Кровать-печку и аэросани создал пенсионер из Благовещенского района

У усть-ивановской ребятни, помимо традиционных забав, появилась еще одна: катание на диковинной конструкции - с пропеллером и моторчиком. «Мотоконьки», как называет свое детище Валентин Афанасенко, - не единственное изобретение сельского пенсионера. Подивиться чудо-технике решил корреспондент газеты «Амурская земля и люди».

Коньки с пропеллером

У Валентина Афанасенко, как у настоящего мужчины, работа кипит в излюбленном месте - гараже. На воротах – цифры и схемы, по соседству с мотоциклом «припаркованы» причудливые конструкции.

- Вообще-то я сани уже разобрал и поставил в гараж до следующей зимы, - поясняет Валентин Николаевич. - Хотел сделать летательный аппарат, но лопасти не получились, зато вышли мотоконьки. Это - как бы стул, который по льду двигается. Есть и «самоходные» сани, но никаких документов на «транспорт» нет, это же любительская конструкция.

«Как бы стул» - легкая алюминиевая конструкция на 4-х полозьях от стареньких коньков, с помощью хозяина покидает место стоянки. В изогнутых трубках угадывается каркас обычной раскладушки. «Я ничего не выбрасывал, на металлолом не спешил сдавать», - отмечает механик-изобретатель. Конструкция имеет руль, переключатель скоростей и тормоз. К спинке импровизированного стула крепятся мотор и винт. Собственно, из-за винта конструктору-любителю и пришлось «изменить» первой задумке.

- Такой летательный аппарат делали энтузиасты из Подмосковья, - рассказывает про мечту, запечатленную на снимке из журнала 70-х, местный кулибин. - Здесь применяется технология вертолетных лопастей. Я сделал их из дерева цельными, но получились неудачные - очень тяжелые. Надо из Интернета брать конструкцию.

Ставить крест на изобретении из-за досадной осечки селянин и не думал. Вскоре на радость сельской детворе на свет появились мотоконьки – аналог аэросаней.

- По льду сани развивают скорость за 60 километров в час, по снегу — до 60-ти. Конструкция легко выдерживает двоих взрослых. На сани ставлю мотор с мотоцикла, от холодного ветра защищает стекло. На моей тачке многие катались. Некоторые даже фотографировались. Однажды горожане интересовались, можно ли прокатиться за деньги, но денег я не беру! Испытывали мотоконьки с ребятишками - катались, так радовались! Внучку катал. Один паренек хотел сделать такое же устройство. Я ему говорю: «Пробуй!», а он меня загружает, мол, сделайте вы. Но мне надо, чтобы он сам мастерил, я помог бы.

Валентин Николаевич не раз задумывался о том, как привлечь к изобретательству местных мальчишек. «Давно заметил: многие ребятишки переделывают велосипеды, мопеды, значит тяга к технике есть. Не всем же кикбоксингом заниматься. А талант есть у каждого человека, нужно только помочь ему раскрыться, - отмечает пенсионер. - Хотел бы учить мальчишек моделированию, но образования педагогического у меня нет. Нужна мастерская, заинтересованный педагог, а я бы помог, проконсультировал».

Консервные корабли

Именно учитель в 50-е раскрыл в Валентине Афанасенко талант к конструированию. «Жили мы тогда на Украине. Я родился в 1941-м, в 49-м пошел в школу, - вспоминает Валентин Николаевич. - Учился в классе шестом-седьмом, когда товарищи принесли набор реечек для модели. С этого все и началось. В школе работал кружок авиамоделизма,  занимался с нами учитель-энтузиаст, настоящий умелец, хотя и был без руки. Учитель занимался с нами и судостроением - паяли корабли из консервных банок».

Окончив школу,  Валентин поступил в железнодорожное училище и по-прежнему занимался авиамоделированием. «Однажды мой планер залетел в соседнее село – переполоху было… Там не знали, что за «птица» такая. Мне соседка рассказала, что соседи нашли какой-то неопознанный летающий объект», - довольно щурится в лучах весеннего солнца изобретатель.

После переезда в Благовещенский район Амурской области для мастера на все руки, слесаря 5-го разряда по ремонту промышленного оборудования, работы по специальности не нашлось. Но кому нужна работа, без дела не останется. Сначала работал оператором по раздаче кормов, а последнее время, вплоть до выхода на пенсию, был санитаром в местной больнице. Навыки механика пригодились - время от времени  занимался сельской техникой. «Как-то за лето я один сделал 5 транспортеров, - рассказывает Валентин Николаевич. - Обычно бригада в 4 человека за все лето осиливала не больше одного-двух таких агрегатов».

Возможно, секрет высоких показателей не только в конструкторском таланте, но и в удивительной работоспособности этого человека. «Главное - не унывать, - делится жизненным опытом мастер. - Многие говорят, что зимой заняться нечем, а я всегда нахожу работу.  Некоторые скептически относятся к моему увлечению, мол, зачем это надо. А что, сидеть сложа руки и думать о тополях?».  Не о тополях, о грядущем огородном сезоне уже подумал Валентин Николаевич. 

В разработке - мотокультиватор. По словам мастера, заводской неоправданно дорог: уж слишком быстро выходит из строя. «Мотор уже есть, он будет посильнее заводского, - рассуждает конструктор. - Из металлолома возьму какой-нибудь швеллер, все есть… Нужно лишь время, много его уходит на обустройство усадьбы – вот, бани пока нет, только душевая. Сейчас наступает сезон: рассада, огороды. Все делаю не в ущерб хозяйству, всякими поделками занимаюсь в свободное время: осенью и зимой».

Экономная печка

Бездельничать Валентину Николаевичу и впрямь некогда. Все, от скамейки до дома, сделано его руками. По словам хозяина, дом достался 1931 года постройки. С виду – салатовое, со сведенными кирпичиками углами, строение – как новое. «И дом, и крышу сам делал, и по хозяйству все делает, все чинит», - вступает в разговор супруга Лариса Михайловна. Женщина, на редкость немногословная, приглашает в свои апартаменты - летнюю кухню. Внутри небольшого строения, обшитого сайдингом, тепло. Как выяснилось, хозяйничает здесь Лариса Михайловна круглый год. В деревянной  кухне – все блага цивилизации: встроенная колонка для воды, ванна и прочие удобства. Однако гордость хозяев - не коммунальные изыски, а обычная, на первый взгляд, печь.

- Лариса Михайловна попросила, чтобы плита у печки была пониже. Но главная хитрость не в этом. Вот потрогайте печку в самом низу, - предлагает Валентин Николаевич. - Чувствуете? Она теплая, хотя, как правило, внизу печи холодные. А я сделал, что тепло везде - так проложены дымоходы. Благодаря этому помещение прогревается равномерно, даже зимой мы топим один раз – это ж экономия!   

- Да приглашай уже в дом, - улыбается довольная хозяйка. Если Валентин Николаевич – изобретатель, то Лариса Михайловна – первейший испытатель его изобретений. - В доме он тоже печь переделывал - там даже лежанка есть.

За путь от кухни к дому в несколько шагов мастеровитый хозяйственник находит работу – крыльцо переделать, навес пока временный. В сенцах, где сам поставил дверь за 8 тысяч рублей, пришлось коробку новую соорудить, доделки еще остались. Пластиковые окна ставил самостоятельно, оконные проемы «дорубал» - евростандарт не подходит под сельский, и поэтому, по словам Валентина Николаевича, многие сельские отказываются менять «деревяшки» на «пластик». 

В смежной с холлом комнатке – настоящее чудо. Такого не приходилось видеть ни в одном доме с печным отоплением: вместо привычной кровати в уютной спальне - широкая лежанка. Являясь продолжением печки, эта чудо-кровать, по словам хозяина, сохраняет тепло до трех дней.

-  Как сделать правильно, чтобы сильно не грело, подсказал опыт. Нагревается она за счет гравия, - Валентин Николаевич открывает очередную конструкторскую хитрость. - Жена заказала лежанку пошире, на двоих. Да и дочки, когда из города приезжают, тоже любят здесь погреться. Снизу, в основании лежанки, - железяка, под лежанкой можно сушить обувь.

Сообщение о том, что все электро-оборудование, в том числе и электробатареи,  - тоже дело хозяйских рук, мы приняли как само собой разумеющееся.  На мысль, что талантливый человек талантлив во всем, натолкнул баян, «примостившийся» возле лежанки. Как выяснилось, в свое время Валентин Николаевич занимался не только музыкой, но и рисованием. Причем, вполне успешно. «Заниматься любым делом надо сильно и упорно. Но у меня на все времени не хватает. Затею с музыкой перехватил мой брат, он хорошо играет. А я – так, для души иногда. Умение рисовать пригодилось - чертежи строю сам», - говорит пенсионер.

Валентин Афанасенко не оставляет надежду сделать летательный аппарат – проверить свои способности. «Хочу, чтобы модель  поднялась в небо, пусть невысоко, хотя бы на несколько метров. Вся загвоздка в изготовлении лопастей. Подвешиваю их на нитях, центрую. Винт должен иметь баланс, иначе от сильной вибрации разлетится вся конструкция», - неуемный сельский кулибин чертит в воздухе очередную конструкцию…
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости