Домом для 62 человек стало… складское помещение

В не пригодном ни по каким нормативам для человека здании, расположенном в центре села Чигири, сегодня растут 22 ребенка. Дети и 40 взрослых оказались заложниками ситуации, тянущейся с 90-х годов прошлого века. Выход из конторы-склада искала «Амурская земля и люди».

Отхожее место

Приблизившись к зданию под номером 41 по улице Центральной, можно без труда определить отхожее место. Если и были когда-то в здании туалетные комнаты, то со временем санузлы отошли в частную собственность - часть первого этажа занимает аккуратненький магазинчик. Единственный у дома контейнер под мусор – тоже собственность торговой точки. От нежелательных посягательств его защищает крышка, запертая на замок.

В стороне от «парадного», пригретая мартовским солнцем, земля источает совсем не весенние ароматы. Сюда, прямо у дома, сливаются ведрами нечистоты. В зияющем неподалеку колодце, где проходят трубы теплотрассы, нашли свое пристанище  твердые бытовые отходы. Все это «великолепие» жильцы созерцают через окна евростандарта, рамы которых вызывающе белеют на фоне закопченых стен. 

- Весной прошлого года здесь был пожар, - рассказывает наш «экскурсовод», начальник  отдела архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района Лариса Булатова. - Месяц назад за счет местной администрации в здании сделали новую проводку. Спрашивается, надолго ли? Учитывая, что никакого дежурства здесь никто никогда не организовывал, вахтера не было и в помине. У здания ведь нет статуса общежития. А проживающий контингент тоже не внушает доверия: многие пьют, нигде не работают, за жилье не платят.

Не без опаски входим в подъезд. Черное от копоти «парадное» встречает смрадом, исходящим от вековых мусорных куч. Грязь повсюду, в горах хлама утопает даже электрощиток, отгороженный от непрошеных гостей металлической решеткой. На верхние этажи ведет замызганная лестница с шаткими перилами. Лестничный пролет с трудом освещает жалкое подобие окна, местами затянутое рваной пленкой.

Трудно представить, что среди этого крысиного рая живут люди, растут дети. Есть семья, в которой пятеро ребятишек…

На дверных остовах, ведущих на второй этаж, белеет лист бумаги. Розовым фломастером в весьма вежливой форме на нем изложена просьба «не свинячить». На этаже относительно чисто: стены хранят следы былой побелки. Лишь кое-где «украшают» собой углы коридоров кучки мусора. Однако пожарная лестница, на которой сохнет белье, явно служит мусоропроводом. Красноречиво характеризуют местных обитателей двери - одни блистают новизной, другие - обшарпанностью.

В углу – странная конструкция:  в стене завис остов трубы. Это - местный источник живительной влаги…

Комната-камера

Трубу, которая обрывается метрах в двух от пола, венчает малюсенький краник. Емкость для воды устанавливается на бетонном выступе, по-хозяйски покрытом клеенкой. Сюда жильцы ходят «по воду», чтобы устроить  постирушки, приготовить обед или  «принять ванну». Правда, как выяснилось, даже в этой трубе вода бывает далеко не всегда.

Об этом поведал один из местных жителей, которого мы встретили у живительного источника. На вопрос, как тут живется, мужчина ответил крепким русским словцом  и гостеприимно пригласил в свои «апартаменты».

Увиденное превзошло все ожидания. Клетушка размером 3х3 мало чем напоминает человеческое жилище. На стене под окном, конечно же, пластиковым, буйно цветет плесень. Расположенная здесь же батарея приличных размеров никакой угрозы для вечной спутницы сырости и холода не представляет.

Источник тепла давно стал бутафорией — второй год за миллионные долги дом отключен от теплоснабжения. Без сомнения, плантации смертельно опасного грибка простираются далеко за пределы окна, просто остальные «прелести» скрыты от взора обоями. Тепло же исходит от обогревателя. Источником света служит старая лампочка Ильича в 60 ватт, более современные люминесцентные лампы установлены, но не подключены — проводка не подведена.        

На девятиметровом пятачке с трудом умещаются диван-кровать, столик с телевизором, небольшой шкаф и конструкция, отдаленно напоминающая кухонный стол. Кстати, над ним свисает уже знакомая водопроводная труба. «Я провел воду в комнату, мог бы и раковину установить, но нам это не нужно, ведь жилье у нас временное - снимаем», - поясняет хозяин комнаты, вместе с которым здесь ютятся жена и кот. Слушая невеселое повествование хозяина, живность сердито урчит. Похоже, в таких не пригодных для жизни условиях мурлыкать он разучился.

За право проживать в этом складском помещении, больше напоминающем тюремную камеру, семье приходится выкладывать ежемесячно 5 тысяч рублей, плюс плата за  электроэнергию, это еще около тысячи. Прощаясь, временный постоялец дома-склада выразил надежду, что после нашего визита хоть что-то сдвинется с мертвой точки.

Не по силам закону

История дома-склада началась в прошлом веке. В 70-80-е годы здание с прилегающей к нему территорией, как рассказала глава Чигиринского сельсовета Любовь Андреева, принадлежало автобазе. Тогда в складское помещение временно заселили работников базы – подобная практика существовала по всей стране и считалась делом обычным. Так что ни с пропиской, ни с законом у сотрудников проблем не возникло.

Позднее, в мутные 90-е, автобазу реорганизовали, вся территория, за исключением здания, была распродана частным лицам. Склад остался складом, и даже приватизация, переводившая тогда в частные руки все и вся, не в силах сделать его общежитием. Так и живут люди уже около двух десятков лет на складе без свидетельства о собственности пусть даже на такой свой угол.

- Сегодня земля, расположенная за зданием, принадлежит базе большегрузных  машин. У  строения нет собственного земельного участка, поэтому оно в принципе не может стать жилым, - объясняет начальник  отдела архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района Лариса Булатова. – Главное требование для общежития - наличие санитарной зоны в пределах чуть ли ни 300 метров, где можно было бы оборудовать хозяйственные площадки. В этом основная причина, по которой нежилое здание невозможно перевести в жилое.

Судьбой чигиринского дома-склада заинтересовалась прокуратура Благовещенского района.

Представители правоохранительного органа и районной администрации решили, что глава сельсовета оформит права на это здание, выкупит у собственника участок земли для установки септика и устройства подъезда к нему. 

- Нужно постараться оформить здание как рабочее общежитие для временного проживания. Правда, сегодня областное правительство настоятельно рекомендует все общежития переводить в статус жилых домов, - отмечает Лариса Булатова. - Мы же вынуждены идти вразрез с этими рекомендациями, так как признать данное здание полноценным жильем просто нереально.

Хомут на бюджет

В настоящее время специальная комиссия под руководством главы Чигиринского сельсовета выясняет, кто и на каких основаниях живет в доме-складе. Жильцы без прописки, в том числе снимающие угол, должны будут освободить помещение. Прокуратура прежде всего учтет права жильцов, имеющих хоть какие-то документы, подтверждающие права на проживание здесь. Через суд будет отменена регистрация тех, кто давно не живет на Центральной, 41.

- Ситуация непростая, ищем выход. Жителей этого дома мы не можем расселить как проживающих в ветхом, аварийном жилье, так как оно не является жилым. Да и некуда людей расселять - нет маневренного фонда, - разводит руками начальник  отдела архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского район. – Рады бы создать людям нормальные условия проживания, но каким образом? Есть идея строительства так называемого социального дома, однако насколько она реалистична, в первую очередь финансово, говорить сложно.

Пока найден единственный выход из, мягко скажем, ситуации тупиковой. Когда здание примет в собственность сельсовет и решится земельный вопрос, с оставшимися жильцами будет заключен договор коммерческого найма. А все расходы по содержанию здания возьмет на себя местная администрация. Со временем все расходы должны быть возмещены жильцами.

- Взимание платы за проживание с собственников — это еще одна серьезная проблема, - отмечает Лариса Булатова. – Многие обитатели дома-склада привыкли жить за счет государства и раскошеливаться не торопятся. В прошлом году администрация пошла на крайние меры - отключила отопление. Но ни холод, ни плесневые стены народ не испугали — платить по-прежнему никто не собирается. Решить эту проблему можно только через суд, а это практически нереально. В итоге содержание данного здания, как хомут, повесят на бюджет сельсовета.

…Заложниками ситуации, схожей с чигиринской, являются жители еще пары сел Благовещенского района. И тут возникает главный вопрос проблемы: не останутся ли люди после наведения порядка «обескровленными» совсем?

- Не думаю, - говорит Лариса Булатова. – Тот, кто нашел деньги платить за такой непотребный угол, и деньги немаленькие, на мой взгляд, найдет более жилое помещение за те же средства. Тем же, для кого комнатка в доме-складе стала единственным на данный момент пристанищем, посоветую не тратить время на ожидание чуда и пытаться улучшить жилищные условия за счет трудоустройства и участия в социальных программах. Например, в программе социального развития села. Ну и, конечно же, на будущее рекомендую все селянам своевременно оформлять и переоформлять право собственности на имущество. Будь то жилье или земельный участок.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости