Недалеко от Земли обнаружены сразу две «черные дыры»

5 октября 2011 в 17:32

Конечно, «недалеко» — понятие относительное, речь идет о 160 миллионах световых лет. Но это самые близкие к нашей планете черные дыры.

«Было известно, что в этой галактике «черная дыра» существует, но никто не подозревал, что там не одна, а две. Довольно неожиданно обнаружено, что двойная «черная дыра» была найдена в галактике, выглядящей довольно пристойно, то есть не видно было, чтобы она с чем-то сливалась», — отмечает профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ М. В. Ломоносова Анатолий Засов.

Увидеть «черные дыры» невозможно. Они не излучают, а только поглощают энергию. Вокруг них замедляется время, а гравитация максимальна, максимальна настолько, насколько это только допустимо законами природы. Обнаруживают дыру по излучению тех космических объектов, которые она в данный момент засасывает. Зафиксировать подобные явления можно с помощью рентгеновского телескопа.

«Чаще всего в оптическом диапазоне излучение не очень сильное, потому что значительная часть энергии перехватывается пылью, которая прячет очень яркое ядро. А рентгеновское излучение может пробивать значительную толщину веществ, и рентгеновские лучи до нас доходят», — поясняет Анатолий Засов.

Будущее новых дыр вполне предсказуемо: они будут кружиться вокруг друг друга, пока не станут единым целым. Тем более, что между ними небольшое расстояние — 490 световых лет.