «ЗиЛ» раскрыла народный мастер. Оказывается, каждый раз творческий процесс начинается… со стирки.
— Во-первых, перо необходимо постирать, а затем высушить, — советует Зинаида Григорьевна. — Затем в ход идут красители из пасхальных наборов.
Когда заканчивается пасхальный колер, который в селе раньше весны не достать, выручает аптека. В ход идут зеленка, марганцовка и йод — природные красители.
После того, как перья окрашены, Зинаида Вотчель раскладывает их по пакетам.
Затем каждое, перышко к перышку, она приклеивает ПВА, а потом пушистое «соцветие» сажает на проволоку.
Каждый прутик мастер заворачивает в креповую бумагу. Ее она предварительно разрезает на небольшие полоски. Потом стебли отправляются на покраску. Несколько перьев крепятся в качестве листочков — и нарцисс, роза или пион готовы.
Процесс – длительный и трудоемкий. Однако цветы, по словам Зинаиды Григорьевны, — не самые затратные по времени и силам поделки. Настоящего упорства, усидчивости и скрупулезности потребует работа над картинами и брошами.
— Не поверите, но вот эту маленькую брошь для платья гораздо труднее выполнить, чем большой букет цветов, — указала взглядом мастер на аккуратно разложенное у себя на ладони ярко-зеленое украшение. — Нужно учесть и то, насколько брошечка гармонично впишется в наряд, и проработать мелкие детали, а также продумать крепление.
…Все стены квартиры, все свободные «подставки» в квартире Зинаиды Вотчель украшены «легким» искусством. Впереди — освоить новое, более «тяжелое» направление. Как рассказала нам Зинаида Григорьевна, ее идея — сделать комбинированный стол из дерева и металла.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости