Школе села Грибское – ресурсный центр, а Тамбовке – автодром

Города и районы Приамурья держали «экзамен» по проектам муниципального комплексного плана модернизации образования на 2011-2013 годы.Одно из приоритетных направлений образования будущего – дистанционное обучение.Также обсуждается, за счет каких средств можно увеличить оклады учителей.

ОБУЧЕНИЕ – ПО ОКРУГАМ

16 июня в Тамбовке прошли последние презентации районных программ модернизации образования. Перед координационным советом выступили представители 12 муниципалитетов. В их числе Тамбовский, Благовещенский, Октябрьский, Константиновский, Архаринский, Михайловский, Бурейский, Завитинский, Ивановский и Селемджинский районы, город Райчихинск и поселок Прогресс.
Программа предусматривает два основных направления – увеличение зарплаты учителей и улучшение качества обучения за счет внедрения инновационных технологий, улучшение материальной базы и повышение квалификации педагогов. В этом году из федерального бюджета Приамурье получит более 180 миллионов рублей. Эти деньги предназначены на приобретение современного оборудования для школ. Областные власти в свою очередь должны обеспечить повышение зарплаты учителей на 30% до 1 сентября 2011 года. По предварительным подсчетам, на эти цели потребуется около 200 миллионов.
Также при разработке программы модернизации школ районные власти сделали акцент на развитие дистанционного обучения. Для этого планируется закупить необходимое оборудование, обновить компьютеры, а также обеспечить высокую скорость Интернета.
— Нам не хватает 19 специалистов: учителей математики, физики, информатики и русского языка. Чтобы дети не страдали, для сельских школ, удаленных от центра, мы организуем дистанционное обучение, — поделилась начальник отдела образования Архаринского района Наталья Натыкан.
В Тамбовском районе планируется создать три учебных округа. Базовые школы получат оборудование, необходимое для организации дистанционного обучения детей из остальных учебных заведений.
— Это позволит усилить методическую и воспитательную работу, а также даст возможность учителям создавать программы развития не только одной конкретной школы, а в целом учебного округа. Для сельских территорий, по нашему мнению, этот вариант наиболее приемлемый, — считает начальник отдела образования районной администрации Вадим Гитько.
Кроме того, на базе учебных заведений в Раздольном и Тамбовке власти предлагают отрыть автодромы. «В тамбовской школе у нас идет обучение профессии тракториста-машиниста. В раздольненской — сильный агротехнологический профиль», — пояснил Вадим Гитько.

ОТ ШКОЛЫ К ГИМНАЗИИ

По словам начальника отдела образования Благовещенского района Любови Безродных, работа над проектом активизировалась после того, как муниципальные районы получили возможность участвовать в программе модернизации системы общего образования Приамурья.
— Модернизация муниципальной системы общего образования состоит в повышении эффективности деятельности образовательных учреждений и доступности современного образования, — отмечает Любовь Николаевна.
На обсуждении озвучли цифры финансирования проекта плана модернизации системы образования. На три года необходимо 32 миллиона 990 тысяч рублей, из которых 16 495 тысяч планируется выделить из федерального бюджета, 13196 тысяч — из регионального, муниципальный вклад в проект составит 3 299 тысяч рублей.
Три основных «кита» проекта — материально-техническое оснащение школ, повышение квалификации педагогов и реализация механизмов привлечения молодых работников.
— Планируем повышать квалификационный статус педагогических кадров — отправлять на всякого рода специальные курсы и семинары, поощрять участие педагогов в областных и национальных проектах,— поясняет Любовь Безродных. — Сегодня новые стандарты образования диктуют иные, чем прежде, подходы к обучению.
С 1 сентября 2010 года в волковской школе первые классы уже занимается по новому стандарту — образовательной программе «Школа-2100». Новый стандарт предусматривает до 10 часов бесплатных дополнительных занятий по выбору ребенка. Для внеурочных часов привлекаются педагоги центра детского творчества и педагоги-предметники.
— В новом учебном году все первые классы переходят на новые стандарты образования,— говорит директор чигиринской школы Тамара Сумарокова.— У нас 1 сентября сядут за парты 75 первоклассников, часть из них будет получать знания по программе «Школа-2100», другие начнут заниматься по программе Занкова. С 21 июня у преподавателей начальной школы начнется жаркая пора — курсы по повышению квалификации. Закупаем учебники, различные пособия. Одним словом, готовимся.
Еще одно новшество — создание на базе школы села Чигири центра дистанционного обучения с помощью Интернет-технологий детей, в том числе с ограниченными возможностями.
— Это хороший выход из положения, когда по каким-либо причинам в селе не ведется предмет или дается в минимальных объемах, — говорит Тамара Борисовна. — Тогда школьник может получать знания в полном объеме с помощью квалифицированных специалистов других школ районов, области. Но пока это только в планах, как и перевод чигиринской школы на новый государственный статус — гимназии. Работы очень много, поэтому проводиться она будет поэтапно и последовательно.
Что касается профильного образования, то в проекте плана модернизации ему дан зеленый свет на дальнейшее развитие, ресурсные центры на базе школ тоже не останутся в стороне и продолжат свою деятельность.
Так, волковская школа работает в режиме районного ресурсного центра музейно-педагогической краеведческой работы, грибская ориентирована на такие формы обучения, как индивидуальный учебный план за счет элективных курсов.
По сути это обязательные занятия по выбору учащихся, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия. На таких занятиях ученик может углубленно заниматься любимыми дисциплинами и получать образование с определенным уклоном в ту или иную область знаний.
— Для профильных классов мы не дотягиваем по численности, — поясняет директор школы села Грибское Светлана Колобова, — зато у нас каждый ученик старших классов может выбрать себе свой «маршрут знаний» и уже целенаправленно готовиться к поступлению в выбранный вуз или техникум. Очень важно, чтобы ученик к окончанию школы определился с выбором будущей профессии. А мы должны ему всецело помочь.

ДЕТСАДОВ И ШКОЛ НЕ ХВАТАЕТ

В проекте модернизации акцентируется внимание и на проблемах районов, которые в течение трех лет необходимо решить.
По словам Любови Безродных, нужно развивать систему дошкольного образования: внедрять альтернативные формы дошкольного обучения наподобие групп семейного типа, безотлагательно решать проблемы: строительства детских садиков в Волкове, Усть-Ивановке, Чигирях и реструктуризации части здания волковской школы под сад.
Давно рассматривается вариант привлечения частного сектора для создания частных детсадовских мест. По словам Любови Николаевны, подобные начинания следует поддерживать и поощрять, поскольку они дают возможность решения насущных потребностей селян.
Также Благовещенский район обозначил проблему загруженности школ в селах, расположенных вблизи областного центра.
— В Чигирях и Усть-Ивановке в последние годы много земли отдано под индивидуальное строительство, население растет. И без возведения новых учебных заведений мы не справимся, но без помощи правительства строительство новых школ не осилим, — отметил заместитель главы района Валентин Ефимов.
— Я согласна с вами. Во многих районах эта проблема актуальна, — ответила заместитель председателя областного правительства, председатель координационного совета Виктория Анисимова. — Но, чтобы построить школу, район должен представить обоснование, подготовить проектно-сметную документацию. От вас нам нужны конкретные предложения, а не просто разговоры.
Представители большинства территорий сетовали на отсутствие современных учебников и старые школьные автобусы. Для перевозки детей необходимо купить новый автотранспорт, оборудованный системой ГЛОНАСС. А еще школы просят приобрести спортинвентарь и оборудование для профильных классов.
— Один из положительных моментов в том, что педагоги понимают необходимость внедрения инновационных технологий. Это прежде всего дистанционное обучение, современное оснащение классов и переход на новые образовательные стандарты, — прокомментировала итоги заседания координатор проекта, заместитель председателя амурского Законодательного собрания Ольга Лысенко.
Кстати, Тамбовскому району на реализацию их программы потребуется 36 миллионов рублей. Почти 33 миллиона запланировал Благовещенский. Власти Константиновского района готовы обойтись менее чем 18 миллионами рублей.
Сколько в конечном итоге районы получат средств на реализацию проектов, члены координационного совета решат на следующем заседании. «Мы выходим на финишную прямую», — заметила заместитель председателя областного правительства, председатель координационного совета Виктория Анисимова. И рекомендовала не молчать о проблемах образования, так как есть различные программы, призванные помочь в их решении.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости