Иконостас для возрождающегося храма «режут» в Благовещенском районе

Необычная столярная мастерская развернулась в селе Чигири. Здесь изготавливают алтарную завесу для дореволюционной церкви, вновь открывшейся в областном центре Приамурья. Приложить руку к святыне в буквальном смысле слова может любой желающий. Таинство создания «Царских врат» постигал корреспондент газеты «Амурская земля и люди».

Чудо-мастерская

Совершенно случайно узнав о том, что в Благовещенском районе развернулась необычная мастерская, мы воспользовались случаем и отправились туда – не каждому в жизни выпадает шанс поучаствовать в изготовлении обрамления для святынь. «Что умеете? - деловито встретил нас участник проекта, монах из Санкт-Петербурга, брат Михаил. – Хотя иконостас – небольшой, 4 на 8, времени требуется много – работа кропотливая, все своими ручками. Только на изготовление «Царских врат» - около года нужно, а планируем к осени поспеть».

Брат Михаил – профессиональный резчик. Иконостас для Благовещенского храма - 21-й в его жизни проект, для Приамурья – первый. Родился на Урале, постранствовал по России в поисках истины, которая довела его до питерской обители. Волонтером по приглашению нового амурского владыки, епископа Тындинского и Благовещенского приехал в Приамурье.

- Красота здесь – сумасшедшая! – брат Михаил охотно делится впечатлениями и творческими задумками. – Скит хочу поставить – с частоколом, с большой резной церковкой. Может, и в Благовещенском районе – вон сколько богатейших природных уголков! Тем более, что в планах – создание амурской епархиальной художественной мастерской.

Благовещенские узоры

Резчицкая, в которой творят удивительные вещи, развернулась в чигиринской столярке около полугода назад - с открытием в Благовещенске храма «Всех скорбящих Радость». Почти век старинная церковь служила актовым залом учебного заведения. В конце 2011 года вновь обрела статус храма. К слову, настоятель храма иеромонах Георгий на одной из встреч с журналистами рассказал, что владыке Лукиану, новому епископу Благовещенскому и Тындинскому, на его духовном пути сопутствует именно икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В честь этой иконы, в бытность благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии, владыка сподобился построить храм, а также организовал монастырь в родном селе Белка Одесской области. Третья знаковая встреча - храм в Благовещенске.

Дореволюционный храм отличается от действующих в Благовещенске своим каноническим стилем, близким к византийскому. Особенным здесь будет и иконостас – в лучших традициях церковного зодчества, которое было популярным на Руси в XV веке. Кстати, и сам иконостас («место стояния икон» - греч.), приходит в русское христианство в век Возрождения. «Храм – необыкновенный, уникальную делаем и алтарную завесу, - отмечает брат Михаил. – Резьба – авторская, мы назвали ее «Благовещенские узоры». 

«Липовые» драгоценности

Изготовление иконостаса, по истине, дорого стоит. Чтобы вырезать, к примеру одну «лилию», у мастера уходит 8 часов. «Деталей вензельных много, режем из липы, так как материал более пластичен и податлив, чем дуб, который требует времени в три раза больше, - показывает чертежи на ватманах брат Михаил. – Помимо алтарной завесы для храма «Всех скорбящих Радость», взялись за новые носилочки для Албазинской иконы Божией Матери».

...Глаза боятся, а руки делают. Калькировать узор на дерево удалось достаточно быстро и без особого волнения, а вот чтобы впервые в жизни ошкурить витиеватый трехгранный узор, пришлось изрядно постараться.

- Эта работа – ювелирная, - улыбается в бороду мастер. – Только женские руки справятся. Не забудь деталь отметить для истории – твоя частица души в иконостас заложена.

- Кстати, про «ювелирку». Расхожее мнение, что русская церковь – одна из самых богатых в мире, мало где такое богатое убранство в церквях увидишь, - закидываю «удочку» брату Михаилу.

К слову, монашествующий – весьма интересный собеседник в темах «о потаенном». Без напускной высокопарности рассказывает о разнице мантр и молитв, о том, что смысл Евангелие быстрее доходит, если читать его, как ни странно, на церковнославянском. О том, что истинная вера – не в обрядовости и форме одежды. Обсудили мы также нашумевшую киноисторию о сотворении мира и инопланетянах…

- Конечно, русская церковь – самая богатая в мире, сейчас я вам мешочек изумрудов «нарежу», - смеется брат Михаил. – Убранство наших храмов – действительно драгоценно. Но не потому, что в нем металлы и камни. Например, на корону, венчающую носилочки с сенью для Албазинской иконы Божией Матери, нужно порядка двухсот жемчужин. Каждая создается вручную: пилится-режется-шлифуется – тончайшая работа! По трудозатратам, вложенной душе деревянный жемчуг вполне сопоставим со стоимостью ювелирного изделия. Так что наш золотой запас – люди, создающие всю эту красоту.

Между тем, как стало известно «ЗиЛу», в недалеком будущем в Благовещенске планируется возвести две часовни, а значит, в необычной мастерской работы прибавится в разы. Однако такая перспектива брата Михаила не пугает. «Чтобы поспеть в срок, нужно хитрость мастерскую придумать, - прищуривается резчик. - Надеемся на Бога и рабочие руки: любая помощь – в радость».

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости