«Штирлиц» Благовещенского района

Служил в стране бедуинов и потчевал медом российского президента амурский пограничник.

Пограничная судьба

Сам Сергей Исаев родом из Нижнего Тагила — города шахтеров и сталеваров, где в свое время он учился на проходчика в профессиональном училище. Когда в 1975 году пришло время отдать свой солдатский долг Родине, долго не раздумывал. «Тогда время было другое, - вспоминает пограничник. - Не служить было вселенским позором, поэтому мне даже в голову не приходила мысль «откосить».

Сережа мечтал служить в морфлоте, для этого даже занимался подводным плаванием. Но на призывном пункте огорошили отсутствием вакансий на морскую службу. Парня «купили»  рассказами о пограничной службе на Дальнем Востоке с его бескрайними таежными просторами на сопках Приамурья.

После срочной службы остался в армии, женился и сразу перевез молодую супругу в Амурскую область. Сергей оказался решительным и быстрым в принятии решений — уже через две недели после знакомства с Ольгой он повел ее в ЗАГС. В тот же день, выкроив время между регистрацией и скромным свадебным банкетом, молодые заскочили в военкомат и получили пропуска в закрытый тогда приграничный Благовещенск. 17 марта было бракосочетание, а через два дня новоиспеченные супруги уже летели на Дальний Восток.

Чтобы молодую жену не очень пугала неизвестность, Сергей пошел на маленькую хитрость — показал шикарные профессиональные фото Благовещенска. Только вот первым местом службы оказалась не столица Приамурья, а село Новопетровка Благовещенского района. «Ничего, сдюжили, - смеется Ольга Александровна. -  Ведь предполагала же, что не райские кущи ждут...».

Сергей Николаевич был старшиной, а это ответственность за личный состав. «Конечно, работать с людьми — дело непростое, - делится Сергей Исаев. - Каждый со своим характером, вот и попробуй найти общий язык. Я по натуре не жесткий, но устав и порядок в армии — превыше всего. Без них армейский уклад сразу превратится в балаган».

За спиной у семьи Исаевых — 4 места службы и 4 непохожие, но в чем-то одинаковые пограничные отделения: в Новопетровке, Константиновке, Саратовке и, наконец, Западная в областном центре Приамурья. По словам Сергея Николаевича,  «за суматохой буден и не заметил, как служба пролетела».

Так же незаметно в семье выросли два сына. Младший Николай ушел на вольные хлеба на гражданку, а вот старший Илья продолжил династию и уже 12 лет служит в Пограничном управлении ФСБ России по Амурской области. К слову сказать, его жена также носит зеленые погоны. «У нас на четверых — Оля же моя тоже военнослужащая — общего стажа пограничной службы вышло 72 года, - смеется Сергей Николаевич. - Так что у нас охрана границы — не только дело государственное, но и семейное...»

Далекая близкая Сирия

Яркой страницей в пограничную карьеру Сергея Исаева вписано почти четырехлетнее пребывание в Сирии. С 1880 года  Сергей Николаевич был в штате по охране советского посольства в Дамаске. И  страну он знает не из окна автобуса — поколесил по Сирии достаточно, даже ездил в соседний Ливан.

Его, русского из амурской глубинки, Дамаск встретил почти 20-градусной плюсовой температурой. Переоделся в летнее — снова незадача, вечером замерз. «Это потом я узнал, что разница дневной и вечерней температур может достигать  25 градусов, - смеется Сергей Николаевич.  - А поначалу все было в диковинку — и обилие товаров, и женщины в хиджабах. Первые дни ходили по столице Сирии, как по музею».

Особенно военных поразили бедуины -  местные кочевники, которые иногда приезжали по своим делам в город. Статусность и принадлежность к тому или иному племени можно было прочесть по несметным татуировкам на их телах. К слову сказать, женщины украшены разноцветной «живописью» по телу не меньше, если не больше, чем мужчины.   

По воспоминаниям Сергея Николаевича, местные с большой теплотой относились к русским. «Советский Союз  помогал арабской стране и железные дороги строить, и линии электропередач тянуть, и науку развивать, - рассуждает Сергей Николаевич.  - Это сейчас мы несколько ослабили свои позиции из-за гражданской войны, а тогда все было по-другому».

Как признался Сергей Исаев, сегодняшняя ситуация в Сирии не может оставить его равнодушным: «Смотрю новости, а на душе – сумбур. Жаль, что бунты и революции, происходящие на Ближнем Востоке, перекинулись на Сирию, и она  из цветущего государства превратилась в воюющую, раздираемую противоречиями страну. Когда вижу по телевизору разруху сирийских городов и стреляющих людей, становится не по себе – я знаю другую Сирию».

Мед для Путина

Сергей Исаев — натура увлекающаяся: являясь ярым поклонником экологического туризма, он не прочь сплавиться по речке или попутешествовать с рюкзаком за спиной. Причем, делает Сергей Николаевич все с удовольствием, вкладывая в намеченное всю душу. В свое время наткнулся в газете на статью известного кроликовода Михайлова - и «заболел». Причем, «болезнь» носила весьма основательный характер: Сергей Николаевич не только списался со знаменитым профессором, но и, не пожалев денег и времени, съездил в Санкт-Петербург на индивидуальные лекции по кролиководческому делу.

Профессор, оценив увлеченность своего дальневосточного подопечного, прислал ему нужные книги по разведению и чертежи комфортного «жилья» для ушастиков. Вскоре  замыслы стали обретать реальность — были построены кроличьи фермы, обитателями коих стали племенные животные, прибывшие аж из Новосибирска! Пушистой «жемчужиной»  стада стал кроль-великан, специально доставленный из Московского НИИ пушного звероводства. Как говорится, «кролики — это не только ценный мех...».

Ушастое хозяйство росло и крепло, достигнув порядка 150 голов.  Но, к сожалению, завезенная невесть откуда иноземная зараза стала исподтишка «косить» пушистых питомцев. Хозяевам ничего не оставалось, кроме как истребить оставшееся поголовье.

Спустя какое-то время кроличьи фермы перешли в другие руки, а Сергей Николаевич переквалифицировался в пчеловода. На сегодня его жужжащее царство насчитывает 20 ульев. По словам Сергея Исаева, дело это достаточно хлопотное, но интересное: «Занимаюсь медом я уже лет пятнадцать. Мои пчелки не подводят, норму  - молочную 38-литровую флягу ценного продукта с каждого домика - делают.  Они мне - мед, а я им - вояжи в лес, где можно вдоволь пособирать нектар с редких растений».

К слову сказать, когда в июле 2000 года президент Российской Федерации Владимир Путин был с деловой поездкой в Амурской области, то посетил заставу. Так вот, исаевские цветочный мед и малиновое варенье стали главным украшением стола для главы государства.

Под присмотром

Промелькнули-пронеслись в делах да заботах 37 лет военной службы, но сидеть сложа руки на пенсии Сергей Николаевич не собирается — не тот характер. «Пойду работать завхозом, - улыбается крепкий мужчина с завидной для молодых выправкой. -  Благо, военная служба научила азам хозяйственной деятельности. Отдыхать не привык - скучно».

Так и живет среднестатистическая пограничная семья: растит двух симпатюль-внучек, мечтает о мужском прибавлении и потихоньку обживается в новой квартире. Не так давно Исаевы обзавелись собственным жильем — от пограничного управления получили «двушку». С просторной лоджии открывается чудесный вид на пограничный Амур и видна прилегающая китайская территория. «Буду и дальше присматривать за границей, - отшучивается военный пенсионер. - Сами понимаете, бывших пограничников не бывает!».

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости